Орфоэпические нормы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Орфоэпические нормы
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
-Что такое текст?
- Назовите основные признаки текста?
-Что такое «главная мысль» текста?
3. Введение в тему урока
- Недавно я прочитала интересную заметку в газете под названием «Путаница», а теперь хочу поделиться с вами этой забавной историей. Послушайте, пожалуйста.
Однажды Ваня открыл газету и прочитал: «Недавно в город Владимир приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишиханова».
Ваня очень удивился: «Мама, почему во всем Владимире только один Орган? Ведь органы есть у каждого человека. И какой орган вылечили? Какая странная заметка!»
-Какие же слова спутал Ваня?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
4. Работа по теме урока
1) -Что такое ударение?
- Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Атлас – атлАс, хлОпок – хлопОк, крУжки – кружкИ, мОю – моЮ, пАрить – парИть, плАчу – плачУ, прОпасть – пропАсть.
-Одинаковое ли значение у данных слов?
-Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и, соответственно, другое значение?
-Обратите внимание, на какой слог может падать ударение в русском языке?
-Правильно, в русском языке любой слог может быть ударным.
Отсюда первая особенность русского ударения – разноместность, в отличие от французского языка, где ударение падает на последний слог. В английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах.
рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).
-Теперь прочитайте слова, написанные на второй половине доски:
варИть, варЮ, вАришь, варИл
-Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова?
-Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением?
Еще одна особенность русского ударения – подвижность.
2) Работа в группах
Представьте, что мы с вами детективы. Вашему агентству необходимо добыть сведения о свойствах русского ударения.
Задание №1. Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное?
включИть, включИшь, включАт, клЕить, клЕишь, клЕят, ржАветь, ржАвеет, ржавЕют, добрАлся, добрАлась, добралОсь, добралИсь
Задание №2. Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится? Самостоятельно сделайте вывод, запишите его.
Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны
Задание №3. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь.
Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать
Задание №4. Составьте и запишите с получившимися словами предложения.
5. Закрепление изученного
Чтение правила на стр. 18
УПР. 22
6. Подведение итогов. Рефлексия
7. Д/з УПР. 25 стр.19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Атлас – атлАс , хлОпок – хлопОк , крУжки – кружкИ , мОю – моЮ , пАрить – парИть , плАчу – плачУ , прОпасть – пропАсть .
варИть , варЮ , вАришь , варИл
Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное? включить, включишь, включат, клеить, клеишь, клеят, ржаветь, ржавеет, ржавеют, добрался, добралась, добралось, добрались
Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится ? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны
Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь. Атлас, зАмок , Ирис, гвОздики , духИ , засЫпать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-44208-1415037437.jpg)
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы
Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...
Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы
Данный материал представляет собой тестовые задания, связанные с орфоэпическими нормами. Предназначен для подготовки учащихся 10 классов к ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ А 1. Орфоэпические нормы
Подготовка к ЕГЭА 1. Орфоэпические нормы В каком слове неверно – верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1. неверно1) экспЕрт2) звонИтЗ) премировАть4) пОняла2. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/02/picture-17205.jpg)
Орфоэпические нормы. Задание типа А1
Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы русского языка" (з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-89403-1349698511.jpg)
Культура речи:орфоэпические нормы
Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных....