Система развивающего обучения и её применение в практической деятельности учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку

Спайкова Ирина Натановна

В статье  рассказывается об истории педагогической технологии развивающего обучения, актуальности её использования. Представлен материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы43.93 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                  Содержание

1.Введение. Цели, задачи, актуальность использования технологии.

2.История педагогической технологии развивающего обучения.

3. Материалы из опыта работы.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы.

Введение. Цели, задачи, актуальность использования технологии

« Учитель  готовится  к  хорошему  уроку   всю  жизнь. Такова  духовная  и  философская  основа  нашей  профессии  и  технологии  нашего  труда, чтобы  открыть  перед  учениками  искорку  знаний, учителю  надо  впитать  море  света ».  Это  слова  известного  педагога  Сухомлинского.

Педагогика  как  наука  существует  уже  так  давно, что  кажется: всё  уже  сказано  о  вопросах  обучения  и  воспитания  молодого  поколения. Но  каждый  учитель  открывает  для  себя  законы  педагогики  заново.

Я  считаю, что  прежде  всего  важна  личность. Личность  проявляется  в  раннем  детстве. Каждый  ребёнок  талантлив, то  есть  обладает  способностями, и  задача  школы  раскрыть  и  развить  эти  способности, создать  условия  для  развития  каждого  ученика.

Технологии  развивающего  обучения  основываются  на  положениях  Л.В. Занкова  о  развитии  ребёнка.  Он  утверждал, что  в  процессе  обучения  возникают  не  знания, умения  и  навыки, а  познавательные  структуры – схемы, сквозь  которые  человек  смотрит  на  мир, видит  и  понимает  его.             Познавательные  структуры  и  есть  та  сущность, которая  развивается  с  возрастом  и  в  процессе  обучения. Результаты  этого  выражаются  в  особенностях  психической  деятельности: мышлении, речи, уровне  произвольности  поведения, памяти, в  количестве  и  чёткости  знаний  и  умений. В  этом  суть  развития.

Методика  развивающего  обучения  предполагает  привлечение  ученика  к  различным  видам  деятельности; в  преподавании  используются  дидактические  игры, дискуссии, а  также  методы  обучения, направленные  на  обогащение  воображения, мышления, памяти, речи.

Урок  остаётся  основным  элементом  образовательного  процесса, но  его  функции, формы  организации  существенно варьируются. Основное  его  отличие  от  традиционного  урока  заключается  в  том, что  цели  подчиняются  не  только  сообщению  знаний, но  и  другим  группам  свойств  личности: полилог , основанный  на  самостоятельной  и  коллективной  деятельности  обучающихся; сотрудничество  учителя  и  ученика. Главная  методическая  цель  урока – создание  условий  для  проявления  познавательной  активности  учеников.

История педагогической технологии развивающего обучения

Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению учёного, школа не раскрывала возможностей и резервов психического развития ребёнка.  Проанализировав состояние учебно – воспитательного процесса, он пришёл к  идее развития как ведущего критерия работы школы.

В настоящее время на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно – методический центр имени Л.В. Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения  по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевыми ориентирами системы являются:

  • Развитие личности  учащегося  в учебном процессе;
  • Достижение высокого уровня общего развития  личности обучающегося;
  • Целью обучения становится формирование познавательной структуры;

Можно выделить следующие концептуальные положения данной технологии:

  • Обучение должно идти впереди развития;
  • Ученик является субъектом, а не объектом учебно – воспитательного процесса;
  • Учащийся получает системные представления  знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти;

Гипотеза Л.В. Занкова о развитии  ребёнка строится на выводах, сделанных в своё время Выготским. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие – появление новообразований в психике ребёнка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интегрированных процессов.
  • Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах  психики – ума, воли, чувств  школьника, когда каждое из них становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
  • Знания сами по себе ещё не обеспечивают развитие, хотя и  являются  его  предпосылкой.
  • Только общее развитие создаёт фундамент гармонического развития человека.
  • В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент- познавательные структуры –схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО:

  • Системность и высокая сложность содержания обучения, адекватное  зоне ближайшего развития школьника;
  • Ведущая роль теоретических знаний ( без принижения значения практических умений и навыков);
  • Обучение на высоком уровне трудности;
  • Продвижение в изучении материала в быстром темпе;
  • Осознание учеником процесса обучения;
  • Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • Проблематизация содержания обучения;
  • Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • Работа над развитием всех (слабых и сильных) школьников.

Успешное решение трудных задач, поставленных системой  РО, поддерживается мощным включением методов и приёмов   положительного стимулирования  учебного процесса, обращением  к  другим  методикам  и технологиям, таким  как: дифференцированное, личностно - ориентированное, проблемное обучение, педагогика сотрудничества.

