Презентации к урокам русского языка
презентация к уроку по русскому языку
презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.pptx | 1.43 МБ |
leksika_i_frazeologiya_9_kl.ppt | 487 КБ |
lichnye_okonchaniya_glagolov.ppt | 1.15 МБ |
pravopisanie_ne_s_glagolami_o_5_kl_1.ppt | 2.99 МБ |
bezlichnye_glagoly.pptx | 160.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед вами дорога. Она ведёт в страну … . Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну . В дорогу, друзья!
Имя существительное обозначает … отвечает на вопросы …
Имя существительное обозначает предмет отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное обозначает … отвечает на вопросы …
Имя прилагательное обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? чей?
Глагол обозначает … отвечает на вопросы …
Глагол обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Составьте предложение урок, язык, скоро, закончиться, русский.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок русского языка скоро закончится.
Верные – неверные суждения Существительное обозначает действие предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Имя прилагательное – это часть слова. Глагол – это самостоятельная часть речи. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Из одних только служебных частей речи нельзя составить предложение. Предлоги и союзы – это самостоятельные части речи.
Верные суждения Существительное обозначает предмет . Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Имя прилагательное – это часть речи . Глагол – это самостоятельная часть речи. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Из одних только служебных частей речи нельзя составить предложение. Предлоги и союзы – это служебные части речи.
Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.
Подведем итоги 1. Сегодня на уроке мы вспомнили … 2. Сегодня на уроке мы узнали … 3. Сегодня на уроке говорили о …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексика. Фразеология. Урок повторения в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Ульянковская ООШ» Н.А.Челноковой
Цель Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах Закрепить знания по теме Активизировать творческие способности учеников
Повторение раздела «Лексика» Что изучает лексика? Каково самое общее деление слов по значению? Какие группы слов вам известны? Что такое фразеологизмы? Словарный состав языка Однозначные и многозначные Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, профессиональные слова Устойчивые сочетания слов с переносным значением
Лексическая работа Определите слова по их лексическому значению. Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. Повторение одинаковых или сходных звуков в слове, во фразе. Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада. Олицетворение Аллитерация Реферат
Лексическая работа Какое из перечисленных слов имеет значение « вялый, равнодушный»? Пессимистичный Апатичный Циничный Аскетичный
Лексическая работа Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте. Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты. Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом. Как называется ваша деревня? – спросил я. Чистый Дор. Чего Чистый? Дор. А что такое – Чистый Дор? Это, батюшка, деревня наша, – толковала Пантелеевна.
Лексическая работа Ответ: Антонимы: рослый – маленький; впереди – в конце; раньше – потом Синонимы: глядел – видел Диалектизмы: дор
Лексическая работа Придумайте по два предложения с фразеологизмами: 1 вариант – с книжными по происхождению 2 вариант – с народными Хорошо владеть пером – редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в важном матче. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине .
Занимательная лингвистика Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев ? Что означает выражение попасть впросак и каково его происхождение? Составьте предложения с этими словами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд не кнут, а человека подгоня ет . Трудом Родину слав им , трудом ее украша ем . И спо ем , и спляш ем , только поле вспаш ем . Упуст ишь время – потеря ешь урожай. Без заботы и репу не выраст ишь . Рабочие руки не зна ют скуки. Без труда не вын ешь и рыбку из пруда.
Личные окончания глаголов
Цели: умения Развивать умения …
Цели: умения Развивать умение определять спряжение глагола; Развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Труд не кнут, а человека подгоня ет . Трудом Родину слав им , трудом ее украша ем . Упуст ишь время – потеря ешь урожай. Без заботы и репу не выраст ишь . Рабочие руки не зна ют скуки. Без труда не вын ешь и рыбку из пруда. Выпишите глаголы, поставьте их в неопределённую форму
Что делать? Что сделать? Подгоняет - подгонять Славим - славить Украшаем - украшать Упустишь - упустить Потеряешь - потерять Вырастишь - вырастить Не знают – не знать Вынешь - вынуть
Для чего нам нужно уметь ставить глаголы в неопределённую форму? Подгоняет - подгонять Славим - славить Украшаем - украшать Упустишь - упустить Потеряешь - потерять Вырастишь - вырастить Не знают – не знать Вынешь - вынуть
Дополните кластер (работа в паре) Неопределенная форма глагола ? ?
