Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)
тест по русскому языку (11 класс)

Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kr.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)

Задания оцениваются в 1 балл, задание 7 оценивается пятью баллами, если указаны все пять цифр в правильной последовательности. Задание 24 оценивается четырьмя баллами, если указаны все цифры в правильной последовательности. При выполнении заданий 7 и 24 в 1 балл оценивается каждая верно указанная цифра. Задание с кратким ответом считается выполненным, если в нем записаны ВСЕ цифры или буквы, указанные в ответе.

 Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 31 балл.

Таблица пересчета первичных баллов в школьную отметку

Отметка

5

4

3

2

Первичный балл

31-29

28-22

21-15

14 и менее

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

А1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

А2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

поэтому

это

потому что

хотя

А3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

 2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п.Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

А4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 отозвалАсь

красИвее

начАвший

(многие) сИроты

слИвовый

А5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезавть у самого основания.

Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.

С.Я.Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.

БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

А6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах

НАПОИВ молоком

Петь более ЗВОНЧЕ

Наиболее СПОКОЙНЫЙ

ГЛОЖУТ сомнения

А7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)После того как заболел пятнадцатый ребенок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин.

А) ошибка в построении сложного предложения

2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Спустя несколько дней Ефимову вспоминались сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет».

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому.

8)Все ученики, пришедшие на факультативное занятие разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке».

9) Начало 20 века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга и выплатой огромной контрибуции.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:        

А

Б

В

Г

А8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

конс…рвировать

симп…тичный

оз…ривший

компл...мент

к…мпания

А9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) пр…жился, пр…старелый, пр…амурский

2) о…брасывать, на…пись, по…черкнуть

3)бе…чувственный, в…пыхнуть, ра…калённый

А10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

допраш..вать

корч..вать

устойч..вый

розн..чный

удоста..вать

А11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преобразу..мый

распущ..нный

засмотр..шься

сломл..нный

омыва..мый

А12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Загадочная, никому (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ страна безудержно влекла к себе.

Наш новый знакомый, ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, ушёл раньше всех.

Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам, часобитный колокол отсчитывал время.

В стороне от дороги расходились улицы, некоторые из них были еще (НЕ)ДОСТРОЕНЫ,

Всадник стал сильнее понукать лошадь и из-за густого тумана взял отнюдь (НЕ)ПРАВИЛЬНОЕ направление.

А13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

А.Н.Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ,ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.

ИЗ чащи на опушку выскочил заяц, но, сделав прыжок, (ТОТ)ЧАС же бросился (НА)УТЁК.

ВРЯД(ЛИ) нам (ВО)ВРЕМЯ удасться укрыться от дождя.

(НЕ)СМОТРЯ на раздвинутые полотняные занавески, свечи всё ТАК(ЖЕ) горели ровным, немигающим светом.

Актёр вышел на площадку, устроенную (В)ВИДЕ просторного стеклянного павильона (С)ЗАДИ вагона.

А14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

А15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

3) Море неумолкаемо шумит да плещет.

4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.

5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

А16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

А17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я думал о людях(1) чья жизнь (2) была связана с этой историей(3) и мне захотелось узнать(4) как сложилась их судьба.

А18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

А19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». – (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. – (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взадвперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли. (36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В.П. Некрасову*) * Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни. А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником. 2) Василий Конаков был командиром взвода. 3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека. 4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.

(По В. П. Некрасову*)

Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.

2) Василий Конаков был командиром взвода.

3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.

4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.

А21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

Ответ: ___________________________.

А22.Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

А23. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 Ответ: ___________________________.

А24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланке ответов справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».

1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

ВАРИАНТ –2

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Со​хра​не​ние куль​тур​ной среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей при​ро​ды. (2)Утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных. (3)<...> со​вре​мен​ные учёные (ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли, линг​ви​сты и др.) го​во​рят о том, что за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ных осо​бен​но​стей на​ро​дов и наций ста​но​вят​ся клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

А1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние куль​ту​ры на​ро​дов и наций.

2) Клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния ста​но​вит​ся за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций.

3) Ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли и линг​ви​сты изу​ча​ют куль​тур​ные осо​бен​но​сти на​ро​дов и наций.

4) Учёные счи​та​ют, что со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций и её за​щи​та –это клю​че​вой мо​мент че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

5) По мне​нию со​вре​мен​ных учёных, утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных.

