Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК: В. В. Бабайцева
Место урока в системе уроков: первыйурок по теме, получение нового знания, первичное закрепление знаний и умений формирования правописных навыков по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»
Тип урока: урок получения нового знания
Форма урока: дифференцированно-групповая, индивидуальная
Методическая цель:
Создать условия для получения знаний по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных», оказания помощи учащимся в осмыслении связей и отношений в объектах изучения. Используя приемы личностно ориентированных технологий, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к изучению предмета средствами современного оборудования и ИКТ – технологий.
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Содержательная цель: понимание и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при изучении темы: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных».
Задачи:
с точки зрения учителя (мотивационные):
вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока;
помочь учащимся эффективно усвоить большой объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие информационного материала, мультимедиа средства.
с точки зрения деятельности учащихся:
определять основные условия выбора Н или НН в суффиксах прилагательных;
совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников;
учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.
Планируемые результаты:
предметные:
находить условия определения выбора и написания Н или НН в суффиксах по опознавательным признакам, классифицировать их, устно и графически объяснять выбор написаний, употреблять орфограмму в предложении и тексте.
метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: формировать умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в различных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую (интеллект-карту, текст, составлять и читать алгоритмы), анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, строить рассуждения, пользоваться возможностями Интернета.
Коммуникативные УУД: приобретать навыки работы в группе (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание); оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные УУД: формировать
- положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность самооценки своих действий;
- чувства уверенности в своих силах;
- навыки информационной грамотности и культуры.
Ресурсы: учебник «Теория», 6 класс, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, «Мобильный класс», сканер QR&, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
1. Подготовительный этап: Учитель определяет цель урока, подбирает учебный материал, составляет задания для работы индивидуальной и в группах, составляет презентацию по теме урока в формате PowerPoint. Учитывает все особенности восприятия учащихся для более эффективного получения ими информации (применение технологии ИСУД) :аудиалами (проговаривание), визуалами (демонстративное пространство и четкость иллюстраций), кинестетиками (письменная работа, свободное пространство для работы, использование минибука, персонального гаджета). 2. Организационный момент. Цель: контроль подготовки учащихся к учебному занятию (наличие учебников и учебных пособий, дидактического раздаточного и наглядного материала), организация внимания детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы при «вхождении» в тему урока. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Организационный момент | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, формируют группы, включаются в деловой ритм урока. | Приветствует учащихся. -Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Рада приветствовать вас на этом уроке! Урок сегодня необычный во всех отношениях, не совсем обычным будет и оценивание. Весь урок оценки себе вы будете ставить сами. При одном условии, что это будет честное оценивание. Девизом к уроку я предлагаю взять слова китайского мыслителя: Слайд 2: Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Не скрыть ошибку, осознавая её, – это и есть честность Цзи Юнь - Для работы на уроке я приготовила карточки, для фиксации оценок пользуйтесь планом под номером 1. Нормы оценок внизу плана. Прочитайте внимательно. Приложение | Личностные УУД: - знание моральных норм Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: - уважительное отношение к товарищам; - владение монологической и диалогической формами речи; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
3. Мотивационный этап. Цель: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока, актуализация имеющихся у учащихся знаний. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Мотивационный этап «Имя урока» | Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока. Образуют письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом | -Настало время переходить к к изучению нового материала, но сначала давайте вспомним то, над чем вы работали на прошлых уроках 1. Опрос: «Закончи фразу». 2 минуты – Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное). – Прилагательные согласуются …..(с существительными). – Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу). – По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные). – Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую). - Как называется раздел науки о языке, изучающий !!!! образование новых слов? (словообразование) – Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы) – Чаще всего имена прилагательные образуются каким …. (суффиксальным) способом. Слайд 3: 2. Образуйте письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом:
-На что обратили внимание? (1 и 2 буквы н) - отметьте точкой слова, в которых написали 1 букву –Н- Слайд 4: «Пчелки» - Какая проблема возникла? (не знаем, где в отыменных прилагательных пишется –Н- и –НН-) Исправьте ошибки и оцените себя. | Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися. Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | ||
4. Этап целеполагания. Постановка темы и задач урока. Цель: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и задач урока. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Целеполагание | Формулируют тему и цели урока.