Неопределенная форма глагола Спряжение Правописание безударных личных окончаний
Спряжение ? ?
Спряжение 1 спряжение Все не на - ить 2 спряжение Все на - ить
Определите спряжение глаголов Подгоняет - подгонять Славим - славить Украшаем - украшать Упустишь - упустить Потеряешь - потерять Вырастишь - вырастить Не знают – не знать Вынешь - вынуть
Взаимопроверка Подгоняет – подгонять (1 спр.) Славим – славить (2 спр.) Украшаем – украшать (1 спр.) Упустишь – упустить (2 спр.) Потеряешь – потерять (1 спр.) Вырастишь – вырастить (2 спр.) Не знают – не знать (1 спр.) Вынешь – вынуть (1 спр.)
Самостоятельная работа Задание: выпишите глаголы, укажите спряжение, вставьте гласные в окончания Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что дела…т, расскаж…т. Черт…т, пиш…т, иль поёт, Вышива…т, или паш…т, Или забива…т гол, Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т – Всё расскаж…т нам глагол .
Взаимопроверка Дела ет – делать ( 1спр.) Расскаж ет – рассказать (1 спр.) Черт ит – чертить (2 спр.) Пиш ет – писать (1 спр.) Вышива ет – вышивать ( 1 спр.) Паш ет – пахать (1 спр.) Забива ет – забивать (1 спр.) Вар ит – варить (2 спр.) Жар ит – жарить (2 спр.) Мо ет – мыть (1 спр.) Чист ит – чистить ( 2 спр.)
Цели: умения Развивать умение определять спряжение глагола; Развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Правописание Не с глаголами Тарношинская М.В.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ Смотри, употребляется ли слово без НЕ НЕТ ДА ПИШИ СЛИТНО ПИШИ РАЗДЕЛЬНО Тарношинская М.В.
Сформулируйте к предложениям задание в соответствии с темой нашего урока. Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай. В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив. От учтивых слов язык (не) отсохнет. Зазнайство (не) возвышает, а унижает. Без заботы и репу (не) вырастишь. Рабочие руки (не) знают скуки. Без труда (не) вынешь и рыбку из пруда. Тарношинская М.В.
Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать глаголы правого столбика, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть. Сомневаться, удивляться Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие Испытывать чувство сильной вражды, ненависти Проявлять безудержную ярость, буйство Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)навидеть (НЕ)годовать (НЕ)доумевать (НЕ)домогать (НЕ) истовствовать Тарношинская М.В.
Буквенный диктант: + слитно, - раздельно 1.(Не)суди о человеке по наружности. 2.(Не) бросай товарища в беде. 3.(Не)стану мешать. 4.(Не)доумевать по поводу ответа. 5.(Не)хочу ссориться. 6.(Не)годовать из-за опоздания. 7.(Не)могу говорить. 8.(Не)были на экскурсии. 9.(Не)домогать всю неделю. 10.В решете воды (не)удержать. 11.(Не)взлюбил я эту собаку за ее злость. 12.(Не)знать правило. 13.(Не)сочувствовать другу. 14.Новых друзей наживай, а старых (не)забывай.15. Через порог руки (не)подают. Тарношинская М.В.
Проверяем себя: 1.- 2.- 3.- 4.+ 5.- 6. + 7.- 8.- 9.+ 10.- 11.+ 12.- 13.- 14.- Тарношинская М.В.
Карточка № 1 . Работа в паре. Тарношинская М.В.
Проверьте себя: 1.Кто не работает, тот не ест. 2.С ложью правда не дружит. 3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4. Лень добра не делает. 5. Расстояние дружбе не мешает. 6. Врагу (не) кланяйся, для друга жизни не жалей. 7. С добрым делом не опоздаешь. 8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 9. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Тарношинская М.В.
