Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных
методическая разработка по русскому языку

Суржко Наталья Николаевна

Урок получения нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_v_otymennyh_prilagatelnyh.docx869.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: В. В. Бабайцева 
Место урока в системе уроков: первыйурок по теме, получение нового знания,  первичное закрепление знаний и умений формирования правописных навыков по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»

Тип урока: урок получения нового знания

Форма урока: дифференцированно-групповая, индивидуальная

Методическая цель:

Создать условия для получения знаний по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных», оказания помощи учащимся в осмыслении связей и отношений в объектах изучения. Используя приемы личностно ориентированных технологий, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к изучению предмета средствами современного оборудования и ИКТ – технологий.

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Содержательная цель: понимание и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при изучении темы: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных».

Задачи:

с точки зрения учителя (мотивационные):

вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока;

помочь учащимся эффективно усвоить большой объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие информационного материала, мультимедиа средства.

с точки зрения деятельности учащихся:

определять основные условия выбора Н или НН в суффиксах прилагательных;

совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников;

учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.

Планируемые результаты:

предметные:

находить условия определения выбора и написания Н или НН в суффиксах по опознавательным признакам, классифицировать их, устно и графически объяснять выбор написаний, употреблять орфограмму в предложении и тексте.

метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: формировать умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в различных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую (интеллект-карту, текст, составлять и читать алгоритмы), анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, строить рассуждения, пользоваться возможностями Интернета.

Коммуникативные УУД: приобретать навыки работы в группе (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание); оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД: формировать

  • положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • способность самооценки своих действий;
  • чувства уверенности в своих силах;
  • навыки информационной грамотности и культуры.

Ресурсы: учебник «Теория», 6 класс, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, «Мобильный класс», сканер QR&, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

1. Подготовительный этап:

Учитель определяет цель урока, подбирает учебный материал, составляет  задания  для работы индивидуальной и в группах, составляет презентацию по теме урока в формате PowerPoint.

Учитывает все особенности восприятия учащихся для более эффективного получения ими информации (применение технологии ИСУД) :аудиалами (проговаривание), визуалами (демонстративное пространство и четкость иллюстраций), кинестетиками (письменная работа, свободное пространство для работы, использование минибука, персонального гаджета).

2. Организационный момент.

Цель: контроль подготовки учащихся к учебному занятию (наличие учебников и учебных пособий, дидактического раздаточного и наглядного материала), организация внимания детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы при «вхождении» в тему урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный

момент

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, формируют группы, включаются в деловой ритм урока.

Приветствует учащихся. -Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Рада приветствовать вас на этом уроке!

Урок сегодня необычный во всех отношениях, не совсем обычным будет и оценивание. Весь урок оценки себе вы будете ставить сами. При одном условии, что это будет честное оценивание.

Девизом к уроку я предлагаю взять слова китайского мыслителя:

Слайд 2: Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость.

Не скрыть ошибку, осознавая её, – это и есть честность

Цзи Юнь

- Для работы на уроке я приготовила карточки, для фиксации оценок пользуйтесь планом под номером 1. Нормы оценок внизу плана. Прочитайте внимательно.

Приложение

Личностные УУД:

- знание моральных норм

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической  и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Мотивационный этап.

Цель: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока, актуализация имеющихся у учащихся знаний. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационный этап

«Имя урока»

Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Образуют письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом

-Настало время переходить к к изучению нового материала, но сначала давайте вспомним то, над чем вы работали на прошлых уроках

1. Опрос: «Закончи фразу». 2 минуты

– Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное).

– Прилагательные согласуются …..(с существительными).

– Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу).

– По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные).

– Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую).

- Как называется раздел науки о языке, изучающий !!!! образование новых слов? (словообразование)

– Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы)

– Чаще всего имена прилагательные образуются каким …. (суффиксальным) способом.

Слайд 3:

2. Образуйте письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом:

  • Кожа
  • Песок
  • Ветер
  • Стекло
  • Время
  • Серебро
  • Лимон
  • Авиация
  • Гусь
  • Солома
  • Мужество

-На что обратили внимание? (1 и 2 буквы н)

- отметьте точкой слова, в которых написали 1 букву –Н-

Слайд 4: «Пчелки»

- Какая проблема возникла? (не знаем, где в отыменных прилагательных пишется –Н- и –НН-)

Исправьте ошибки и оцените себя.

Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Регулятивные УУД:

-  целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Этап целеполагания. Постановка темы и задач урока.

Цель: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и  задач урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Целеполагание

Формулируют тему и цели урока.

  1. Выяснить, когда в прилагательных пишется -Н-, а когда –НН-.
  2. Составить алгоритм действий.
  3. Научиться выбирать -Н- или –НН-.

- Сформулируйте тему урока

- О чем будет речь на уроке?

Слайд 5: «Н и НН в суффиксах отименных прилагательных» Запишите тему урока.

Выход на цель

Какие цели поставим?  (на доске подсказка из 3х начальных слов)

Слайд 6:

Оцените себя, на сколько близки были ваши предположения

Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД:

-  целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Поисково-исследовательский этап

Наблюдают за словообразованием прилагательных, делают выводы.

Поиск,извлечение и коррекция необходимой информации из прочитанноготекста.Отвечают на вопросы, находят дополнительные условия в виде исключений.

Самостоятельно работают в парах, пересказывают, осуществляют взаимооценку.  

Организует работу в группах, регламентирует время работы

Напоминает основные принципы работы в группе

основные принципы работы в группе:

  • Работают все! В данном случае оба;
  • Говори спокойно, ясно, только по делу.
  • Слушай, что говорят другие.
  • Не согласен – предлагай!
  • Успех команды зависит от каждого.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и  его продукта.

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

6. Физкультминутка.

Цель: валеологизация урока, эмоциональная и мышечная разгрузка.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Физкультминутка

Выполняют упражнения вслед за учителем.

Показывает упражнения с кистями рук

7. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: организация взаимодействий «ученики - ученики», «ученики - учитель» для получения знаний, и их обобщения, применения наглядности для полного закрепления полученных знаний.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Составление алгоритма

Составляют алгоритм действий по определению написания суффиксов.

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.

Организует действия учащихся, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие

Личностные УУД

- уважительное отношение к товарищам;

- умение выражать свои мысли.

7. Закрепление изученного материала.

Цель: создание условий для активизации умственной деятельности учащихся путем игровой  ситуации.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Практическая работа

Работают в группах

Выполняют упражнение-классификацию на сайте learningapps.org

Организует действия учащихся в каждой группе, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие

Личностные УУД

- уважительное отношение к товарищам;

- умение выражать свои мысли.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Варианты проведения рефлексии могут быть как устными, так и письменными, в зависимости от наличия времени.

Заполняют таблицу, оценивая свою деятельность на уроке.

Самооценка:  

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

Подводит итоги процесса и результата деятельности.

Регулятивные УУД

- оценка - осознание учащимися того, что уже известно.

- оценивание усвоенного содержания.

Личностные УУД

- уважительное отношение к товарищам;

- умение выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

9. Задание на дом.

Цель: создание условий для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме урока, раскрытия личностного смысла учебного материала, развития творческих и аналитических способностей учащихся.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.

Сообщает и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Регулятивные УУД

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять пошаговый и итоговый контроль

Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Приложение

№1.Информационная  карта урока. Применение технологии ИСУД

Учени(ка, цы)_____________________________________________________

Опрос: «Закончи фразу»____________________________________________

«Пчелки»_________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Целеполагание_____________________________________________________

Работа с текстом (оцени друга) (формируем ЗУН)_______________________

Самостоятельная работа (оцени себя) (формируем ЗУН)_________________

Самооценка:  А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

learningapps.org


QR Code


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Презентация к уроку по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных»

Презентация к уроку по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных». 6 класс.(Повторение темы в 9 и 11 классах)....

Таблица Н-НН в отыменных прилагательных и причастиях полных и кратких

Таблица Н-НН в отыменных прилагательных и причастиях полных и кратких с исключениями...

Презентация по теме "Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных"

Презентация по теме "Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных". Урок получения новых знаний...

Правописание одной и двух н в суффиксах отыменных прилагательных.

Цель: усвоение правописания н и нн в суффиксах отыменных  прилагательных. Задачи:познакомить учащегося с правописанием н и нн в суффиксах отыменных прилагательных формировать орфо...