А2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Од​на​ко

По​это​му

На​при​мер,

На​о​бо​рот

В то же время

А3. Про​чи​тай​те фраг​мент сло​вар​ной ста​тьи, в ко​то​рой при​во​дят​ся зна​че​ния слова СРЕДА. Опре​де​ли​те зна​че​ние, в ко​то​ром это слово упо​треб​ле​но в пер​вом (1) пред​ло​же​нии тек​ста. Вы​пи​ши​те цифру, со​от​вет​ству​ю​щую этому зна​че​нию в при​ведённом фраг​мен​те сло​вар​ной ста​тьи.

 СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, сре​дам, жен.

1. Ве​ще​ство, за​пол​ня​ю​щее про​стран​ство, а также тела, окру​жа​ю​щие что-н. Воз​душ​ная с. Пи​та​тель​ная с. (жид​кая или твёрдая смесь ве​ществ, на к-рой вы​ра​щи​ва​ют​ся мик​ро​ор​га​низ​мы; также перен.: усло​вия, бла​го​при​ят​ные для су​ще​ство​ва​ния, по​рож​де​ния чего-н.).

2. ед. Окру​же​ние, со​во​куп​ность при​род​ных усло​вий, в к-рых про​те​ка​ет де​я​тель​ность че​ло​ве​че​ско​го об​ще​ства, ор​га​низ​мов. Гео​гра​фи​че​ская с. Охра​на окру​жа​ю​щей среды.

3. ед. Окру​жа​ю​щие со​ци​аль​но-бы​то​вые усло​вия, об​ста​нов​ка, а также со​во​куп​ность людей, свя​зан​ных общ​но​стью этих усло​вий. Со​ци​аль​ная с. Из ра​бо​чей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о не​воз​мож​но​сти расти, раз​ви​вать​ся из-за не​бла​го​при​ят​но​го окру​же​ния; устар. и шутл.).

А4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов

налилА

зАгнутый

 ОбострИть

ИзбАлованный

А5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезавть у самого основания.

Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.

С.Я.Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.

БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

А6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы словаИсправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ИНЖЕНЕРА                                    офицерских ПОГОН

пара НОСКОВ                                                  красивого ПОЧЕРКА

БЕРЕЖЁТ природу

А7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)После того как заболел пятнадцатый ребенок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин.

А) ошибка в построении сложного предложения

2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Спустя несколько дней Ефимову вспоминались сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет».

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому.

8)Все ученики, пришедшие на факультативное занятие разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке».

9) Начало 20 века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга и выплатой огромной контрибуции.

Ответ:        

А

Б

В

Г

А8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение

б..ланс

р..спублика

к..талог

приск..кать

А9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..свистывать, пр..мудрый

в..кружить, бе..корыстный

о..гадать, пре..усмотреть

пр..клеить, пр..неприятный

о..ключить, по..пустить

А10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

допраш..вать

корч..вать

устойч..вый

розн..чный

удоста..вать

А11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра..вать

посе..вший

колебл...шься

озадач..ть

подта..вший

А12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Загадочная, никому (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ страна безудержно влекла к себе.

Наш новый знакомый, ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, ушёл раньше всех.

Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам, часобитный колокол отсчитывал время.

В стороне от дороги расходились улицы, некоторые из них были еще (НЕ)ДОСТРОЕНЫ,

Всадник стал сильнее понукать лошадь и из-за густого тумана взял отнюдь (НЕ)ПРАВИЛЬНОЕ направление.

А13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.

Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жиз​ненно необходима.

Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

А14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Над дет​ской кро​ват​кой висел тка(1)ый ков​рик, на ко​то​ром огне(2)ая лиса во​ло​чи​ла в зубах рас​тре​па(3)ого бе​ло​го пе​ту​ха, уно​си​ла его куда-то за синие лесы, за вы​со​кие горы.

А15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.

2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.

3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

А16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ип​по​лит Мат​ве​е​вич (1) то​мясь сты​дом (2) стоял под ака​ци​ей и (3) не глядя на гу​ля​ю​щих (4) твер​дил три за​учен​ные фразы.

А17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уди​ви​тель​но при​ят​ным за​ня​ти​ем (1) пом​нит​ся (2) было для меня ле​жать на спине в лесу и гля​деть вверх. Тогда небо (3) ка​за​лось (4) без​дон​ным морем, рас​сти​лав​шим​ся перед гла​за​ми.

А18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.

Боль​шие (1) свет​лые зда​ния (2) окна ко​то​рых (3) от​ра​жа​ли пер​вые сол​неч​ные лучи (4) бе​жа​ли по обе сто​ро​ны до​ро​ги.

