Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудности русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ktp_kursa_po_vyboru_trudnosti_russkoy_orfografii9_klass.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа с.Катравож
имени Героя Советского союза А.М. Зверева»
Обсуждено и согласовано на заседании Методического объединения
Протокол № ____ от « » ______________2020 г.
|
| Утверждаю И.о директора МОУ Школа с. Катравож ___________ Климова Е.Ю.
Приказ №______ от «___» __________2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
Трудности русской орфографии
9 класс
Общее количество часов: 34
Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с. Катравож, учебным планом, Примерной программой по учебному предмету русский язык (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)
Составитель: Колесова Елена Константиновна
с. Катравож
2020
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору «Трудности русской орфографии» составлена в соответствии Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с. Катравож, учебным планом, Примерной программой по учебному предмету русский язык (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)
Курс по выбору «Трудности русской орфографии» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Цели:
- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) – выявление возможностей, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).
Общая характеристика курса
Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ГИА. Элективный курс состоит из четырёх модулей:
1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).
2. «Учимся писать сжатое изложение».
3. «Учимся писать сочинение – рассуждение».
4. «Учимся выполнять тестовые задания». Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.Этот курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса по выбору
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование.
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
л
Раздел 3. Содержание курса по выбору с определением основных видов деятельности
Содержание тем курса по выбору | Характеристика основных видов деятельности |
Модуль1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку(8 часов) | Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания. Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. Задания 3 и 4 не связаны с текстом. Учащемуся необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет. |
Модуль 2. Учимся писать сжатое изложение (6 часов) | Сжатое изложение Первая часть работы ГИА в 9 классе (С1)– это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. |
Модуль 3. Учимся писать сочинение — рассуждение (7 часов) | Сочинение – рассуждение Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 9.1 формирует у учащихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 9.2 учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из части 9.1 или 9.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 9.3 – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. |
Модуль 4. Учимся выполнять тестовые задания (13 часов) | Вторая часть экзаменационной работы включает задания 2-14 с выбором ответа. В данной части содержатся разноплановые задания: задания, связанные с умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста, задания по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации.13 заданий части 2 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. |
№ | Раздел (количество часов) Тема | Количество часов | Дата | |||
Теория | Практика | Всего | План | Факт | ||
Модуль1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку(8 часов) | ||||||
1 | Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. | 1 | 1 | |||
2 | Задание 1. Чтение небольшого текста вслух. | 1 | 1 | |||
3 | Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). | 1 | 1 | |||
4,5 | Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Монологическое высказывание. Использование клише. | 2 | 2 | |||
6 | Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме. | 1 | 1 | |||
7,8 | Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе. | 2 | 2 | |||
Модуль 2. Учимся писать сжатое изложение (6 часов) | ||||||
9 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. | 1 | 1 | |||
10. | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом . | 1 | 1 | |||
11 | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | 1 | |||
12 | Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 1 | 1 | |||
13 | Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение. | 1 | 1 | |||
14 | Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | 1 | 1 | |||
Модуль 3. Учимся писать сочинение — рассуждение (7 часов) | ||||||
15 | Задание С2 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 1 | 1 | |||
16 | Задание С2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | 1 | 1 | |||
17 | Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки
| 1 | 1 | |||
18,19 | Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста. | 2 | 2 | |||
20,21 | Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта. | 2 | 2 | |||
Модуль 4. Учимся выполнять тестовые задания (13 часов) | ||||||
22 | Понимание текста. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. | 1 | 1 | |||
23 | Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др. | 1 | 1 | |||
24 | Фонетика. | 1 | 1 | |||
25 | Правописание корней, приставок, суффиксов. | 1 | 1 | |||
26 | Словосочетание. Способы связи в словосочетании | 1 | 1 | |||
27 | Грамматическая основа предложения. Сложноподчиненное предложение. Типы СПП | 1 | 1 | |||
28 | Предложения с обособленными членами. | 1 | 1 | |||
29 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | 1 | 1 | |||
30 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 1 | |||
31 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 1 | |||
32 | Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | 1 | |||
33 | Сложные бессоюзные предложения | |||||
34 | Диагностическая работа в форме ГИА | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 3 | 31 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...