"Обращение" Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Презентация и конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_obrashchenie.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Предложения с обращениями
Цели:
Образовательная
- Углубить знания об обращении и его функциях в речи (звательной, оценочной, изобразительной).
- Закрепить навык интонационного выделения обращений в устной речи и пунктуационного - в письменной (выделительные знаки препинания).
- Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
Развивающая
- Развивать устную речь учащихся.
- Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
- Развивать мыслительные и речевые способности обучающихся.
Воспитательная
- Воспитывать культуру умственного труда, навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
- Воспитывать любовь к родному языку, литературе, культуре.
Тип урока
Изучение нового материала
Оборудование
Презентация, карточки
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
III Синтаксическая пятиминутка.
Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Слайд 2)
Март первый весе…ий месяц. Назван он так в честь бога войны Марса который (в) начале просл…влялся как бог земледелия. На Руси к празднику вып…кали печенье в виде жаворонков олицетворяющих приход весны.
Самопроверка. (Слайд 3)
- Объясните ваш выбор. (Опрос 2-3 учеников)
IV Актуализация знаний.
-Прочитайте предложения. (Слайд 4,5)
Мама, с 8 Марта!
Дорогие женщины! С 8 Марта!
-Чем осложнены эти предложения? Какое место занимают в них обращения?
V Определение темы и целей урока
-О чём пойдет речь на уроке?
-Чем мы будем заниматься?
-Что вы знаете об обращении из пятого класса?
-Что такое обращение? (Слайд 6)
VI Усвоение новых знаний. Работа по теме.
- Работа с учебником.
-Прочитайте материал на странице 180.
-Что нового вы узнали? (Слайд 7)
- Какую форму имеет обращение?
- Для чего случит в устной и письменной речи?
VII Закрепление изученного материала.
- Подбор определений к обращениям. (Слайд 8,9,10)
А) … бабушка!
Поздравляю тебя с Международным женским днём!
Б) … сестрёнка!
Поздравляю тебя с Международным женским днём!
В) … преподаватели!
Поздравляем Вас с Международным женским днём!
(дорогая, милая, уважаемые)
- Выборочный диктант. (Слайды 11 – 16)
-Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Найдите предложения с обращениями. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А) Бесконечна твоя доброта,
И душа неподвластна невзгодам и старости.
Будь здорова мамуля всегда,
Будь счастлива милая мама!
Б) Разбуди меня завтра рано
О моя терпеливая мать.
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
В) Ты жива ещё моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
3) Упражнение 358.
4) Использование обращений в художественной литературе. Выразительное чтение по ролям отрывков из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
А) Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?
Городничий. Я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.
Артемий Филиппович Земляника. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
Городничий. Вам посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.
Б) Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.
Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.
Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь - лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.
Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдет палевое!
Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?
Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.
Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?
Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.
- Какие обращения были использованы автором произведения?
5) Слуховой диктант. (Примеры взяты из произведений А. С. Пушкина.)
- Прослушайте предложения и выпишите обращения.
- Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
- Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.
- А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...
- Молю тебя, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель.
- «Царь ты наш, отец народа! –
Возглашает воевода. –
Государь, проснись, беда!
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Проверьте себя, ребята. (Слайд 17)
VIII Домашнее задание
1)Функции обращения.
2)Из учебника литературы выписать 8 предложений с обращениями.
IX Итог урока. Выставление оценок.
Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.
Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.
Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь - лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.
Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдет палевое!
Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?
Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.
Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?
Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Программа по русскому языку 5 класс по учебнику "Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др."
Программа является примерной...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...