Урок "Имя прилагательное как часть речи" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Дорошенко Янина Николаевна

Данный урок предназначен для проведения в дистанционном формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_5_imya_prilagatelnoe_do.docx571.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Имя прилагательное как часть речи (2 урока по теме)

Образовательная программа по предмету (автор)

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред.Ладыженкой Т.А.-М.: Просвещение, 2019

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Дорошенко Янина Николаевна

Образовательное учреждение

МБОУ г.Мурманска СОШ № 20

Республика/край

Область

Мурманская область

Город/поселение

город Мурманск

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время реализации урока 

2 урока по 30 минут

Цели урока

Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки. Способствовать формированию навыка отличия прилагательных по от других самостоятельных частей речи, развивать мотивы  и интересы познавательной деятельности

Задачи урока

Обучающая: пополнение практического опыта учащихся в употреблении  имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков; развитие логического мышления.
Воспитательная: воспитание внимания и уважения к слову.

Планируемые результаты

Предметные: определять  имя прилагательное как части речи, знать грамматические признаки, определять его синтаксическую роль

Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры
Метапредметные:
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

УУД

Личностные УУД: формировать навык у обучающихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; осуществлять самопроверку письменных текстов.

Коммуникативные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли письменной форме, слушать других

Познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; выделять необходимую информацию, соотносить с заданным действием; осуществлять логические операции

Ресурсы, оборудование

Ноутбук, видеоурок, видеофизминутки

Список учебной и дополнительной литературы

Рабочая тетрадь «Скорая помощь» к УМК Ладыженской Т.А., рабочая тетрадь Г.А.Богдановой  «Русский язык», Т.Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное»

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

«Знайка»-https://youtu.be/6dCpI6KUZZQ, физминутки https://youtu.be/Ksli61pE2SI, https://youtu.be/NRGQsVUQfzg

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технологии:

технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко); технология развития критического  мышления, здоровьесберегающие технологии,  технология смыслового чтения, информационно-коммуникационные технологии

Формы работы: самостоятельная

Методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, словесные, проблемные, развивающие

Приёмы: «Деформированный текст», «Осмысленное чтение»

Форма урока

Дистанционная

 

 План двух уроков

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение и настройтесь на работу.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Слушают аудиофайл с голосом учителя и настраиваются на работу

2. Целеполагание

- Продолжите ряды слов (письменно записать 2-3 слова):

Весна: ранняя, …

Погода: ясная, …

Настроение: веселое, …

- Проверьте, что у вас получилось?

- К какой части речи относятся все записанные вами слова?

(Имя прилагательное)

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня наши уроки будут посвящены изучению….(назовите тему самостоятельно и запишите ее в тетрадь)

- Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Тема урока:

«Имя прилагательное как часть речи»

- Обратите внимание на правописание гласной в корне слова! Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?

Выполняют задание, отвечают на поставленный вопрос, записывают в ряд слова

Отвечают на вопрос, ведут записи в тетради

3. Актуализация знаний

- Вспомните всю учебную информацию об имени прилагательном, которую вы получили об этой части речи в начальных классах.

- Ответьте на вопрос письменно: «В каком разделе науки о языке изучаются имена прилагательные»?

Отвечают на вопросы

4. Усвоение новых знаний

- Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение нового материала. Слушайте внимательно учителя.

https://youtu.be/6dCpI6KUZZQ

- Сравните правило в учебнике (параграф № 99 стр.98)  с рассказом учителя и ответьте на вопрос: «О чём не упомянула учительница при объяснении нового материала?» (ответ на данный вопрос запишите кратко в тетрадь).

Слушают видеолекцию

Работают с учебником, ищут и выделяют необходимую информацию

ФИЗМИНУТКА

А сейчас немножко потанцуем)))

Пройдите по ссылке https://youtu.be/Ksli61pE2SI

Выполняют физминутку

5. Закрепление изученного материала

1. Распределительный диктант.

а) Запишите данные словосочетания в два столбика:

1 столбик - словосочетания с прилагательными,

2 столбик - оставшиеся словосочетания.

При записи вспомните правило «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц у существительных в корнях и окончаниях». Данная таблица станет вам помощником.

Выполняют распределительный диктант

о - е после шипящих и ц в корнях, суффиксах, окончаниях, имен ...важно png 6 » PNG Image

У поч_тного жителя, наблюдать за грач_м,  в деш_вом костюме, беседует с врач_м, ш_ковая терапия, на короткую ч_лку, заглянуть в  щ_лку, от массажной расч_ски, показать пальц_м,  на зубной щ_тке, от ягод  крыж_вника,  перед снежной порош_й,  с ч_рствым  калач_м

б) Определите у прилагательных род, число и падеж. (Если затрудняетесь это сделать, обратитесь к правилу -  (параграф № 99 стр.98))

Выполняют письменное упражнение, повторяют правило «Правописание букв о-ё после шипящих у существительных»

2. Диктант с грамматическим заданием.

а) Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

     1. Высоко в небе светит ж_лтое солнце и кругом слыш_т_ся щ_лканье скворц_в и громкие крики грач_й. 2. В этот прекрас_ный день Витька ш_л по ж_сткому насту ц_кал жевал ш_колад и  ш_потом  нап_вал песенку про ч_кнутого ч_ртика в ж_лтых ш_ртах.

б) Подчеркните главные члены предложения. Найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

в) Составьте схемы этих предложений.

Выполняют письменное упражнение, повторяют постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, главные члены предложения, конструирование схем предложений

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика для глаз. Пройдите по ссылке https://youtu.be/NRGQsVUQfzg

6. Рефлексия.

Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы! А сейчас давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним весь материал, который мы изучили за 2 урока.

- Расскажите маме или папе правило об имени прилагательном.

7. Домашнее задание

Прислать на Вайбер или электронную почту

Перед вами сказка, но в ней прилагательных совсем нет, а есть пропуски, которые вам необходимо заполнить любыми прилагательными, подходящими по смыслу. Их вы можете взять из «Мозаики». Вот она: C:\Users\гео\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8741.jpg

На …   … планет_  жили  …   … человеч_ки. У них были … глаза …  волосы   …  уши. Зато очень  …  характер.

Домики у человеч_ков были  … , с …  крышами. Возле каждого домика с_дела  … с_бач_ка. С_бач_ки на этой планет_ были вместо кур потому что их  … домики  охр_няли …  дракончики и … страусы. Хозяева их прив_зали и они с_дели на … веревоч_ках и рычали. На … деревьях пели …  песни …  мухи. В лесах в_дились … слонята   …  ц_плята … ёжики  и …  ящериц_.  Ежедневно …  человеч_ки ездили  на …  ч_репахах  в гости⁴.

Запишите в тетрадь получившийся текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните синтаксический разбор

Поздравительная открытка Желаю удачи)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...