Обучение  русскому  языку  и  литературе  даёт  хорошую  результативность  лишь  при  условии  дифференцированного  подхода.

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, уровень развития ребенка.

Уровневая дифференциация несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функции. Их взаимосвязь позволяет в полной мере реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности школьника, но и педагога.

Очень важно сообщать учащимся цель и план их работы, а в конце подводить итоги. Повышению организованности учащихся на уроке способствует индивидуализация цели выполнения общеклассной работы. Давая задание всему классу, следует не забывать о пробелах и интересах каждого отдельного ученика, напоминая, на что тем или иным ученикам следует обратить внимание.

Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

Для определения того, достигнуты ли поставленные цели, формируемые через результаты обучения и выражаемые в действиях учащихся, используются такие компоненты системы уровневой дифференциации как контроль и рефлексия. Контроль за усвоением учебного материала в рамках данной технологии осуществляется постоянно. При этом используются различные его формы.

Учёт  личностных  особенностей  различного  уровня  знаний  учащихся  лежит  в  основе  многих  видов  работ. Так  на  уроках  широко  использую  работу  по  карточкам  с  разноуровневыми  заданиями. Развивающее  обучение  предполагает  проблемность  на  уроках, поэтому  такие  виды, как   практические, лабораторные, исследовательские  работы  способствуют  решению  этой  задачи.  Часто  на  уроках  применяю  групповые  задания. Это  могут  быть  группы  с  разным  уровнем  подготовленности  или  различными  заданиями  и  функциями, а  также  смешанные  группы, в  которых  каждый  ученик   последовательно  выполняет   задания  различной  степени  сложности.

Система развивающего обучения предполагает  проблемный  подход.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цель проблемных ситуаций.

В основе уроков проблемного характера лежит дискуссия.        Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителем  и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Ученик  должен  превращаться  всё  в  большей  степени  в  активного  деятеля, способного  сознательно  приобретать  необходимые  знания. Так  встаёт  проблема  мотивации  обучения. Мы  легко  достигаем  самых  высоких  целей, если  осознаём  их  необходимость. И, наоборот, самые  простые  вещи  кажутся  немыслимо  сложными, если  мы  считаем, что  они  нам  не  нужны.  Ученик  должен  ощутить  себя  « творцом  обстоятельств », чтобы  ему  захотелось  преодолевать  трудности, так  формируется  мотив  достижения   результата, создаётся  ситуация  успеха.

Но  в  образовательном   процессе  большую  роль  играет  и  личность  учителя. Успех  начинается  с  признания  права  учителя  учить. Если  дети  любят  педагога, они  и  предмет  любят, который  он  преподаёт.

Важное  значение  имеет и  психологический  климат  на  уроке.  Между  учениками  и  учителем  должна  царить  атмосфера  доверия,  сотрудничества.  Педагог  должен  замечать  малейшие   успехи  детей,  вдохновлять  их,  поддерживать  интерес  к  предмету,  учить  верить  в  себя,  в  свои  силы.   Учитель  превращается  в  организатора,  консультанта,  не  навязывающего  свои  знания,  убеждения,  а  позволяющего  школьнику  проявить  свою  инициативу,  высказать  и  доказать  свою  точку  зрения.

Говоря  о  развитии  познавательных  способностей  учащихся , следует  иметь  ввиду  и  те  критерии, которые  позволили  бы  учесть  продвижение  в  развитии, те  приёмы  и  способы, которые  дают  возможность  выявить  уровень  познавательной  деятельности  каждого  из  обучающихся.  

Действующая   в  школе  система  оценок  не  отражает  сдвигов  в  развитии  познавательных  процессов ( внимания, памяти, логического  мышления, воображения, интересов ), в  формировании  качеств  личности, но  учитель  в  своей  повседневной  работе  должен  отслеживать  не  только  объём  и уровень  знаний, но  и  сдвиги  в  развитии  ученика. Поэтому  особенную  важность  приобретает  разнообразная  диагностика  успешности  обучения  как  класса  в  целом, так  и  каждого  ученика  в  отдельности.

Поставив  перед  собой  вопрос  не  только  чему  учить, но  и  как  учить  результативно, пришла  к  выводу, что  необходимо  выявлять  тип  восприятия  учащихся, используя  психологические  тесты; строить  диаграммы  выявления  приоритетных  личностных  качеств  школьников; проводить  диагностику  мотивации  учебной  деятельности  и  отношения  обучающихся  к  предмету.

