Урок в 10 классе по теме "Фонетика. Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Никитина Наталия Леонидовна

Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для  повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10-11kl.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

10- 11 класс.

Тема:  Фонетика. Орфоэпия.(2 часа)

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике,

                         графике и орфоэпии;

                         закрепить умение находить основные звуковые процессы

                          в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка;

                          совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока.

Организационный момент.

Постановка цели урока.

     Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию;  закрепим     умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.

Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Что изучает фонетика?  

(Звуки речи.)

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

 (Графика.)

Чем различаются буква и звук?  

(Букву видим и  пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в  языке выполняют звуки? Приведите примеры.                      ( Звуки в языке выполняют  важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга.  Лимон - лиман, доска - тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?  

( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно,  при образовании согласных  встречает какие-либо преграды.  Гласные состоят из голоса, звонкие  согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Назовите звонкие  и глухие звуки, образующие пары.

 ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?

 ( 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.        

 ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о],   ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?  Приведите примеры.

 ( С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

( Озвончение  –  замена глухого согласного парным ему звонким перед  другим звонким согласным (просьба).  Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и  перед глухим согласным (город, варежки).  Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция):  (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Что изучает орфоэпия? 

 ( Правила произношения звуков и ударения  в словах.)

4.Упражнения.

1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

 (3 звука.)

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.

( Жирный, панцирь, широкий.)

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.      В словах  льёт,  поем, июнь, яркий,  шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет,  песня,  люди  - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

(а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

 б) модель, вестник, мель, гость, местный;

 в)  ягнёнок, юг.)

6.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

  б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

 Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. (Извозчик, пересчитать, дощатый, разносчик, веснушчатый, мужчина.)

8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р, то́рты, хода́тайство, че́рпать, щаве́ль, экспе́рт.)

9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

 Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́.  Нанесённый - нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́.  Начатый - начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый - приведена́, приведён, приведено́,  приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник,  горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

(Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная,  копеечный.)

11. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.

(Произносится твёрдый согласный: кафе, тезис,  кашне, пастеризация, кортеж,  эссе,  патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

Произносится мягкий согласный: музей, патент,  дезинфекция,  профессор, ремарка, дебют,  депрессия,  неологизм, компетентность.)

 

12.Обозначьте ударение. Укажите лексические значения слов.

Языковая система – языковая колбаса, характерная черта – характерная женщина,  броня на квартиру – броня на танке, развитая промышленность – развитая коса, меткая острота – острота перца.

(Языкова́я система – принадлежащая  языку как системе звуковых, словарных  и грамматических средств; языко́вая колбаса – изготовленная с языком животного. Характе́рная черта – свойственная кому-чему-нибудь, специфическая; хара́ктерная женщина – с упрямым, тяжёлым, своенравным характером. Бро́ня на квартиру – закрепление кого-чего-нибудь за кем-чем-нибудь и  документ;  броня́ на танке – прочная защитная облицовка из специальных плит на военных судах, танках, машинах.  Развита́я промышленность – достигшая высокой степени развития; разви́тая коса – ставшая прямой. Меткая остро́та  - шутка, отличающаяся остроумием; острота́ перца – сильное воздействие  на вкус или обоняние.)

13.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный - совершённый,  призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; сложенный  груз – хорошо сложённый человек, совершенный вид – совершённый поступок,  призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

5.Выполнение тестов.

Тест №1по теме «Фонетика. Орфоэпия.» (Задания блока А). (Выполняют учащиеся самостоятельно, затем проверяем вместе.)

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

А. Берёг  

Б. Удобный

В. Справа

Г. Взморье

1) А и Г   2) Б и Г   3) Б и В   4) В и Г

2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

1) сватовство   2) успешно   3) разместиться   4) приятный

В каком слове  произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

щука   2) жалость   3) шарик  4) жила

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

бледнЫ   2) нАчаты   3) дОговор   4) зАвидно

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

звонИт  2) цемЕнт   3) Августовский  4) Эксперт

             Ключ.

              1)2;  2)1;  3)2;  4)4; 5)4.

         Тест №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия.» ( Учащиеся выполняют самостоятельно.)

1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный  2) ёлка  3) праздник  4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш]     2) [к]      3) [ч’]     4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж]    2) [ж],  [ч], [ц]    3) [ж],  [ш], [ц]   4) [ц], [й], [ш]

4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто   2) чист   3) готовиться   4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь   2) цыгане   3) конец   4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю   2) стяг   3) бросить   4) тесть

8.  В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра   2) в итоге   3) безыскусный   4) числа

9. В каком слове  4 звука?

1) пьёшь   2) лёд   3) боец   4) ялик

10. В каком слове  есть согласный шипящий твёрдый звук?

1) чело   2) щавель   3) жизнь   4) чудеса

11. В каком слове  есть согласный шипящий мягкий звук?

1) жестяной   2) шерсть   3) считать  4) жидкий

12. В каком слове  звуков больше, чем букв?

1) прелестный   2) сгибать   3) чеснок   4) поём

13. В каком слове  букв больше, чем звуков?

1) ёмкость   2) известный   3) пришёл   4) ядро

14. В каком слове  все согласные звуки звонкие?

1) влез   2) дождь   3) взморье   4) синий

15. В каком слове при произношении  происходит озвончение  согласного?

1) паровоз   2) дорожка   3) город   4) молотьба

16. В каком слове при произношении  происходит оглушение  согласного?

1) косьба   2) сберечь   3) варежка   4) сбивать

Ключ.

1)4;  2)3;  3)3;   4) 4 звука;  5)3;  6)4;  7)1;  8) 4;  9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4;    13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

Тест №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия.» ( Учащиеся выполняют самостоятельно.)

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат   2) нАчато   3) нАчата    4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод   2) газопрОвод   3) путепровОд   4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся   2) пломбИровать   3) отключИт   4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н]  2) нарочно [ч’н]  3) скучно [шн]  4) девичник [ч’н]  

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’]   2) тема [т]  3) свитер [т’]  4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ]   2) партер [т’]  3) опека [п’о]  4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры  2) кудри  3) государства   4) дети

8.  Какое существительное  не сочетается с  прилагательным истЕкший:

1)срок    2) период     3) кровью

Ключ.  1)3;  2)3;  3) 2;  4)3;  5)4;  6)4;  7)4; 8)3.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание .

Составьте тесты (10-15 заданий) по теме «Фонетика. Орфоэпия» по образцу тестов и заданий, выполненных в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфоэпия"

Материал урока даёт возможность научить детей правильно ставить ударения и соблюдать орфоэпические нормы в устной речи....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия"

Данный урок проводится по программе Ладыженской в 5 классе. Это рядовой урок, которые позволяет легко понять объясняемый материал, так как здесь используются различные формы работы....

Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Разработка урока  и презентация по теме "Орфоэпия"...

Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Разработка урока  и презентация по теме "Орфоэпия"...

Карта индивидуальной работы на уроке по теме «ОРФОГРАФИЯ.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ПОВТОРЕНИЕ». (5 класс)

Предназначена для подготовки учащихся к контрольному диктанту....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия".

Конспект урока даст возможность учителю учесть варианты развития  каждого этапа урока....