Подготовка к ЕГЭ. Фонетика.Орфоэпия
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

задания для подготовки к ЕГЭ по фонетике и орфоэпии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_fonetika.orfoepiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        Предмет: русский язык

        Тема:  Подготовка к ЕГЭ. Фонетика. Орфоэпия.

Класс: 11

                        

        Задания.

        

        1. Сопоставьте звуковой состав следующих пар слов. Какими звуками они различаются? Подчеркните слова, различающиеся только на письме.

        Бит – быт, быть – пить, пыл – пыль, круг – крюк, мог – мок, лёд – льёт, плод – плот, рок – рог, суд – суть, путь – муть, род – рот.

        

        2. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков: лес – сель, лыжи – жилы, лиса – сила, ром – мор, луг – лук.

        

        3. Определите звуковой и буквенный состав слов. Выпишите слова, в которых количество  букв не совпадает с количеством  звуков.

        Сверстник, вожжи, вуз, братья, режь, жёлтый, жирный, жужжать, бежать, отблеск, густо, банный, щётка, яркий.

        

        4. Выпишите слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами е, ё, ю, я.

        Тихо, следить, жёрнов, полёт, жёлтый, впереди, снег, бледный, пряный, брюнет, кегли, север, выше, вянуть, глянцевый, пятёрка, семян, сессия, декан, газета, гнёзда, пюпитр, люстра, жюри, шёлк, сердце, ровесник, агентство, великолепие.

        

        5. В каких из данных слов встречаются звуки [сۥ], [нۥ], [зۥ]:

        Власть, гвоздь, песня, пресный, дверной, сентябрьский, зернистый, карнавал, боязнь, знание.

        

        6. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости/звонкости и по твёрдости/мягкости:

        И наконец я счастлив буду,

        Спокойно мир оставлю сей –

        И в благодарности моей

        Твою пощечину забуду.

        

        Источник (№1-6): Светлышева, В.Н. Русский язык: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / В.Н. Светлышева. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

        7. Укажите ошибку в характеристике звука, входящего в слово «сдаёшь»:

        1) первый звук – согласный, звонкий, твёрдый

        2) второй звук – согласный, звонкий, твёрдый

        3) третий звук – гласный [а], безударный

        4) четвёртый звук – согласный, звонкий, мягкий

        5) пятый звук – гласный [о], ударный

        6) шестой звук – согласный, глухой, мягкий

        8. Распределите слова по двум группам в соответствии с произнесением согласного перед Е (бассейн → [сۥэ], Дели →[дэ]):

        Музей, Одесса, патент, темп, тезис, теннис, берет, бизнес, апартеид, дебаты, пюре, реквием, фонема, пионер, дефект.

        

        9. Распределите слова по четырём группам в соответствии с тем, как в них произносятся согласные ЧН, ЧТ (молочный → [чн], скворечник → [шн], мечта →[чт], чтобы →[шт].

        Конечно, яичница, прачечная, горчичный, почта, Ильинична, нарочно, ничто, двоечник, нечто, сливочный, ни за что, Саввична, скучно, взяточник.

        

        10. Распределите слова по группам: а) с ударением на первом слоге; б) на втором; в) на третьем.

        Одолжить, средства, издавна, агент, намерение, упрочение, камбала, наготове, каламбур, хозяева, хаос, досуг, свекла, донельзя, загнутый, прибывший, рзлота, каучук, инструмент, цемент, досыта, корысть, досуха, начать, алфавит, обеспечение, баловать.

        11. Выберите правильный ответ:

        1. Срок ………………………        1) истекший                2) истёкший

        2. Мужчина …………………        1) двоеженец                2) двоежёнец

        3. Народ …………………….        1) оседлый                2) осёдлый

        4. Шутка …………………….        1) скабрезная                2) скабрёзная

        5. Большая ……………                1) афёра                2) афера

        

        Орфоэпическая разминка.

        Источник: Юминова, Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения // Русский язык. – 2010. – № 07 (582). – С. 10 – 17.

        Прочитайте тексты, обращая внимание на правильную постановку ударения.

  1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.

2. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждался. Прибыло пополнение.

  1. Приложение  обособляется  дефисом.  Для чтения новых курсов приглашены лекторы. Интересных лекторов слушать приятнее. Аудитория собралась. Так повелось исстари. Математиков интересуют не только иксы и игреки. Взяла за правило регулярно выполнять домашнее задание. Данному слову верна. Путь наверх всегда тернист.
  2. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняли деньги со счета. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

        Тест.

        1. В каком слове количество букв и звуков совпадает:

        1) тень                                3) есть

        2) сеют                                4) юный

        

        2. В каком слове последний звук – мягкий согласный:

        1) молодёжь                                3) наш

        2) восемь                                4) заяц

        3. В каком слове последний из согласных звуков – твёрдый:

        1) лыжи                                3) плющ

        2) дверь                                4) май

        4. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

        1) цинк                                3) твой

        2) начало                                4) въезд

        5. В каком слове все согласные звуки мягкие:

        1) ниже                                3) лечиться

        2) учащийся                                4) оценить

        

        6. В каком слове происходит оглушение согласного:

        1) ответ                                3) робкий        

        2) просьба                                4) над ёлкой

                

        7. В каком слове происходит озвончение согласного:

