"Разделительный Ъ и Ь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по Ладыженской позволяет повторить правило правописания разделительных Ъ и Ь знаков, усвоить изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разделительный Ъ и Ь 5 класс по Ладыженской | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительные Ъ и Ь
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А.Ладыженской.
Цель урока: актуализировать знания учащихся о правописании Ъ и Ь знаков, отработать умение правильно писать,
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь, уметь находить в словах разделительные ъ и ь и разграничивать их;
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников;
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
Оборудование: компьютер, презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
эвристический.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
- Орфографический диктант: чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, участок, ландыши, жюри, парашют, брошюра.
- На какое правило писали слова? Все ли слова соответствуют этому правилу? Почему?
3. Работа по теме урока.
- Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь знаках?
Перед какими буквами употребляются и почему они разделительные?
- Назовите цель нашего урока. (повторить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать при написании слов с Ъ и Ь)
4. Чтение стихотворения П. Матвиенко.
– Не чересчур ли ты добряк? –
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Что общего у этих букв? В чем различие?
- Вспомните, какую работу выполняет Ь в словах? (обозначает мягкость согласного и разделяет согласный и гласный звуки)
5. Работа по учебнику
-Откройте учебник на стр. 30, запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму (показать образец на доске)
- В какой части слова находится буква?
- Перед какими буквами стоит?
- Для какой цели служит?
- Что общего у разделительных Ъ и Ь? (не допускают слияния гласного и согласного)
- Вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.
- Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
6. Игра «Доскажи словечко»
- Запишите одним словом:
1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах (портьера)
2. Непригодный для еды (несъедобный)
3. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом (интервью)
4. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п. (колье)
5. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных (вольер)
6. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие (курьез)
7. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.(отъезд)
8. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления (объявление)
9. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами (досье)
10. Сильная метель, снежная буря (вьюга)
11. Место, по которому въезжают куда-либо (въезд)
12. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы (карьера)
7. Отгадывание загадок.
- Выпишите слова в 2 столбика: с разделительным Ъ и разделительным Ь
1) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Ответ: сапоги.
2) Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
Ответ: часы.
3) Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Ответ: мяч.
4) От рожденья он усат,
А совсем не ест мышат.
Но зато в реке, бывает,
Даже раков он глотает.
Ответ: сом.
5) Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Ответ: Твёрдый знак.
6) Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!
7) Волк ужасно разъярен –
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
- Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Как обозначили орфограмму?
8. Самостоятельная работа (тест)
1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?
а) Под_езд, с_ёмка, об_явление;
б) об_ективный, в_юга, раз_яснить;
в) ин_екция, в_елся, б_ётся.
2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
а) Почтал_он, павил_он, раз_езд;
б) с_ел, шампин_он, интерв_ю;
в) кол_я, бул_он, лис_и.
9. Обобщение полученных на уроке сведений.
- Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы завершили работу и показали законные места Ъ и Ь. Давайте еще раз назовем, когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь.
10. Домашнее задание
П. № 12, правило на стр. 30, упр. № 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительные вопросы.
Материал для тренировки грамматики английского языка по теме "Разделительные вопросы". Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по английскому языку....
Презентация по теме "Разделительные вопросы"
Презентация по теме "Разделительные вопросы" предназначена для урока по теме "Закрепление лексических и грамматических навыков" в 5 классе....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...
разделительный вопрос. упражнение для 5 класса( УМК М.Биболетова)
Цель упражнения: автоматизация грамматического навыка построения разделительных вопросов....
Разделительные вопросы
Разделительные вопросы...
Грамматический тренажёр "Aliens and tag questions" (УМК "Enjoy English 5-6", Unit 2, Section 1. Отработка разделительных вопросов)
Работа предназначена для учителей, работающих по УМК “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой 5 класс (Unit2, Section1). Данная презентация содержит упражнения на отраб...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.
Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....