Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (учебник Разумовской М.М.)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

В календарно - тематическом планировании представлена система уроков по русскому языку в 8 классе  (учебник Разумовской М.М.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В   8   КЛАССЕ (учебник Разумовской М.М.) (учитель Абрамова А.В.)

I четверть –  26 часов, развитие речи – 5 часов

II четверть –  23 часа, развитие речи – 8 часов

III четверть – 30 часов, развитие речи  - 3 часа

IV четверть – 26 часов, развитие речи – 3 часа

ИТОГО:  105   часов, развитие речи –19,  6  диктантов,   3  контрольных сочинения, 2  контрольных изложения

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Информационное сопровождение

1.

Введение.

Русский язык в семье славянских языков

1

Урок рефлексии

Исследование

Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении

Значение русского языка как государственного языка, его место в группе восточных языков; владение монологической и диалогической речью

ЭОР, учебник, ЦОР

2

Повторение  изученного в 5-7 классах.

Речь

Р\Р

Разновидности речи

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Речь, разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи

Повторить изученное в разделе «Речь» в 5-7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание с опорой на таблицу и план ответа.

ЭОР, учебник

3-4

Изложение без концовки.

Анализ изложения

2

Урок творчества

Текст изложения

 Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним - читатели

Текст

5

Орфография и морфология (повторение)

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Прил., прич. и наречие. Опознавание и образование полных и кратких форм стр. прич., соотнесение суф. с группами слов.

Условия выбора н и нн в словах.

 Знать условия выбора н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях; уметь различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав

ЭОР, учебник, ЦОР

6

Вводная контрольная работа. Диктант № 1

1

Урок контроля

Диктант

Орфография, синтаксис на уровне 7 класса

Правильно писать орфограммы, употреблять знаки препинания

Текст

7

Слитное – раздельное написание НЕ   с разными частями речи

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Правила слитного и раздельного написания не  с глаголами, деепричастиями, причастиями, суш., прил., наречиями

Закрепляются понимание и верное написание не с глаголами, деепричастиями, причастиями, суш., прил., наречиями (группировку слов со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны аргументировать)

ЭОР, учебник, ЦОР

8

Слитное –раздельное написание НЕ и НИ  с местоимениями и наречиями

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Не и ни с местоимениями и наречиями. Сходство и различие в написании.

Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни  с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов

ЭОР, учебник, ЦОР

9

Употребление в  тексте частицы ни

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Употребление ни для усиления отрицания, для передачи усилительно – обобщённого значения

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно – обобщённое значение

ЭОР, учебник, ЦОР

10

Употребление дефиса

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Употребление дефиса в предлогах, сущ., прил., местоимениях, наречиях, глаголах

Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, суш., прил., местоимениях, наречиях, глаголах

ЭОР, учебник, ЦОР

11

Слитное дефисное, раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

ЭОР, учебник, ЦОР

12

Контрольное сочинение № 1 на лингвистическую тему «Отличие наречий и словоформ других частей речи»

1

Урок рефлексии

Урок творчества

Текст, включающий повторенные орфограммы

Определяется уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей отработки

Текст

13

Речь (повторение)

Типы  речи

1

Урок рефлексии

Три типа речи

Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста – образца; тип речи - рассуждение

ЭОР, учебник

14

Способы и средства связи предложений в тексте

1

Урок рефлексии

Последовательный и параллельный способы связи предложений в тексте. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимы, слова со значением «целое и его части» и др.

Определять способ и средства связи предложений в тексте

ЭОР, учебник

15-

17

Синтаксис и пунктуация.Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание

3

Комбинированный

Что такое словосочетание. Словосочетание  и предложение. Три типа связи главного и зависимого слов. Синтаксический разбор словосочетания.

Понимать роль словосочетаний. Различать словосоч. и предл. Вычленять из предл. Словосоч.  с разными типами связи (соглас., управ., прим.). Правильно употреблять словосочетания

ЭОР, учебник

18-19

Речь.