Л.В. Занков  вслед  за  своим  учителем  Л.С. Выготским  говорил, что  обучение  должно  забегать  вперёд  развития. То  есть  осуществляться  в  зоне  ближайшего  развития.  Это  базовое  положение  для  любого  развивающего  обучения  требует  ответа  на  вопрос: как  далеко  забегать  по  отношению  к  каждому  ученику  на  каждом  новом  этапе  обучения. Получить  этот  ответ  можно  при  постоянном  изучении  успешности  развития  и  обучения  школьников, поэтому  актуальными  становятся  понятия, введённые  Л.С. Выготским : абсолютная  успешность  обучения  ( соответствие  достижений  учащегося  программным  требованиям ) и относительная  успешность  обучения (соотнесение  с  его  собственными  предыдущими достижениями ).

        Абсолютная  успешность  обучения  орфографии  и  пунктуации  отслеживается  на  протяжении  всего  учебного  года, что  даёт  возможность  учителю  в  ходе  учебного  процесса  обращать  внимание  на  пробелы  в  знаниях  учащихся, несколько  перестраивать  свою  работу  в  зависимости  от  результатов  диагностики.  Оформляется  в  графики  успешности  обучения  орфографии  и  пунктуации.

Насколько  педагогические  условия  способствуют  развитию  каждого  школьника, показывает  динамика  роста  относительной  успешности  обучения. Имея  в  виду, что  в  классах  учатся  дети  с  разными  возможностями, это  положение    является  базовым  для  оценки  труда  и  ученика  и  учителя.  Работа  начинается  с  составления   каждым  учеником   « Таблицы  успеха », которая  располагается  на  обложке  тетради  ученика  и  заполняется  им  по  мере  выполнения  различных  работ.

          Эта  работа  позволяет  увидеть  продвижение  каждого  школьника, проанализировать  причины  успеха  и  неудач.  Эта  форма  работы  помогает  каждому  ученику  найти  своё  « слабое  место », устранить  пробелы  в  знаниях, сделать  процесс  обучения  осознанным.  Сравнивать  ученика  можно  только  с  ним  самим  вчерашним, а  не  с  другими  школьниками  в  классе.  Успех  всегда  заметен, даже  если  в  прошлом  диктанте  было  15  ошибок, а в  нынешнем  только  10.  Пусть  ученик  « растёт » от  удачи  к  удаче, двигаясь  вперёд  и  вверх  маленькими, но  верными  шажками.

Таким  образом, основными  видами  работы  учителя  при  обучении  русскому  языку  становятся:

  • организация  поисковой  деятельности  учащихся  при  изучении  теоретического  материала;
  • работа  со  справочным  материалом  и  словарями;
  • терминологическая  работа;
  • работа  по  развитию  речи;
  • работа  с  лингвистическими  текстами;
  • обучение  комплексному  анализу  текста;
  • работа  по  развитию  речи  учащихся;
  • особенное  внимание  к  организации  творческих  работ.  

Материалы из опыта работы по технологии развивающего обучения

На сегодняшний день разработано несколько учебно – методических комплексов по РО  по русскому языку и литературе в средней и старшей школе. Я работаю по УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, так как, на мой взгляд, этот учебник в наибольшей степени реализует принципы развивающего обучения в средней школе.

В  2002  году  первый  в  нашей  школе  занковский  класс  заканчивал  первую  ступень  обучения. К  концу  периода  обучения  в  начальной  школе  этого  класса  мы  увидели  плоды, которые   принесла  эта  система. Учащиеся  с  удовольствием  вовлекались  в  поисковую  деятельность, выстраивали  свой  ход  рассуждения, вычленяли  множество  признаков  рассматриваемого  объекта  или  явления, проявляли  способность  к  обобщениям, они  проявляли  интерес  ко  всему, что  происходит  вокруг, класс  отличался  устойчивой   сознательной  дисциплиной, где  каждый  не  стеснялся  высказывать  собственное  мнение о  чём – либо, где  умели  слушать  каждого. Мне  хотелось  продолжить  работу  в  этом  классе  по  развивающей  системе, и  я  искала  подходящий  для  этого  учебник. На  курсах  по  развивающему  обучению  от  их  руководителя  Нечаевой  Н.В. я  узнала  об  учебнике  М.М. Разумовской  как  соответствующем  РО. С  тех  пор  я  и  работаю  по  этому  учебнику.

За  это  время  я  поняла, что  занковские классы  имеют  особенности  в  восприятии  и  усвоении  учебного  материала  и  учебник  М.М. Разумовской  даёт  возможность  построить  урок  и самостоятельную  работу  дома школьников  с  учётом  этих  отличий. А  также  я  увидела, что  данный  учебник  можно  использовать  не  только  для  работы с  сильными  учащимися, но  и  с теми  ребятами, которым  нужно  больше  времени  для  усвоения  материала  и  внимания  учителя.

