"Разделительный Ъ и Ь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по Ладыженской позволяет повторить правило правописания разделительных Ъ и Ь знаков, усвоить изучаемый материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разделительные Ъ и Ь

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А.Ладыженской.

Цель урока: актуализировать знания учащихся о правописании Ъ и Ь знаков, отработать  умение правильно писать,

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь, уметь находить в словах разделительные ъ и ь и разграничивать их;

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников;

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Оборудование:  компьютер, презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический.

                        Ход урока.

  1. Организационный  момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
  2. Орфографический диктант: чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, участок, ландыши, жюри, парашют, брошюра.

- На какое правило писали слова? Все ли слова соответствуют этому правилу? Почему?

3. Работа по теме урока.

- Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь знаках?

Перед какими буквами употребляются и почему они разделительные?

- Назовите цель нашего урока. (повторить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать при написании слов с Ъ и Ь)

4. Чтение стихотворения П. Матвиенко.

– Не чересчур ли ты добряк? – 
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести, 
Когда стоите в нужном месте.

 - Что общего у этих букв? В чем различие?

- Вспомните, какую работу выполняет Ь в словах? (обозначает мягкость согласного и разделяет согласный и гласный звуки)

5. Работа по учебнику

-Откройте учебник на стр. 30, запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму (показать образец на доске)

- В какой части слова находится буква?

- Перед какими буквами стоит?

- Для какой цели служит?

- Что общего у разделительных Ъ и Ь? (не допускают слияния гласного и согласного)

- Вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.

- Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.

Физминутка.  

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

6. Игра «Доскажи словечко»

- Запишите одним словом:

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах  (портьера)
2. Непригодный для еды (несъедобный)
3. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом  (интервью)
4. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п. (колье)
5. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных (вольер)
6. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие (курьез)
7. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.(отъезд)

8. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления (объявление)
9. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами (досье)
10. Сильная метель, снежная буря (вьюга)
11. Место, по которому въезжают куда-либо (въезд)
12. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы (карьера)


7. Отгадывание загадок.

- Выпишите слова в 2 столбика: с разделительным Ъ и разделительным Ь

1) Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

Ответ: сапоги.

2) Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

Ответ: часы.

3) Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

Ответ: мяч.

4) От рожденья он усат,

А совсем не ест мышат.

Но зато в реке, бывает,

Даже раков он глотает.

Ответ: сом.

5) Было СЕЛИ,

Стало СЪЕЛИ,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Ответ: Твёрдый знак.

6) Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

7) Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

- Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Как обозначили орфограмму?

8. Самостоятельная работа (тест)

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

а) Под_езд, с_ёмка, об_явление;

б) об_ективный, в_юга, раз_яснить;

в) ин_екция, в_елся, б_ётся.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

а) Почтал_он, павил_он, раз_езд;

б) с_ел, шампин_он, интерв_ю;

в) кол_я, бул_он, лис_и.

9. Обобщение полученных на уроке сведений.

- Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы завершили работу  и показали законные места Ъ и Ь. Давайте еще раз назовем, когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь.

10. Домашнее задание

П. № 12, правило на стр. 30, упр. № 57



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительные вопросы.

Материал для тренировки грамматики английского языка по теме "Разделительные вопросы". Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по английскому языку....

Презентация по теме "Разделительные вопросы"

Презентация по теме "Разделительные вопросы" предназначена для урока по теме "Закрепление лексических и грамматических навыков" в 5 классе....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

разделительный вопрос. упражнение для 5 класса( УМК М.Биболетова)

Цель упражнения: автоматизация грамматического навыка построения разделительных вопросов....

Разделительные вопросы

Разделительные вопросы...

Грамматический тренажёр "Aliens and tag questions" (УМК "Enjoy English 5-6", Unit 2, Section 1. Отработка разделительных вопросов)

Работа предназначена для учителей, работающих по УМК “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой 5 класс (Unit2, Section1). Данная презентация содержит упражнения на отраб...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.

Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....