Рабочая программа по русскому языку 10 класс, учебник А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабоча программа по русскому языку состоит из следующих разделов:
-пояснительную записку;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
-контроль уровня обученности обучающихся;
-учебное и учебно – методическое обеспечение;
-календарно – тематическое планирование.
Исходными для составления программы стали следующие документы:
Закон «Об образовании»;
Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку;
Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №429 Петродворцового района Санкт – Петербурга 2019-2020 уч. г.;
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10_rus.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева
«Принято» на заседании Педагогического совета Протокол №___ от «_____»___________ 2019г. | «Утверждаю» ____________________________________ Директор ГОУ школы № 429 им. М.Ю. Малофеева Приказ № _____ от «_____» ___________ 2019г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 10 класса
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработчик программы: Вороненко Татьяна Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
г. Ломоносов
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий разделы:
-пояснительную записку;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
-контроль уровня обученности обучающихся;
-учебное и учебно – методическое обеспечение;
-календарно – тематическое планирование.
Исходными для составления программы стали следующие документы:
Закон «Об образовании»;
Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку;
Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №429 Петродворцового района Санкт – Петербурга 2019-2020 уч. г.;
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе».
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно -коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов. На основании базисного учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №429 Петродворцового района Санкт – Петербурга, предусматривающего в 2018-2019 учебном году 34 учебных недель, календарно — тематическое планирование составлено на 68 часов.
Тема | По программе | В рабочей программе |
Повторение. Общие сведения о языке. | 5 | 6 |
Русский язык как система средств разных уровней. | 2 | 4 |
Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия. | 4 | 6 |
Лексика и фразеология. | 6 | 11 |
Состав слова и словообразование. | 4 | 6 |
Морфология и орфография. | 6 | 24 |
Речь, функциональные стили речи. | 3 | 4 |
Научный стиль речи. | 4 | 5 |
Повторение изученного в 10 классе. | - | 2 |
Итого: | 35 | 68 |
Увеличение часов в 4 раза в разделе «Морфология и орфография» объясняется большим объемом материала для повторения основных правил орфографии, связанных с правописанием различных частей речи. Систематизация знаний и умений по темам данного раздела позволит обучающимся выработать навык решения заданий базового и высокого уровней (задания блока А и В) экзаменационной работы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
•смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
•осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
•анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
•проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
•использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
•соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие сведения о языке (6ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Требования к уровню подготовки: Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развернутых планов, выписок, конспектов, рефератов.
Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания (с учетом ошибок, допускаемых в письменных работах по русскому языку и литературе).
Фонетика, орфоэпия, орфография (6ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Требования к уровню подготовки: Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Лексика и фразеология (11ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Требования к уровню подготовки: Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм.
Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
Морфемика и словообразование (6ч)
Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
Требования к уровню подготовки: Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (24ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Правописание слов различных частей речи.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.
Требования к уровню подготовки: Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.
Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Выполнять морфологический разбор.
Речь, функциональные стили речи (4ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Требования к уровню подготовки: Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма. Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.
Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Редактировать собственные тексты.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать реферат, проект.
Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.
Научный стиль речи (5ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Требования к уровню подготовки: Распознавать тексты научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Создавать учебно-научные тексты (в устной и письменной форме) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; составлять аннотации, тезисы, конспекты; писать рецензии. Выбирать тему будущего выпускного реферата, проекта; собирать материал по избранной теме.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 10 класса учащиеся должны:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих Идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
-производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-знать структуру контрольно – измерительных материалов ЕГЭ;
-уметь решать тестовые задания с выбором ответа, тестовые задания с кратким ответом;
-знать структуру написания и критерии проверки творческой части ЕГЭ; записывать аргументированный ответ, использовать читательский и жизненный опыт для создания собственного текста;
-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
-участвовать в диспуте, дискуссии;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Учебно – тематический план по русскому языку в 10 классе
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | ||||
Уроки развития речи | Сочинения | Изложения | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Повторение. Общие сведения о языке. | 6 | 2 | 1 | |||
2 | Русский язык как система средств разных уровней. | 4 | 1 | ||||
3 | Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия. | 6 | 1 | 1 | |||
4 | Лексика и фразеология. | 11 | 2 | 1 | |||
5 | Состав слова и словообразование. | 6 | 1 | 1 | |||
6 | Морфология и орфография. | 24 | 2 | 1 | 4 | 1 | |
7 | Речь, функциональные стили речи. | 4 | 1 | 1 | |||
8 | Научный стиль речи. | 5 | 2 | 1 | |||
9 | Повторение изученного в 10 классе. | 2 | 1 | 1 | |||
Итого: | 68 | 12 | 2 | 2 | 5 | 5 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
В связи с введением новых форм итогового контроля по русскому языку в 9 и 11 классах возникает необходимость в изменении вида промежуточного контроля, проводимого в течение учебного года, а также в оценивании работ текущего тематического и итогового контроля.
Рекомендуемый перечень контрольных работ на учебный год
№ | Тип работы | Класс | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Словарный диктант (25 – 40 слов) | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
2 | Тест | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 |
3 | Сжатое изложение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - |
4 | Устный зачёт | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - |
5 | Сочинение в формате части С. | 2 | 2 | 2 |
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
2. полнота раскрытия темы;
3. правильность фактического материала;
4. последовательность и логичность изложения;
5. правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
2. стилевое единство и выразительность речи;
3. правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Власенков А.И., Николина Н.А., Рыбченкова Л.М.: Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2015.
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Диктанты по русскому языку. 10-11 классы. К учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи». – М.: Просвещение, 2015.
УЧЕБНОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
Компьютер учителя
Принтер
Мультимедийная установка
Для обучающихся:
Учебник:
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Словари и справочная литература: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико -орфографический словарь русского языка. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). Скорлуповская Е. В.. Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. |
Для учителя:
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Печатные пособия.
Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации: 9-11 классы. Москва: Творческий центр, 2014.
Блинов Г. И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации.
Москва: "Просвещение", 2016.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово -РС», 2014.
Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ, 2017.
Егораева Г.Т., и др. ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, М.: «Экзамен», 2018.
Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы: 2011-2012/ под редакцией И.П. Цыбулько. М.: «Просвещение», 2018.
Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 10 – 11 классы. М.: 2014.
Петровская С. С. Сборник диктантов по русскому языку:10-11 классы. Москва: "Просвещение", 2014.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык: Орфография, пунктуация. Москва: Айрис-пресс, 2014.
Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011: русский язык: тренировочные задания. / И.П. Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова. М.: Эксмо, 2018.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.
Интернет-ресурсы:
Словари:
http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
Образовательные сайты:
rusedu.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
intergu.ru
metodsovet.moy.su
zavuch.info
uchportal.ru
festival.1 september.ru
Нормативные документы:
http://mon.gov.ru | Министерство образования и науки. |
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). | |
Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ). | |
http://obrnadzor.gov.ru | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Тематическое планирование 10 класс - русский язык автор учебника А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
Тематическое планирование русский язык 10 класс авторы учебника А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова эксель для работы в электронном журнале....
Тематическое планирование 11 класс - русский язык автор учебника А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
Тематическое планирование русский язык 11 класс автор учебника А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова для работы в электронном журнале...