ЕГЭ русский язык задание №26
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Теория и алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ (по демоверсии 2019,2020)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_russkiy_yazyk_zadanie_26.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ русский язык
1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
↑ Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)
ГИПЕРБОЛА - преувеличение.
Сто лет не виделись.«Волны вставали горами»«Я говорил это тысячу раз»Это длилось целую вечность.
ЛИТОТА – преуменьшение.
Жизнь человека – один миг.Небо с овчинку.Мальчик с пальчик.«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»
ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).
ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.
«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?"» Крылов. (слова лисицы ослу)
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)
МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;У него бойкое перо;Весь дом ушел;Выпить целый самовар;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь..»
ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением.
Мы едем в город на Неве.//Царь зверей сидел на камне.
СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)
СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.
добрый ветер;живительная влага;робкое дыхание;горящие глаза;
↑ Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)
АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
« Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»
ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек».
АНТИТЕЗА - противопоставление.
"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
"Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла”
"То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно"
ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»
ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)
ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.
«Смотри, ей весело грустить.» /Убогая роскошь.//Горячий снег."Жар холодных числ" (А. Блок)
"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?Здравствуй, солнышко!Что за люди!
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»
УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.
«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще...» (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш... но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)
ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.
"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.
Я! Говорю! Хватит!//Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
↑ Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)
АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.
«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)
АССОНАНС - повтор гласных.
«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.
«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)
↑ Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы)
АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный
КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»
СИНОНИМЫ - слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый»
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.
"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."
ОМОНИМЫ - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова.
Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).
ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.
Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.
ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.
ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).
ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать.
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.
ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок.Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим.
АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимое, устойчивое словосочетание.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология
Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...