Урок русского языка в 6-м классе "Разряды местоимений"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
- Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mestoimeniya.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе "Разряды местоимений"
Цели урока:
- Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений.
- Сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений.
- Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений.
- Показать особенности использования местоимений в литературных тексах.
- Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
- Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов.
- Воспитать интерес к русскому языку.
- Воспитать в детях взаимовыручку, ответственность за свою команду, чувство коллективизма.
Ход урока
1. Вступительное слово.
- Сегодня, ребята, мы работаем под девизом:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
- Ребята, мы завершаем сегодня тему «Местоимение». Как вы думаете, что мы с вами будем делать на уроке?
Цель нашего занятия – обобщить и закрепить полученные знания об этой части речи. Местоимение – часть речи необычная, и урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно: мы с вами отправимся в путешествие в город «Местоимений», и как бывалые туристы начнем со сборов рюкзаков и дорожных сумок. Мы с вами собираем в чемоданы багаж знаний о местоимениях.
Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы.
2. Проверка домашних заданий.
- Дайте, пожалуйста, определение местоимению.
- На какие части речи похоже по грамматическим признакам местоимение? Попросим наших консультантов занести в таблицу самое главное.
- На существительное, так как указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?; изменяется по падежам.
- На прилагательное, так как указывает на признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?, каков? Изменяется по родам, падежам, числам.
- На числительное, так как указывает на количество предметов сколько?, столько, несколько.
- Как реализуется местоимение на синтаксическом уровне?
- Когда оно указывает на предмет (т.е.заменяет существительное) может быть в предложении подлежащим (в И.П.) или дополнением (в косвенных падежах).
- Когда указывает на признак предмета (т.е. заменяет прилагательное) – определением.
- Когда указывает на количество предметов, тот вместе с существительным может быть или подлежащим или дополнением.
Делаем вывод: синтаксические признаки зависят от того, какую часть речи местоимение заменяет.
- Мы говорили об изменяемых признаках местоимения, а каковы постоянные признаки этой части речи?
- Посмотрите! На экране презентация «Город Местоимений». Обратите внимания на количество зданий в этом городке. Их 9, почему? (Разрядов местоимений тоже 9.) Давайте познакомимся поближе: личные, возвратное «себя», относительные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, указательные, притяжательные, определительные.
- Обратите внимание на этажность зданий. Сколько этажей? Почему? Посмотрите, каковы названия этажей? Почему одно из зданий пятиэтажное? (Возвратное местоимение себя не имеет формы И.П.)
- А почему два здания скреплены между собой? (Это относительные и вопросительные местоимения как близнецы братья, но как у всех близнецов, несмотря на внешнюю схожесть, имеют характеры: вопрос и его отсутствие.)
Перечисляем с примерами всех жителей городка.
- На прошлом занятии я вам дала следующее домашнее задание:
1 группа. Написать по 5 примеров фразеологизмов, пословиц, названий телепередач, в которых употребляются местоимения и указать разряды этих местоимений.
2 группа. Составить или найти лингвистическую сказку о местоимениях.
1 группа:
А) Назовите фразеологизмы.
- Не чуять под собой ног.
- Держать себя в руках.
- На тебе лица нет.
- Сам себе на уме.
Б) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
- Кто много знает, тот плохо спит.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Не учи плясать, я и сам скоморох!
- К чему рук не приложит, все кипит.
- У него дело как гусли идет.
- Что упало, то пропало.
В) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
- «Сам себе режиссер».
- «Пока все дома».
- «Жди меня».
- «Вы очевидец».
- «Самый умный».
- «Эти забавные животные».
- «Мы».
- «Кто хочет стать миллионером».
- «Наш сад».
- «Своя игра».
- «Кино, которое было».
2 группа:
Злая колдунья.
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову нал тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и наконец придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал.
Давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом!
- Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным.)
- Какое небесное тело имеет два названия: одно — мужского, другое женского рода? (Месяц – Луна.)
- Что означают детские слова: журчей, колоток, копатка, рыжка, мазелин?
- Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Или у рыб нет зуб.
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.
3. Мы долго с вами бродили по городу, устали. Пора отдохнуть. Объявляю: «Привал!»
Физкультурная минутка.
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Ручки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.
- Есть разминки и другого характера.
Речь пойдёт о сокрытии имён, но только в другом смысле – имён как частей речи (существительных, прилагательных). Вернее, не о сокрытии, а о замене. Для этого в языке существует специальная часть речи – местоимение. В самом названии этой части речи содержится указание па то, что она используется вместо имён.
Замена эта, однако, неполная. Ведь место имение только указывает на предмет или признак, не называя его. Поэтому каждое местоимение - загадка. За ним может скрываться огромное количество слов. Он – это и папа, и брат, и чужой дядя, идущий по тротуару, и даже сам тротуар. Все эти слова могут быть заменены одним и тем же местоимением. Такой – это и синий, и быстрый, и мокрый, и даже какой-нибудь громокипящий.
Способность местоимений вмещать в себя многие слова дает возможность использовать в игре, в которую можно играть даже на уроках русского языка. Суть этой игры состоит в том, чтобы, не называя какое-либо задуманное слово (а пользуясь только соответствующим местоимением), придумать рассказ про предмет, этим словом обозначаемый. Участники игры должны отгадать зашифрованное таким образом слово.
Писательница Вел Кауфман в своём романе «Вверх по лестнице, ведущей вниз» приводит пример такого рассказа, сочинённого американским школьником: «Вот крадётся. Как вор, удирающий от погони, по грязной, покрытой жиром посуде в мойке, и несёт кусочек съестного своим сыновьям, что прячутся за стенкой сушилки. Сколько страха в его глазах! Убить его? Догадались, кто это? Обыкновенный таракан.