А19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Не бы​ва​ет скуч​но в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) по​вни​ма​тель​нее взгля​ни​те на самую обык​но​вен​ную берёзу (4) ко​то​рая встре​тит​ся на вашем пути.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)В 1969 году в во​ро​неж​ской «Ком​му​не» я про​чи​тал за​мет​ку «За​жи​во по​гребённый» о че​ло​ве​ке, ко​то​рый в сорок вто​ром году де​зер​ти​ро​вал из армии и в те​че​ние два​дца​ти лет укры​вал​ся на чер​да​ке. (2)Он не​дав​но спу​стил​ся на землю и на​звал своё имя. (3)Тон​ких Ни​ко​лай. (4)Слу​чай не​ве​ро​ят​ный. (5)Как жур​на​лист, я не​мед​лен​но вы​ехал в Во​ро​неж​скую об​ласть...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от​кры​ла жен​щи​на лет се​ми​де​ся​ти. (9)Хо​зяй​ка не рада гостю, но голос ис​ка​тель​ный.

–(10)Сей​час по​зо​ву Ни​ко​лая...

(11)Ни​ко​лай, как потом ока​за​лось, пер​вым уви​дел гостя – и сразу в сарай.

(12) Лю​бо​му че​ло​ве​ку в его по​ло​же​нии вся​кий раз​го​вор не​при​я​тен и тя​го​стен.

(13) Но гость сидит на ска​мей​ке, до​стал си​га​ре​ты, за​ку​рить пред​ла​га​ет – надо под​дер​жи​вать раз​го​вор.

(14)Слово за сло​вом я узнаю тра​ге​дию че​ло​ве​ка-труса.

(15)В сорок вто​ром, когда по​лы​хал Во​ро​неж, когда немцы рва​ну​лись к Волге, с хол​що​вы​ми сум​ка​ми за пле​ча​ми из Битюг-Матрёновки в Ли​пецк шла груп​па ребят.

(16)Парни спе​ши​ли к месту, где люди по​лу​ча​ли вин​тов​ки, потом са​ди​лись в теп​луш​ки и от​прав​ля​лись к Волге. (17)Каж​дый по​ни​мал, что ждёт его, но от стра​ха руки толь​ко креп​че сжи​ма​ли вин​тов​ку.

(18)А он ис​пу​гал​ся и бро​сил дру​зей, глу​хи​ми до​ро​га​ми пошёл назад, к дому.

(19) В под​сол​ну​хах до​ждал​ся по​лу​но​чи и, ози​ра​ясь, по​сту​чал в хату у Би​тю​га.

–(20)Мама, от​крой...

(21)Мать сжала его в объ​я​ти​ях.

–(22) Сынок... (23)Живой, здо​ро​вый. (24)Ни​ко​му не отдам... (25)Один раз живём...

(26)Так на​ча​лись страш​ные два​дцать лет жизни на чер​да​ке возле печ​ной трубы.

(27)Семь тысяч дней, по​хо​жих как близ​не​цы. (28)На​пе​речёт из​вест​ные звуки: это мать доит ко​ро​ву, это сест​ра по​ве​си​ла на стен​ку порт​фель, это скребётся мышь, это чер​вяк точит стро​пи​ла... (29)При каж​дом не​зна​ко​мом звуке че​ло​век у трубы вздра​ги​вал, сжи​мал​ся в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зо​ря​ми, че​ло​век спус​кал​ся к земле. (31)Ози​ра​ясь, он об​хо​дил во​круг хаты, тро​гал ру​ка​ми под​сол​ну​хи, при​кла​ды​вал ла​до​ни к осты​ва​ю​щим после днев​ной жары тык​вам. (32)Уснув​шие куз​не​чи​ки ша​ра​ха​лись из-под ног. (33)Че​ло​век думал: «Это они меня бо​ят​ся… (34)Часто думал: спу​щусь к людям, рас​ска​жу всё. (35)Бо​ял​ся. (36)Уже не кары за тру​сость бо​ял​ся – бо​ял​ся жизни. (37)Я за​ви​до​вал тем ре​бя​там, ко​то​рые не вер​ну​лись. (38)Я думал: им хо​ро​шо, лежат спо​кой​но, им носят цветы, их пом​нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро​гал ру​ка​ми верёвку. (42)Ми​ну​та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»

(45)Так через два​дцать лет ого​ро​да​ми к сель​со​ве​ту прошёл ни​ко​му не зна​ко​мый че​ло​век, на​звал себя… (46)Вот и вся тра​ги​че​ская и жал​кая судь​ба де​зер​ти​ра, про​ме​няв​ше​го живую жизнь на бес​ко​неч​ные годы стра​ха. (47)Он живёт те​перь среди нас, сам за​ра​ба​ты​ва​ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра​бо​те, из​бе​га​ет людей. (49)Спит он по-преж​не​му на чер​да​ке. (50)«Никак не при​вык​ну к избе...» (51)Ве​че​ра​ми, перед тем как по​лезть на чер​дак, долго стоит во дворе, про​во​жа​ет закат.