Поставьте себе оценки: нет ошибок- 5, 1 - 2 ошибки - 4, 3- 4 ошибки - 3, больше 4-х ошибок- 2. Тарношинская М.В.
Исследовательская работа Негодовал Ненавидел Недоглядеть Недолюбливать Недослышать Недоспать Тарношинская М.В.
Приставка недо- образует глаголы со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов. Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить - переварить, недомерить - перемерить (отмерить лишнее) , недовыполнить - перевыполнить, недоесть - переесть, недодать - передать. Тарношинская М.В.
Творческое задание :расставьте предложения по порядку, чтобы получился связанный текст, выпишите те предложения, в которых есть изучаемая орфограмма. 1.Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 2. Я начал учиться в деревне. 3. Проблем с успеваемостью у меня (не)было, но вот в младших классах часто получал четверку по поведению. 4. Время было нелегкое, в школе (не)хватало учебников — ведь шла война. 5. Сейчас я очень жалею об этом. Тарношинская М.В.
Творческое задание :расставьте предложения по порядку, чтобы получился связанный текст, выпишите те предложения, в которых есть изучаемая орфограмма. 1. Я начал учиться в деревне. 2. Время было нелегкое, в школе (не)хватало учебников — ведь шла война. 3. Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 4. Проблем с успеваемостью у меня (не)было, но вот в младших классах часто получал четверку по поведению. 5. Сейчас я очень жалею об этом. Тарношинская М.В.
Выборочный диктант Задание В Вставьте частицу не в слова, из которых она исчезла, запишите их в тетради. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причесаный ряха, И за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не . Тарношинская М.В.
Проверка Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с не доумением, Что за не лепое положение! Но кругом было тихо-тихо И во всем была не разбериха. И на не взрачной клумбе у будки Голубые цвели не забудки. И погода стояла не настная , И гуляла собака не счастная, И, виляя хвостом не уклюже, Пробегала не пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл не умытый, не причесаный не ряха, И за не ряхой по травке свежей Шёл не суразный не дотёпа и не вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Не Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не . Тарношинская М.В.
Сегодня мы узнали о…. Теперь я могу…. Я научился…. Что я узнал нового на уроке…. Своей работой я …. Самооценивание: Тарношинская М.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
Предмет исследования – глагол Объект исследования – прозаические и поэтические тексты .
Девятнадцатое апреля. Классная работа.
Постоянные признаки Н епост . признаки несовершенный совершенный вид переходность непереходные п ереходные возвратность НЕ возвратные число наклонение время Галактика Глагола возвратные лицо род спряжение ?
Смеркается. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под ногой. - Что объединяет данные предложения? - Какие предложения называются простыми ? - Разделите эти предложения на 2 группы. - Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. - Какое действие они обозначают? - Как называются такие глаголы?
Безличные глаголы 1. Знать… 2. Учиться…
Задачи урока знать значения безличных глаголов ; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи .
Работа в группах Проанализировать тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголах.
Значение безличных глаголов о бозначают явления природы; о бозначают физическое состояние человека; о бозначают душевное состояние человека и его переживания.
Формы безличных глаголов м огут иметь форму 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени; м огут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени.
Сравните предложения Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится. личный глагол личный глагол личный глагол в значении безличного Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся
Запомни! В значении безличных могут употребляться личные глаголы.
Индивидуальное исследование (4-5 мин.) Выполните работу по карточкам и представьте результаты классу.
Итоги исследования Что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях?
Творческая работа (5-7 мин.) Составьте текст, используя безличные глаголы, на одну из предложенных тем: картина звездного неба; весенний пейзаж; прогулка в лесу.
Поленов В, Д. Золотая осень
Ребятам долго бродили по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях. Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало. Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
Итог урока Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что показалось самым трудным? интересным ?
Домашнее задание Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника. Выписать из учебника литературы примеры предложений с безличными глаголами (5-7), указать их форму ИЛИ Составить пейзажную зарисовку (5-7 предложений) с использованием безличных глаголов.
Благодарю за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....