В  чём  же  особенности  работы  по  данному  учебнику?

Работа  на  уроках  русского  языка  строится  на  научной  основе  с  использованием  присущей  ей  терминологии, но  не  только  в  письменной  речи

( как  преимущественно  это  бывает  в  традиционных  учебниках), но и  в  устной  речи.  Отсюда  сетования  некоторых  учителей, что, работая  по  этому  учебнику,  мы  меньше  пишем. Но, если  проанализировать  жизненную  ситуацию, то  становится  понятно, что  в  жизни  мы  больше  пользуемся  устной  речью, чем  письменной, и умения  правильно  говорить для  становления  человека  играют  не  меньшую  роль, чем  грамотно  писать. Тем  более  что  проблемам  грамотного  письма  в  учебнике  уделяется  достаточное  внимание. Но  оно  основывается  на  осознанных  знаниях  школьников, а не на   механическом  заучивании  правил. Ни  один  теоретический  вывод  не  даётся  авторами  учебника  в  готовом  виде, этому  предшествуют  задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте.

          Следует  отметить  повышенное  внимание  авторов  учебника  к  речевому  развитию  школьников.  На  первый  план  выходит  коммуникативная  функция  языка как  средства  общения. Сегодня   это  актуальнейшая  проблема: язык  и  культура  речи, нормы  русского  литературного  языка. « От  уровня  владения  родным  языком  зависят  успехи  в  учёбе  не  только  по  данной  дисциплине, но  и  по  всем  остальным  предметам; уровень  владения  языком  в  значительной  мере  определяет  социальное  лицо  человека, его  культурные  и  интеллектуальные  показатели, его  общественную  активность, стремление  к  самообразованию, совершенствованию  своего  духовного  начала, » - пишет  в  методическом  пособии  к  учебнику  5  класса  М.М. Разумовская.

Учебник  и  соответствующая  программа  нацелены  на  овладение  4 – мя  видами  речевой  деятельности: чтением,  слушанием, говорением  и  письмом.

        Иначе, чем  в  традиционных  учебниках,  строится  работа  по  описанию  представленных  в  учебном пособии  картин  и  фотографий. Ребятам  предлагается  составить  словарную  работу  на  основе  произведения  живописи  или  словесную  зарисовку, высказать  собственные  ощущения  и  впечатления  от  увиденного.  В  любом  случае  такая  работа  носит  творческий  характер.

В  каждом классе  по данному   учебнику  даётся  собственно  языковой  курс: повторение, новый  материал  и  раздел  « Речь ».Причём  повторение  всегда  несёт  с  собой  изучение  нового  материала. Изучается  весь  этот  материал  в  перемеживающемся  режиме: 5 – 6 уроков – изучение  языкового  курса, затем  уроки  развития  речи.  На  завершающем  этапе  изучения  той  или  иной  части  речи  есть  параграф  « Произношение  слов  изучаемой  части  речи », « Употребление её  в  речи ». Также  при  изучении  всех  языковых  тем  в  заданиях  к  текстам  даны  вопросы, связанные  с  развитием  речи.  Принцип  прохождения  материала  более  быстрыми  темпами  противостоит  топтанию  на  месте, однотипности  упражнений.  Некоторые  темы  изучаются  с  опережением.

Учебник  развивает  творческое  мышление  учащихся. А  творчество  проявляется  в  умении  осуществлять  нешаблонные  действия, в  умении  ставить  новые  цели, осуществлять  контроль  и  оценку, планировать  свои  действия.  Этому  помогают  и  формулировки  тем  параграфов: « Как  определить  лексическое  значение  слова », « Умеем  ли  мы  употреблять  в  речи  этикетные  слова », « Как  образуются  новые  формы  слова ». Такие задания  содержат  в  себе  вопрос  и  одновременно  требуют  ответа, пробуждают  познавательную  деятельность  школьников.

        Отдельно  хотелось  бы  отметить  задания  ЗСП, представленные  в  учебнике.  Слова  предлагается  рассмотреть  по  трём  критериям: значение, строение, правописание. Эти  задания  дают  возможность  учащимся  увидеть  связь  орфографических  норм  с  лексикой, этимологией, строением  и  словообразованием, что  является  своеобразным  комплексным  разбором  слова.