        1) с ложкой                                3) с юга

        2) к делу                                4) к воде

        8. В каком слове нет звука [с]:

        1) освоить                                3) безвкусица

        2) перелез                                4) сердится

        9. В каком слове нет звука [j]:

        1) почтальон                                3) поёт

        2) полёт                                4) вьётся

        10. В каком слове написание соответствует произношению гласных и согласных:

        1) считаю                                3) близкий

        2) исполнил                                4) разжать

        

        11. В каких словах произносится согласный [дۥ ]:

        1) Одесса                                3) кордебалет

        2) детектив                                4) дельтаплан

        

        12. В каких словах произносится согласный [рۥ ]:

        1) реприза                                3) регби

        2) реноме                                4) реверс

        

        13. В каком слове произносится согласный [тۥ ]:

        1) патент                                3) бутерброд

        2) гротеск                                4) тезис

        14. В каком слове выделенный согласный, в соответствии с орфоэпической нормой, должен быть твёрдым:

        1) патент                                3) рельс

        2) пюре                                4) рейс

        15. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

        1) форзАц                                        3) ходатАйствовать

        2) наврАла                                        4) закУпорить

        

        16. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

        1) нефтепрОвод                                3) электропрОвод

        2) газопрОвод                                4) путепрОвод

        

ОТВЕТЫ

        Задания.

        1. [бʼ] – [б]; [б] – [пʼ]; [л] – [лʼ]; [р] – [рʼ]; [мок] – [мок] (омонимы); [-] – [й]; [плот] – [плот] (омофоны); [т] – [тʼ]; [рот] – [рот] (омофоны)

        2. Лыжи – жилы, ром – мор, луг – лук.

        3. Совпадает количество букв и звуков в словах: вуз, жёлтый, жирный, отблеск, густо, щётка.

        4. Следить, полёт, жёлтый, впереди, снег, бледный, пряный, брюнет, кегли, север, вянуть, глянцевый, пятёрка, семян, сессия, декан, газета, гнёзда, пюпитр, люстра, сердце, ровесник, агентство, великолепие.

        5. Власть [сʼ], гвоз[сʼ]дь, пес[сʼ]н[нʼ]я, с[сʼ]ен[нʼ]тябрьский, з[зʼ]ерн[нʼ]истый, бояз[зʼ]нь, знан[нʼ]ие.

        6. Звуки, имеющие пары по глухости – звонкости: [н], [нʼ], [й], [лʼ], [м], [л], [мʼ], [р] (по глухости); [ч] (по звонкости); не имеющие пары по твёрдости – мягкости: [ц] (по мягкости); [й], [ч] (по твёрдости).

        7. 6) шестой звук – согласный, глухой, мягкий (твердый)

        8. мягкий: музей, Одесса, берет, патент, дебаты, пюре, пионер, дефект; твёрдый: темп, тезис, теннис, бизнес, апартеид, реквием, фонема.

        9. [чн]: Ильинична, сливочный, взяточник; [шн]: конечно, яичница, прачечная, горчичный, нарочно, Саввична, скучно; [чт]: почта, нечто; [шт]: ни за что.

        10.

Первый ударный

Второй ударный

Третий ударный

Средства

Агент

Одолжить

Издавна

Намерение

Наготове

Камбала

Упрочение

Каламбур

Хаос

Хозяева

Каучук

Свекла

Досуг

Инструмент

Загнутый

Донельзя

Алфавит

Досыта

Прибывший

Обеспечение

Досуха

Цемент

Баловать

Корысть

Начать

        11. 1.1); 2.1); 3.1); 4.2); 5.2)

        Орфоэпическая разминка.

        1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Пройдите таможенный досмотр. Таможня уже начала свою работу. Груз, поделённый на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, поручите багаж.

  1. Шофёр высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом еще не заселён. Дверь в подъезд заперта. Прежде чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включённый светильник освещает дорогу. Когда же он включён? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.
  2. Приложение обособляется дефисом [дۥэ]. Для чтения новых курсов приглашены лекторы. Интересных лекторов слушать приятнее. Аудитория собралась. Так повелось исстари. Математиков интересуют не только иксы и игреки. Взяла за правило выполнять домашнее задание. Данному слову верна. Путь наверх всегда труден.
  3. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства.  Может,  кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счета. Фирма занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

Тест.

1.3

5.2

9.1

13.3

2.2

6.3

10.2

14.2

3.1

7.2

11.1

15.4

4.1

8.4

12.1

16.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү

Бирелгән дидактик материал укучыларның  мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....

Тренировочные упражнения по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Данный материал можно использовать как для текущего контроля по теме "Фонетика. Орфоэпия"...

Методическая разработка урока по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Методическую разработку  урока  можно использовать для повторения сложных вопросов по теме "Фонетика. Орфоэпия"....

Урок в 10 классе по теме "Фонетика. Орфоэпия"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для  повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ....

Презентация "Фонетика. Орфоэпия"

Данная презентация может быть использована как на уроке русского языка в 7 классе, так и при самостоятельной работе учащихся.  Тест с ответами по теме "Фонетика. Орфоэпия." поможет учащимся подго...

тест по разделам "Фонетика", "Орфоэпия" 8 класс(подготовка к мониторингу)

Данный тест в помощь ученикам и учителю  при подготовке к мониторингу в 8 классе....