(52)Тру​сость в тяж​кий для Ро​ди​ны час тре​бу​ет на​ка​за​ния. (53)Но у кого под​ня​лась бы сей​час рука на этого жал​ко​го, ссох​ше​го​ся, с по​тух​ши​ми от стра​да​ния гла​за​ми че​ло​ве​ка, пе​ре​жив​ше​го семь тысяч дней стра​ха, на​ка​зав​ше​го себя сверх вся​кой меры! (54)Этот че​ло​век и те​перь го​во​рит: «Живём один раз». (55)Но он по​ни​ма​ет, как бес​по​щад​ны для него эти слова. (56)Два​дцать зо​ло​тых лет зачёрк​ну​то в жизни. (57)Да и те​перь что за жизнь? (58)Не вся​кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост​рый слух ловит шёпот:

–(60)Де​зер​тир...

(61)Пре​зре​ние людей – самое тяж​кое на​ка​за​ние для че​ло​ве​ка. (62)А живём один раз...

 (по В.М. Пес​ко​ву*) *Ва​си​лий Ми​хай​ло​вич Пес​ков (род. в 1930 году) − рус​ский со​вет​ский пи​са​тель, жур​на​лист, пу​те​ше​ствен​ник и те​ле​ве​ду​щий.

А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Де​зер​тир, живя возле печ​ной трубы, бо​ял​ся каж​до​го но​во​го звука.

2) Од​но​сель​ча​не про​сти​ли Ни​ко​лаю его тру​сость.

3) Мать с ра​до​стью встре​ти​ла сбе​жав​ше​го из армии сына.

4) Ни​ко​лай ве​че​ра​ми любит про​во​жать закат, стоя во дворе.

5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь.

А21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В пред​ло​же​ни​ях 15-16 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.

2) Пред​ло​же​ние 12 объ​яс​ня​ет при​чи​ну того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 11.

3) В пред​ло​же​ни​ях 30-31 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.

4) В пред​ло​же​нии 53 со​дер​жит​ся опи​са​тель​ный фраг​мент.

5) В предложениях 61-62 представлено повествование.

А22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм.

А23. Среди пред​ло​же​ний 52-62 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи союза, лич​но​го ме​сто​име​ния и ука​за​тель​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

А24. Рас​ска​зы​вая о слож​ной, про​ти​во​ре​чи​вой судь​бе де​зер​ти​ра, В.М. Пес​ков ис​поль​зу ет раз​лич​ные син​так​си​че​ские сред​ства. Среди них особо сле​ду​ет от​ме​тить _______ (пред​ло​же​ния 13, 18, 31), ко​то​рые де​ла​ют по​вест​во​ва​ние более ди​на​мич​ным, а также_________(пред​ло​же​ния 35, 39, 40, 42), по​мо​га​ю​щие пе​ре​дать ду​шев​ное вол​не​ние и ско​ван​ность пер​со​на​жа. Лек​си​ка тек​ста про​ста и не​за​мыс​ло​ва​та, как скуд​ная со​бы​ти​я​ми жизнь глав​но​го героя. Ощу​ще​ние од​но​об​ра​зия, бо​лез​нен​ной мо​но​тон​но​сти по​мо​га​ют пе​ре​дать мно​го​чис​лен​ные __________ («думал» в пред​ло​же​ни​ях 33, 34, 38; «бо​ял​ся» в пред​ло​же​ни​ях 35, 36). В свою оче​редь, уме​лое ис​поль​зо​ва​ние ав​то​ром тро​пов, в част​но​сти __________ («жал​кая судь​ба» в пред​ло​же​нии 46, «тяж​кий час» в пред​ло​же​нии 52), до​бав​ля​ет ко​ло​ри​та, ожив​ля​ет по​вест​во​ва​ние.

Спи​сок тер​ми​нов:

1) не​пол​ные пред​ло​же​ния

2) эпи​тет(-ы)

3) пар​цел​ля​ция

4) ги​пер​бо​ла(-ы)

5) ри​то​ри​че​ские во​про​сы

6) ряды од​но​род​ных чле​нов

7) срав​не​ние(-я)

8) ри​то​ри​че​ские вос​кли​ца​ния

9) лек​си​че​ские по​вто​ры

Ответ:        

А

Б

В

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.

Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс по программе Г.Г.Граник ...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

Комплексная проверка знаний за курс 7 класса по русскому языку по учебному комплексу Ладыженской....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс...

Итоговая контрольная работа по русскому языку (6 класс)

        Итоговая письменная работа по русскому языку в 6 классе в форме ГИА....