Контрольное изложение  ( текст  без концовки)

2

Урок рефлексии

Урок творчества

Уметь писать изложение на основе текста без концовки, написать продолжение

Текст

20-

21

Предложение

2

Урок рефлексии

Комбинированный

Общая характеристика предложения

Хар-ть разные типы предложений: утвердительные и отрицательные, по цели высказывания, по эмоц. окраске, по кол-ву грам. основ, по характеру основы, по наличию второст. членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова

ЭОР, учебник

22,

23

Простое предлож. Двусоставное предлож. Главные и второст. члены предлож.

Интонация простого предложения

2

Комбинированный

Понятие об интонации. Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как основные элементы интонации

Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста

ЭОР, учебник

24,

25

Контрольный диктант № 2, анализ

2

Урок рефлексии

Диктант

Орфография, пунктуация

Правильно писать орфограммы, употреблять знаки препинания

Текст

26,

27

2 четверть

Простое предлож. Двусоставное предлож. Главные и второст. члены предлож.

Главные члены предложения, их функция. Подлежа- щее и способы его выраже ния. Сказуемое и способы его выражения.

2

Комбинированный

Главные члены предложения и их роль в простом двусоставном предложении. Подлежащее  и  способы его выражения  Сказуемое и способы его выражения.

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое;  уметь находить и характеризовать сказуемое  в предложении

ЭОР, учебник

28

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Тире и его отсутствие между подлежащим и сказуемым

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме

ЭОР, учебник

29

Правильное согласование главных членов предложения

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Правильное согласование главных членов предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого  (трудные случаи)

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования

ЭОР, учебник

30,

31

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение

2

Урок рефлексии

Комбинированный

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение согласованное и несогласованное и способы его выражения в предложении. Приложение как особый вид определения. Правильное употребление определений в речи

Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи

ЭОР, учебник

32

Дополнение

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения в предложении

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

33,

34

Обстоятельство

2

Урок рефлексии

Комбинированный

Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Сравнительный оборот и его выделение на письме

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

35

Порядок слов в предложении

1

Урок рефлексии

Комбинированный

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи

36

Речь. Жанры публицистики. Репортаж.

Репортаж

1

Урок открытия нового знания

Урок творчества

Репортаж, его тематика, задачи речи

Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста

37

Репортаж-

повествование

1

Урок рефлексии

Урок творчества

Репортаж-повествование, его строение Характерные языковые средства

Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования

38

Контрольное сочинение  № 2 в жанре репортажа

1

Урок контроля

Урок творчества

39

Репортаж-описание

1

Урок рефлексии

Урок творчества

Репортаж-описание, его строение. Подготовка к домашнему сочинению- репортажу из музея, экскурсия по городу и т. п.

Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирать к ним материал

40

Односоставное простое предложение

Виды односоставных предложений

1

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Основные группы односоставных предложений

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное

41,

42

Определённо - личное предложение

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Определённо-личное

предложение

Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях

43,

44

Неопределённо-личное предложение. Обобщённоличное предложение

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение

Знать, когда употребл. в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказ. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказ.

45,

46

Безличное

предложение

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Безличное предложение

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях

Безличное

предложение

47

Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительными заданиями

1

Урок рефлексии

Диктант

Определить уровень усвоения темы.  Орфография, пунктуация

Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительными заданиями

48

Назывное  предложение

1

Комбинированный

Назывное предложение

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего, опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений . Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурными смысловым особенностям    

49

Неполное предложение

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

2

Комбинированный

Неполное предложение. Оформление неполных предложений на письме

Понимать назначение неполных предложении в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме

50

3 четверть

Речь. Жанры публицистики

Изложение (или сочинение по картине)

1

Урок рефлексии

Урок творчества

Создание письменного высказывания

Использовать в речи односоставные предложения

51

Статья

1

Урок открытия нового знания

Урок творчества

Статья в газету

Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные с статьи

52

Статья

1

Статья в газету. Строение текста

Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя

53,

54

Контрольная работа № 5. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод

2

Урок рефлексии

Урок творчества

Работа с текстом

Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса

55-

57

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами.

