Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)
тест по русскому языку (11 класс)
Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kr.docx | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс)
Задания оцениваются в 1 балл, задание 7 оценивается пятью баллами, если указаны все пять цифр в правильной последовательности. Задание 24 оценивается четырьмя баллами, если указаны все цифры в правильной последовательности. При выполнении заданий 7 и 24 в 1 балл оценивается каждая верно указанная цифра. Задание с кратким ответом считается выполненным, если в нем записаны ВСЕ цифры или буквы, указанные в ответе.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 31 балл.
Таблица пересчета первичных баллов в школьную отметку
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 31-29 | 28-22 | 21-15 | 14 и менее |
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
А1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
А2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
поэтому
это
потому что
хотя
А3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п.Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
А4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отозвалАсь
красИвее
начАвший
(многие) сИроты
слИвовый
А5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезавть у самого основания.
Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.
С.Я.Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.
БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.
А6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах
НАПОИВ молоком
Петь более ЗВОНЧЕ
Наиболее СПОКОЙНЫЙ
ГЛОЖУТ сомнения
А7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
1)После того как заболел пятнадцатый ребенок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин. | А) ошибка в построении сложного предложения |
2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. | Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. | В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. | Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) Спустя несколько дней Ефимову вспоминались сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет». | Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. | |
7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому. | |
8)Все ученики, пришедшие на факультативное занятие разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке». | |
9) Начало 20 века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга и выплатой огромной контрибуции. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
А8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
конс…рвировать
симп…тичный
оз…ривший
компл...мент
к…мпания
А9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) пр…жился, пр…старелый, пр…амурский
2) о…брасывать, на…пись, по…черкнуть
3)бе…чувственный, в…пыхнуть, ра…калённый
А10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
допраш..вать
корч..вать
устойч..вый
розн..чный
удоста..вать
А11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преобразу..мый
распущ..нный
засмотр..шься
сломл..нный
омыва..мый
А12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Загадочная, никому (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ страна безудержно влекла к себе.
Наш новый знакомый, ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, ушёл раньше всех.
Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам, часобитный колокол отсчитывал время.
В стороне от дороги расходились улицы, некоторые из них были еще (НЕ)ДОСТРОЕНЫ,
Всадник стал сильнее понукать лошадь и из-за густого тумана взял отнюдь (НЕ)ПРАВИЛЬНОЕ направление.
А13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
А.Н.Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ,ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.
ИЗ чащи на опушку выскочил заяц, но, сделав прыжок, (ТОТ)ЧАС же бросился (НА)УТЁК.
ВРЯД(ЛИ) нам (ВО)ВРЕМЯ удасться укрыться от дождя.
(НЕ)СМОТРЯ на раздвинутые полотняные занавески, свечи всё ТАК(ЖЕ) горели ровным, немигающим светом.
Актёр вышел на площадку, устроенную (В)ВИДЕ просторного стеклянного павильона (С)ЗАДИ вагона.
А14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
А15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) Море неумолкаемо шумит да плещет.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
А16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
А17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я думал о людях(1) чья жизнь (2) была связана с этой историей(3) и мне захотелось узнать(4) как сложилась их судьба.
А18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
А19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». – (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. – (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взадвперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли. (36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В.П. Некрасову*) * Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни. А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником. 2) Василий Конаков был командиром взвода. 3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека. 4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
(По В. П. Некрасову*)
* Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
2) Василий Конаков был командиром взвода.
3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
А21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–5 содержат описание.
2) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
3) Предложения 24–25 содержат повествование.
4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.
5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
Ответ: ___________________________.
А22.Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: ___________________________.
А23. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
А24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланке ответов справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения
ОТВЕТ:
А | Б | В | Г |
ВАРИАНТ –2
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3)<...> современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.
А1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.
5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.
А2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако
Поэтому
Например,
Наоборот
В то же время
А3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.
1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
А4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лЕкторов
налилА
зАгнутый
ОбострИть
ИзбАлованный
А5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезавть у самого основания.
Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.
