Урок русского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Правописание не с разными частями речи
Цели:
1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;
2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;
3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока:
I. Определение темы урока и постановка целей.
Попробуйте объяснить правописание НЕ в следующих предложениях:
Это не друг, а враг.
Нет, это не друг.
Это почти недруг.
Это вовсе не друг.
Это недруг.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Правописание НЕ со словами.)
- Верно. Записываем тему урока.
Что будем делать на этом уроке? ( Учиться писать НЕ со словами. Узнать случаи слитного и раздельного правописания НЕ со словами.)
- Это – цель нашего урока.
II. Исследование языкового материала.
Работа в группах.
Цель: формировать умение анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать самостоятельность и коммуникативную культуру учащихся.
Задание: (на партах лежат карточки с материалами для наблюдения).
Ребята, вам предстоит выступить в качестве исследователей. Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы. Сравните две записи правил выбора слитного или раздельного написания НЕ со словами (на карточке и стр. 258 в учебнике). Что в них совпадает, а что различно?
Таблица «Слитное и раздельное написание НЕ со словами»
Слитное написание с НЕ |
|
Раздельное написание с НЕ | Если есть (или подразумевается) противопоставление. |
Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.
(Учащиеся обращают внимание на правописание слов с приставкой НЕДО-)
- Как вы думаете почему таблица называется «Правописание НЕ с разными словами», а не «Правописание НЕ с существительными»? Как вы думаете, поможет ли нам это правило для написания следующих предложений?
1. (Не)вежда (не)навидит учение.
2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.
3. (Не)ряшливый человек смешон.
4. (Не)льзя объять (не)объятное.
Вывод: правило «Правописание НЕ с разными словами» подходит для написания НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
III Отработка практических навыков.
- Работа с учебником. Стр. 257 упр. 458.
Приставка "не", как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки "не" образуются новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия.
- Запись под диктовку с объяснением написания "не".
Не был в школе; ненастье; нелепо так думать; пруд неширокий; пруд неширокий, а рыбный; пруд не широкий, а узкий; не внимание, а рассеянность; невзлюбила падчерицу; не ярко, а тускло; книга не большая, а маленькая; говорить неправду; предчувствовать не счастье, а беду.
3. Выборочный диктант.
Выпишите только то предложение, в котором слово с НЕ пишется слитно.
Команду спасла не решительность вратаря, а счастливый случай. Нерешительность нападающего привела к проигрышу нашей хоккейной команды.
Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
IV. Итог урока
Итак, вы сегодня выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило написания НЕ с разными словами. Эта работа была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями?
- Правильно знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.
V. Домашнее задание.
Выучить правило написания "не" стр. 254-258, упр. 459.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...