        Учебник  учит  ребят  работать  со  справочным  материалом  и  различными  словарями. В  приложении  даются  различные  материалы  и  словарики: толковый, орфоэпический, словарик  синонимов и т.д. « Словарик  значения  морфем » позволяет  увидеть  системность  данного  языкового  явления, понять  внутренние  связи  языковых  фактов,  их  взаимосвязь.

        Творческое  мышление  невозможно  без  опоры  на  систематизацию, что  приучает  школьников  к  организации  мысли, развивает  интерес.

        Лингвистические  тексты  в  данном  учебнике  содержат  много  познавательного  материала. Подаются  они  не  в виде  сухих  схем  или  определений, а  побуждают  к  активному  творческому  осмыслению  предложенных  материалов. Отсюда  задание  « Учитесь  работать  с  лингвистическим  текстом ». Учебник  предоставляет  возможность  обращаться  к  лингвистическому  тексту  только  после  того, как  мы  с  ребятами  выявим  учебную  проблему, выдвинем  гипотезы, произведём  решение  учебной  задачи, рассмотрим  правильность  решения  на  многих  примерах. И  учебник, как  добрый  собеседник и помощник, подтвердит  нам  верность  нашего  решения.       Расширена  понятийная  основа, которая  включает  такие  понятия,  как  производная  основа, именные  и  глагольные  словосочетания, словообразовательная  модель, сильная  и  слабая  позиции  и т.д. Теоретический  материал  содержит  исторические  сведения, рассказы  об  учёных – лингвистах, демонстрирует  функционирование  языка  в  жизни.

Таким  образом, изучение  языкового  теоретического  материала  способствует  организации  самостоятельной  поисковой  деятельности, приучает  детей  к  постоянному  обращению  к  словарям, научной  и  справочной  литературе.

        Упражнения  в  учебнике  представляют  в  большинстве  своём  комплексный  анализ  предложенного  текста, к  которому  предлагается  выполнить  ряд  заданий, что  помогает  повторить и  закрепить  уже  изученный  материал, обратиться  к  отработке  новых  сведений, увидеть  целостность  текста, поработать  с  его  речевыми  и  художественными  особенностями.    Эта  работа  особенно  важна  для  подготовки  учащихся  к  сдаче  экзаменов  в  новой  форме.

  Мышление  не  может  развиваться  без развития  навыка  наблюдения. Учебник  предоставляет  и  такую  возможность.  В  процессе  наблюдения  за  различным  языковым  материалом  у  учащихся  развивается  умение  анализировать, сравнивать, обобщать.

Таким  образом, учебник  и  программа  по  русскому  языку  

М.М. Разумовской  и  её  соавторов  основана  на  принципах:

  • более  высокого  уровня  изучения  теоретического  материала;
  • продвижение  в  изучении  материала  в  быстром  темпе;
  • вариативность  процесса  обучения, индивидуальный  подход;
  • осознанного  процесса  учения;
  • работы  над  развитием  речи  всех  учащихся;
  • преемственности  в  преподавании русского  языка  по  системе  РО  между  начальным  и  средним  звеньями  обучения.

Заключение

«Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого  трудного было творческим, т.е. радостною победой… И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден.»

Г.А.Гуковский

     Именно сейчас в обществе в связи с быстро изменяющимися условиями социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребёнок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии.  Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?

Реальная жизнь, способная дать молодому человеку не линейное, а объёмное представление о мире, требует выработки новых форм  и  приёмов  работы, как  на  уроке, так  и  во  внеурочной  деятельности.

Список  литературы

1.Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения. М6 НИИ шк. технологий, 2005г. -192с. (Энциклопедия образовательных технологий).

2.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем. Изд –во Питер,СПб, 2007г.-352с.

3.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд-во 5,испр. –М: Лабиринт, 1999г.-352с.

4.Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы).-Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001г. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.

Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....

Применение видеотехнологий в деятельности учителя русского языка и литературы

Применение видеотехнологий в деятельности учителя русского языка и литературы...

Компьютерная презентация практических достижений учителя русского языка и литературы

Компьютерная презентация практических достижений учителя русского языка и литературы вечерней школы при ИУ...

Выступление на муниципальной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Литература. Читатель. Время».«Проза XX века»

Выступление на муниципальной научно-практической конференции  учителей русского языка и литературы  «Литература. Читатель.  Время»...

Эссе Возможности практической работы учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Процесс исследования может применяться на всех этапах обучения, по разным предметам и темам. С помощью учителя происходит выстраивание своей индивидуальной программы развития (ИОП –индивидуальна...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Хусяиновой Алсу Харрясовны.

Увидеть и в дальнейшем развивать творческий потенциал ребенка, заложенный в нем природой....

Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"

Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...