Урок русского языка в 6-м классе на тему: «Деепричастие как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: дать понятие о деепричастии, объяснить, какие признаки деепричастия свойственны глаголу, а какие – наречию; правильно выделять суффиксы
Задачи: 1. Образовательные:
- формировать умение нахождения деепричастий в тексте, находить суффиксы причастий, образовывать деепричастия;
2. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
3. Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6-m_klasse_na_temu_deeprichastie_kak_chast_rechi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Деепричастие как часть речи»
Тема: «Деепричастие как часть речи»
Цель: дать понятие о деепричастии, объяснить, какие признаки деепричастия свойственны глаголу, а какие – наречию; правильно выделять суффиксы
Задачи: 1. Образовательные:
- формировать умение нахождения деепричастий в тексте, находить суффиксы причастий, образовывать деепричастия;
2. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
3. Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения
Форма урока: урок с элементами игры
Оборудование: учебник под ред. М.М. Разумовской, перфокарты
Ход урока
I. Организационный момент
Запись числа, классной работы и темы урока.
II. Объяснение нового материала
1. Слово учителя.
Деепричастие произошло от двух слов (дее и причастие), термин возник в восемнадцатом веке; он означает причастность к действию. Это название объясняется тем, что деепричастия обозначают действия, сопутствующие основному.
Запомните:
- деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав?
- это особая форма глагола, которая совмещает признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизменяемость);
- деепричастия не изменяются, следовательно, не имеют окончания.
2. Прочитайте и перескажите текст (упражнение 370).
Возьмите на заметку!
Так как деепричастия, как и причастия, совмещают признаки двух частей речи, некоторые ученые считают деепричастие самостоятельной частью речи. Большинство же ученых относит их к особой форме глагола.
3. «Эстафета»
2 команды. Выходит по одному ученику от команды. Необходимо образовать деепричастие от любого глагола, предложенного команде. Затем выходит второй ученик и образовывает деепричастие от другого свободного глагола. Кто справиться быстрее и правильно?
Глаголы для первой команды: говорить, сказать, создать, создавать воспеть, воспевать.
Глаголы для второй команды: обдумывать, обдумать, листать, слышать, передать, передавать.
4. Игра «Кто больше?»
Вспомните и запишите фразеологизмы с деепричастиями. Кто больше?
5. Игра «Конструктор»
Преобразуйте предложения, представив одно из действий как добавочное.
Мама нагнулась и поцеловала сына в щеку. Она улыбнулась и сказала: «Ты – мое солнышко». Мальчик ласково посмотрел на маму и тоже улыбнулся.
6. «Узнай в лицо»
Учитель читает текст, а учащиеся выписывают только деепричастие («узнают» в лицо). Кто самый внимательный?
Затем определить вид деепричастий, обозначить суффиксы.
Зима! Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Брозды пушистые взрывая,
Литии кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
7. Физминутка
Причастный оборот – правая рука, деепричастный – левая рука:
а) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по полу.
б) Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
в) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
г) Чёрный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
д) Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
е) Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
ж) Усеянное звёздами небо манило к себе.
III. Закрепление
Перфокарта «Проверяю себя»
Деепричастие – особая неизменяемая форма ___________, которая совмещает признаки ___________ и _______________. Деепричастие обозначает ___________ как обстоятельство, при котором совершается ____________. Как и глаголы, деепричастия бывают ____________________. Как и наречие, деепричастие _____________________________. Деепричастие в предложении зависит от _________ и является __________.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Что мы сегодня узнали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется
При помощи чего? Каких?
V. Домашнее задание.
§30, упражнение № 371.
Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Конспект и мультимедийное сопровождение к уроку русского языка в 7-ом классе на тему "Наречие как часть речи"
Методический ресурс включает в себя подробный конспект и презентацию к уроку. Тип урока - изучение нового материала. На начальном этапе урока обучающиеся сами формулируют тему и цели урока. В ходе раб...
Урок русского языка для учащихся 7 класса повторение темы "Наречие как часть речи"
Урок повторения темы "Наречие как часть речи".Цели урока:· систематизировать и обобщить знания о наречии·...
Урок русского языка в 7-м классе. Закрепление темы "Деепричастие"
Урок русского языка. Закрепление темы "Деепричастие"....
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Причастие как часть речи»
Цель: дать понятие о признаках прилагательного и глагола у причастия, обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи: 1. Образовательные:...
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...