Буквы И-Ы после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока русского языка в 5 классе
«Буквы И-Ы после Ц»
Дата: 07.02. 2017.
Учитель: Малахова Олеся Владимировна
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представления написания орфограммы «Буквы И-Ы после Ц».
Задачи урока:
- Обучающая: научить пятиклассников грамотно определять выбор написания орфограммы «Буквы И-Ы после Ц».
- Коррекционная: учить правильному произношению звука [ц] с гласными [и], [ы], отработка правильного произношения плохо поставленных звуков.
- Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитательная: воспитывать умение работать в паре, в коллективе, умение слушать и слышать товарища, своевременно оказывать помощь и поддержку однокласснику.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания;
- личностные УУД:
- положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
- понимать и строить планируемые действия;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
- извлекать нужную информацию.
Оборудование: карточки, мел, доска, учебник, тетради.
Ход урока
- Организационное начало урока.
- Артикуляционная разминка.
- Фонетическая зарядка.
Ц, ца-ци-це-цы, царь, цепь, цирковой цыплёнок, Цапли в цирке танцевала, Цапли цугом гарцевали. Что вы делали? Как вы говорили? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!
- Что вы можете сказать о звуке [ц]? (согласный, всегда твёрдый, всегда глухой, непарный).
- Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
- Найдите два слога, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково?
- А вы знаете, почему слова цирк, цыплёнок пишутся с разными буквами после Ц?
- А хотите это узнать?
- А зачем вам это знать?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема урока.
- Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.
На доске по столбикам записаны слова, в которых выделены морфемы:
Птицы сестрицын цирк лекция
Улицы курицын цимбалы акация
Страницы синицын цилиндр полиция
- Ребята, посмотрите на слова и скажите, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы?
- Хорошо! Молодцы! Скажите, а почему в словах цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть – написана буква Ы, ведь она стоит в корне слова?
- Правильно, это слова исключения!
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Задание: записать слова под диктовку, объяснить написание орфограмм. Учащиеся по одному выходят к доске, записывают слова, объясняют их написание: цирк, цыган, станция, сестрицын, молодцы, акция, циклон, цыплёнок, циркуль, на цыпочках, ящерицы, синицын. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!
- Физминутка. Подвижная.
- Закрепление по учебнику. Чтение правила.
Я нашла вам стихотворение – помощник.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке –ЦЫН, -ЦЫЙ, -ЦЫ
Пишем только букву Ы!
А вот запоминалка для слов исключений!
«Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»
- Самостоятельная работа с самопроверкой. Двое у доски. О
Задание: распределить слова в 2 столбика: с И, Ы. Взаимопроверка.
Цинк, цикада, курицы, цыплёнок, синицын, информация, цифра, цыц.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!
- Выполнение творческого задания.
Пришло письмо от Незнайки. Оно, конечно, с ошибками. Прочитаем его.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы. Самопроверка.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!
- Игра «Ы или И?» (сигнальные карточки)
Слова для игры.
Цирковой, цитата, цыпочки, декорация, операция, цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация, сестрицын, циновка, панцирь, молодцы, цигейка, цифра, цинга.
- Развитие речи. Устно перестройте предложения так, чтобы слова с ц
имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)
- Итог урока. Что мы делали на уроке? Что нового сегодня узнали? Как вы
оцените свою работу? Довольны ли вы ей? Как вы говорили?
- Отметки.
- Рефлексия. Взять со стола смайл (грустный, если на уроке не понравилось
и нет удовлетворения от своей работы; весёлый, если всё получилось и было интересно) и наклеить его на доску, уходя с урока.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.
И | Ы |
И | Ы |
И | Ы |
И | Ы |
ЛИСТ ОЦЕНКИ Ф.И. _______________________________________ | |
ЭТАП УРОКА | ОЦЕНКА |
Фонетическая зарядка | |
Словарный диктант | |
Распределительный диктант | |
Письмо от Незнайки | |
Итоговая отметка за урок |
ЛИСТ ОЦЕНКИ Ф.И. _______________________________________ | |
ЭТАП УРОКА | ОЦЕНКА |
Фонетическая зарядка | |
Словарный диктант | |
Распределительный диктант | |
Письмо от Незнайки | |
Итоговая отметка за урок |
ЛИСТ ОЦЕНКИ Ф.И. _______________________________________ | |
ЭТАП УРОКА | ОЦЕНКА |
Фонетическая зарядка | |
Словарный диктант | |
Распределительный диктант | |
Письмо от Незнайки | |
Итоговая отметка за урок |
ЛИСТ ОЦЕНКИ Ф.И. _______________________________________ | |
ЭТАП УРОКА | ОЦЕНКА |
Фонетическая зарядка | |
Словарный диктант | |
Распределительный диктант | |
Письмо от Незнайки | |
Итоговая отметка за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы И-Ы после Ц
Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок открытия новых знанаий....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...