Понятие однород-ности членов предложения

3

Комбинированный

Предложения с однородны-ми членами (общая характеристика)

Знать, какие члены предложения считаются однород. и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксич. структуры с  однород. чл. Овладевать интонацией  перечисл. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюз. и союз. связью. Знаки. препинания в предл. с однород. членами без обобщающих слов. Различать (в пунк. оформлении) простое предлож. с однород. членами, соедин. неповторяющимся союзом u, дa (=u) и сложное предложение с аналогичной связью

Средства связи между одно-родными членами предложения

3

Комбинированный

Средства связи между однородными членами предложения. Сомнительная связь. Интонация перечисления

Знать особенности сочинительной связи и инто нации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противи-тельные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предло-жения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи

Однородные и неоднородные  оп-ределения

2

Комбинированный

Однородные и неоднородные определения

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме

Однородные и неоднородные определения

Сочинение с грамматическим за- данием по картине К. Брюллова «Всадница»

1

Комбинированный

Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

Комбинированный

Простые предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Обобщающие слова до и после однородных членов

Знать особенности данной синтаксической конструк-ции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

Контрольная работа № 6. Диктант

1

Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы

Обращение

2

Комбинированный

Однословное и неодно-словное обращение, его функции и способы вы-ражения. Интонация предложений с обращением. Произношение русских имён и отчеств

Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли   имени существитель-ного в форме именительного

 падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предло-  жения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем

Предложения с вводными конструкциями

5

Комбинированный

Понятие вводности как речевой категории. Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных конструкций по значению

Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.)

Вставные

конструкции

2

Комбинированный

Вставные конструкции и их отличие от вводных слов и предложений. Предложения с междометиями и словами дa, нет

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет

Контрольная работа №7. Диктант

2

Определить уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции»

Понятие обособления второстепенных членов предложения

2

Комбинированный

Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении. Сущность и условия обо-собления. Интонационные и пункту-ационные осо-бенности таких предл.

Обособленные определения и приложения

5

Комбинированный

Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложении и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать при-
частия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об
изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений  с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания

Контрольная работа № 8. Диктант

1

Определить уровень освоения темы «Обособленные определения и приложения»

Обособленные обстоятельства

4

Проект

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи. Предупреждение и исправление соответствующих ошибок

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представле-  ние об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа

предложений с обособленными членами. Сопоставлять обособленные и необособленные члены предложения

Уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения

2

Комбинированный

Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности

Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их обособленных оборотов.  Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико – интонационного анализа высказывания.

Контрольная работа №9. Диктант.

2

Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения»

Портретный очерк

1

Портретный очерк: общее представление о жанре

Иметь представление о жанре  портретного очерка. Читать и анализировать тексты - образцы

Портретный очерк

1

Портретный очерк: его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства

Анализировать тексты – образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка

Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка

1

При подготовке к сочинению ответить на вопросы: 1) О ком будете писать?

2) Чем интересен этот человек  3) Кукую черту характера будете подчёркивать?

Мы делаем газету

2

Урок – деловая игра

Групповое обучение – навыки написания заметок

Прямая и косвенная речь.

Прямая речь и её оформление

3

Прямая и косвенная речь. Их оформление на письме. Схемы предложений с прямой речью и диалогом

Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно  произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

2

Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью

Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речи в косвенную и наоборот

Цитаты и их обозначение

2

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

Итоговый контрольный диктант с дополнительным заданием и его анализ

2

Резервные уроки

4

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс. Учебник Л.А. Тростенцова.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по учебнику Разумовской М.М. и др.

Данное календарно-тематическое планирование по учебнику русского языка 7 класса под редакцией  Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И., Львова В.В., Сергеевой Н.Н., Соловейчик М.С. Планирова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по учебнику Разумовской М.М. и др.

Данное календарно-тематическое планирование по учебнику русского языка 7 класса под редакцией  Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И., Львова В.В., Сергеевой Н.Н., Соловейчик М.С. Планирова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс Разумовская

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс Разумовская...