| - Сформулируйте тему урока - О чем будет речь на уроке? Слайд 5: «Н и НН в суффиксах отименных прилагательных» Запишите тему урока. Выход на цель Какие цели поставим? (на доске подсказка из 3х начальных слов) Слайд 6: Оцените себя, на сколько близки были ваши предположения | Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися. Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | ||
5. Изучение нового учебного материала. Цель: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Поисково-исследовательский этап | Наблюдают за словообразованием прилагательных, делают выводы. Поиск,извлечение и коррекция необходимой информации из прочитанноготекста.Отвечают на вопросы, находят дополнительные условия в виде исключений. Самостоятельно работают в парах, пересказывают, осуществляют взаимооценку. | Организует работу в группах, регламентирует время работы Напоминает основные принципы работы в группе основные принципы работы в группе:
| Регулятивные УУД: - контроль, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания. Коммуникативные УУД: - организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | ||
6. Физкультминутка. Цель: валеологизация урока, эмоциональная и мышечная разгрузка. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |||
Физкультминутка | Выполняют упражнения вслед за учителем. | Показывает упражнения с кистями рук | |||
7. Обобщение и систематизация знаний. Цель: организация взаимодействий «ученики - ученики», «ученики - учитель» для получения знаний, и их обобщения, применения наглядности для полного закрепления полученных знаний. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Составление алгоритма | Составляют алгоритм действий по определению написания суффиксов. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач. | Организует действия учащихся, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания. Коммуникативные УУД: - организовывать учебное взаимодействие Личностные УУД - уважительное отношение к товарищам; - умение выражать свои мысли. | ||
7. Закрепление изученного материала. Цель: создание условий для активизации умственной деятельности учащихся путем игровой ситуации. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |||
Практическая работа | Работают в группах Выполняют упражнение-классификацию на сайте learningapps.org | Организует действия учащихся в каждой группе, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания. Коммуникативные УУД: - организовывать учебное взаимодействие Личностные УУД - уважительное отношение к товарищам; - умение выражать свои мысли. | ||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Варианты проведения рефлексии могут быть как устными, так и письменными, в зависимости от наличия времени. | Заполняют таблицу, оценивая свою деятельность на уроке. Самооценка: А – задания мне были понятны, я легко справился с ними. В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны. | Подводит итоги процесса и результата деятельности. | Регулятивные УУД - оценка - осознание учащимися того, что уже известно. - оценивание усвоенного содержания. Личностные УУД - уважительное отношение к товарищам; - умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | ||
9. Задание на дом. Цель: создание условий для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме урока, раскрытия личностного смысла учебного материала, развития творческих и аналитических способностей учащихся. | |||||
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |||
Домашнее задание | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач. | Сообщает и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Регулятивные УУД -принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Коммуникативные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Приложение
№1.Информационная карта урока. Применение технологии ИСУД
Учени(ка, цы)_____________________________________________________
Опрос: «Закончи фразу»____________________________________________
«Пчелки»_________________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Целеполагание_____________________________________________________
Работа с текстом (оцени друга) (формируем ЗУН)_______________________
Самостоятельная работа (оцени себя) (формируем ЗУН)_________________
Самооценка: А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.
В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Презентация к уроку по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»
Презентация к уроку по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных». 6 класс.(Повторение темы в 9 и 11 классах)....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Таблица Н-НН в отыменных прилагательных и причастиях полных и кратких
Таблица Н-НН в отыменных прилагательных и причастиях полных и кратких с исключениями...
Презентация по теме "Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных"
Презентация по теме "Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных". Урок получения новых знаний...
Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных прилагательных 7 класс русский язык.
Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс....
Правописание одной и двух н в суффиксах отыменных прилагательных.
Цель: усвоение правописания н и нн в суффиксах отыменных прилагательных. Задачи:познакомить учащегося с правописанием н и нн в суффиксах отыменных прилагательных формировать орфо...