С.Я.Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.
БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.
А6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ИНЖЕНЕРА офицерских ПОГОН
пара НОСКОВ красивого ПОЧЕРКА
БЕРЕЖЁТ природу
А7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
1)После того как заболел пятнадцатый ребенок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин. | А) ошибка в построении сложного предложения |
2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. | Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. | В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. | Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) Спустя несколько дней Ефимову вспоминались сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет». | Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. | |
7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому. | |
8)Все ученики, пришедшие на факультативное занятие разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке». | |
9) Начало 20 века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга и выплатой огромной контрибуции. |
Ответ:
А | Б | В | Г |
А8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
огл..шение
б..ланс
р..спублика
к..талог
приск..кать
А9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..свистывать, пр..мудрый
в..кружить, бе..корыстный
о..гадать, пре..усмотреть
пр..клеить, пр..неприятный
о..ключить, по..пустить
А10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
допраш..вать
корч..вать
устойч..вый
розн..чный
удоста..вать
А11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстра..вать
посе..вший
колебл...шься
озадач..ть
подта..вший
А12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Загадочная, никому (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ страна безудержно влекла к себе.
Наш новый знакомый, ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, ушёл раньше всех.
Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам, часобитный колокол отсчитывал время.
В стороне от дороги расходились улицы, некоторые из них были еще (НЕ)ДОСТРОЕНЫ,
Всадник стал сильнее понукать лошадь и из-за густого тумана взял отнюдь (НЕ)ПРАВИЛЬНОЕ направление.
А13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
А14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.
А15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
А16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
А17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
А18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
А19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
Прочитайте текст и выполните задания 20–24.
(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область...
(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.
–(10)Сейчас позову Николая...
(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай.
(12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен.
(13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор.
(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.
(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят.
(16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.
(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.
(19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.
–(20)Мама, открой...
(21)Мать сжала его в объятиях.
–(22) Сынок... (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам... (25)Один раз живём...
(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.
(27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила... (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок.
(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»
(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе...» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат.
(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:
–(60)Дезертир...
(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз...
(по В.М. Пескову*) *Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.
А20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дезертир, живя возле печной трубы, боялся каждого нового звука.
2) Односельчане простили Николаю его трусость.
3) Мать с радостью встретила сбежавшего из армии сына.
4) Николай вечерами любит провожать закат, стоя во дворе.
5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь.
А21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 15-16 представлено повествование.
2) Предложение 12 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 11.
3) В предложениях 30-31 представлено рассуждение.
4) В предложении 53 содержится описательный фрагмент.
5) В предложениях 61-62 представлено повествование.
А22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм.
А23. Среди предложений 52-62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
А24. Рассказывая о сложной, противоречивой судьбе дезертира, В.М. Песков использу ет различные синтаксические средства. Среди них особо следует отметить _______ (предложения 13, 18, 31), которые делают повествование более динамичным, а также_________(предложения 35, 39, 40, 42), помогающие передать душевное волнение и скованность персонажа. Лексика текста проста и незамысловата, как скудная событиями жизнь главного героя. Ощущение однообразия, болезненной монотонности помогают передать многочисленные __________ («думал» в предложениях 33, 34, 38; «боялся» в предложениях 35, 36). В свою очередь, умелое использование автором тропов, в частности __________ («жалкая судьба» в предложении 46, «тяжкий час» в предложении 52), добавляет колорита, оживляет повествование.
Список терминов:
1) неполные предложения
2) эпитет(-ы)
3) парцелляция
4) гипербола(-ы)
5) риторические вопросы
6) ряды однородных членов
7) сравнение(-я)
8) риторические восклицания
9) лексические повторы
Ответ:
А | Б | В | Г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.
Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс по программе Г.Г.Граник ...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс
Комплексная проверка знаний за курс 7 класса по русскому языку по учебному комплексу Ладыженской....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс...
Итоговая контрольная работа по русскому языку (6 класс)
Итоговая письменная работа по русскому языку в 6 классе в форме ГИА....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...