Попробуйте придумать свой рассказ. Только условие – обязательно нужно «включить фантазию, чтобы ваши слушатели не закричали с первых слов: «Да это же собака! Кто же ещё может гавкать!».
4. Мы продолжим с вами работу над местоимениями. Запишем предложение.
«Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги», – сказал писатель Ю. Олеша.
- Какие бы книги вы на полку поставили? Почему?
- Найдите местоимения в предложении. (2 ученика у доски.)
1 вариант. Морфологический разбор «та».
2 вариант. Морфологический разбор «которую».
- Подберите словарные слова к слову «книга»: книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжник, книжный, книголюб, книгопечатание, книгохранилище.
- Подберите пословицы, загадки со словом «книга».
- Без языка, без голоса, а все расскажет.
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Золото добывают из земли, а знания – из книги.
- А зачем нужно читать? (Книжные знания только тогда оживают, превращаются в необходимые, когда соединяются с нашей жизнью.)
- Все ли книги хороши?
К.Чуковский писал: «По-настоящему ведет за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение».
- Назовите местоимения в этих предложениях. Укажите разряды.
5. Прочитаем текст С.Я.Маршака.
Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? Встретиться с ними не так уж трудно. Я могу вам дать их точный адрес. Он очень короткий: библиотека.
Все самое важное и интересное, о чем могли бы рассказать вам эти писатели, вы найдете в их книгах. В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. Но если внимательно прислушаться, книги заговорят с вами.
Из книг вы узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.
Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга. С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар.
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Определите основную мысль этого текса.
- Выпишите из текста все местоимения, укажите разряд.
- Одно местоимение разберите морфологически.
- Взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями, оцените работу вашего товарища.
6. Да, книги играют огромную роль в нашей жизни. Какую именно, мы узнаем из текста М.Горького.
Как я учился.
Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь.
Нередко я плакал, читая. Так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И мальчишка, издерганный работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувствами любви к миру, к человеку...
Любите книгу – источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда.
- Так какую же роль книги сыграли в жизни писателя? А в вашей жизни?
- А какую роль играют местоимения в тексте?
7. Итак, подведем итоги в разминке. Все. (3 ученика с программой на тренажере.)
- Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)
- Местоимения делятся на ... разрядов. (Девять.)
- Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)
- Местоимения каких разрядов различаются только значением?(Вопросительные и относительные.)
- Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)
- Какие местоимения относятся к неизменяемым? (Местоимения – наречия.)
- Какие местоимения образуются при помощи приставки не–?(Неопределенные.)
- Назовите местоимение, которое не употребляется без прилагательного? (Самый.)
- На какой вопрос отвечают притяжательные местоимения? (Чей, чья, чьи?)
- Какие местоимения употребляются только в именительном падеже?(Каков, таков, некто.)
- Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз?(Он – но.)
- К какому разряду относится местоимение «любой»?(Определительное местоимение.)
- Какое местоимение (устаревшее) имеет значение «этот»? (Сей.)
- Какие местоимения указывают на количество предметов?(Местоимения – числительные: сколько, столько, несколько.)
- В роли какой части речи выступает наречие «ничего» в данном предложении: он живет ничего. (В роли наречия.)
- От каких местоимений образуются неопределенные существительное, местоимения? (От вопросительных.)
- К какому разряду относится только одно местоимение? (Возвратное – себя.)
- Вы – это местоимение ... лица. (2л.)
- Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.)
- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложноподчиненных.)
Кроссворд с участием компьютерных технологий. (1 ученик у компьютера.)
8. Тема чтения и книг в роли человека поднималась и нашими замечательными художниками.
«В сельской библиотеке». (И. Шевандронова)
В этой картине И. Шевандроновой перед нами уголок скромной сельской библиотеки. В углу весело потрескивает печурка. Здесь тепло и уютно, а за окнами видна заснеженная деревенская улица, избы с пушистыми белыми шапками из снега, серое холодное небо.
В библиотеке собрались юные читатели. Видно, что это их любимое место, все им здесь привычно и знакомо. Одни ожидают новых книг, другие, уже получив их, тут же с увлечением рассматривают. Вот двое мальчишек. Художница не показывает их лиц, по тому, как трогательно и наивно вытянулась тонкая шея у младшего и задорно приподнялось ухо старой шапчонки у другого, постарше, видно, как они увлечены новой книгой. Даже по и затылкам можно догадаться о характере каждого. Подальше, на подоконнике у окошка, пристроилась с журналом «Пионер» аккуратненькая школьница с косичками — это уже совсем другой характер, другая психология.
- Какое впечатление производит картина?
Ф. Решетников «Опять двойка».
- Что изображено на картине? Как вы оцениваете поведение мальчика?
И. Раздрогин «Сельская учительница».
- Что говорит о том, что это сельская учительница?
9. Итоги.
- Использовали ли вы местоимения, когда обсуждали картины?
- А как часто вы произносите местоимения?
- Какова же роль этой части речи?
10. Рефлексия.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Милее книги в мире друга нет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"
Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Урок русского языка (исследование) в 6 классе "Местоимение - Он- Лён"
Данный урок предполагает исследовательскую деятельность на уроке, используются такие технологии как проблемное обучение, ИКТ, а также прием метатемы как средство формирования универсальных учебных дей...
Урок русского языка в 6 классе "С местоимением на ты".
урок русского языка в 6 классе...
Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения- сушествительные"
Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе "Школа 2100" с использованием проблемно-диалогического обучения....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Планета местоимений"
Презентация может использоваться на уроке по обобщению изученного материала. Урок проходит в виде игры-путешествия на планету "Местоимения" , экипажи соревнуются в знаниях о планете ...