РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105
рабочая программа по литературе (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9а класс
(основное общее образование)
Количество часов:105
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_zinin_9_kl.docx | 242.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9а класс
(основное общее образование)
Количество часов:105
Программа составлена на основе
ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и Программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010 г.
Учебное пособие:
Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организации: в 2 ч. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. -6-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.
Составитель: Петрова А.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
2019-2020 гг.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».
Цели изучения предмета «Литература»:
∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
- Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник научится:
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным примам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и е интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные примы;
• выявлять в сказках характерные художественные примы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя сво отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами е обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять е результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
3. Содержание учебного курса.
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | |
Введение | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. | 1 | |
Древнерусская литература | Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение. | 5 | |
Литература 18 века | Характеристика русской литературы XVIII в Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. Г.Р. Державин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Бог», «Памятник»,» Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости. Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. А.Н. Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература XVIII века» Тест. | 8 | |
Русская литература первой половины 19 века | Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана». А.С. Грибоедов Жизнь и творчество Комедия «Горе от ума» Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест. А.С. Пушкин Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии») «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин» Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени «Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест. Н.В. Гоголь Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. Поэма «Мертвые души» История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест. | 57 | |
Русская литература второй половины 19 века | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество .Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь» А.А. Фет Жизнь и творчество . Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. Н.А. Некрасов .Жизнь и творчество . Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).Гражданская позиция Некрасова. Ф.М. Достоевский Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека» Л.Н.Толстой .Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. А.П. Чехов. Жизнь и творчество .Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа .Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. Тестирование по теме «Литература XIX века» | 12 | |
Из русской литературы 20 века | Русская литература ХХ века. Пути Русской литературы ХХ века . Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. М.Горький. Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов. Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений). Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений). Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести. М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. « Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения. А.И.Солженицын. Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. Итоговое тестирование | 16 | |
Резервные уроки . | 6 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
9а, Петрова А.И. | ||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. | 1 | 04.09 | |
2 | Основные особенности древнерусской литературы. Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. | 1 | 05.09 | |
3 | Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция . Система образов. Авторство. Образ Ярославны в "Слове…" и в творчестве поэтов 19-20 веков. | 1 | 07.09 | |
4 | Основная идея "Слова…". Русская земля - центральный образ произведения. Образы русских князей. Значение "Слова…" в истории русской культуры. | 1 | 11.09 | |
5 | Образ Ярославны в "Слове…" и в творчестве поэтов 19-20 веков. | 1 | 12.09 | |
6 | РР. Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве". | 1 | 14.09 | |
7 | Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве. Основные каноны классицизма. | 1 | 18.09 | |
8 | М.В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года". | 1 | 19.09 | |
9 | Разговор с Анакреоном. | 1 | 21.09 | |
10 | Творчество Г.Р. Державина Стихотворения "Фелица", "Бог", "Памятник". | 1 | 25.09 | |
11 | Стихотворения "Властителям и судиям", "На смерть князя Мещерского". Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. | 1 | 26.09 | |
12 | Подвиг А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". | 1 | 28.09 | |
13 | Отражение в произведении А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"просветительских взглядов автора. | 1 | 02.10 | |
14 | Итоговый урок по разделу "Литература XVIII века". Тест " От Литературы древней Руси до сентиментализма". | 1 | 03.10 | |
15 | Урок-лекция "Литература русского романтизма первой четверти 19 века". | 1 | 05.10 | |
16 | Романтическая лирика начала 19 века. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | 1 | 09.10 | |
17 | Анализ элегии "Море". | 1 | 10.10 | |
18 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии "Горе от ума". | 1 | 12.10 | |
19 | Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении. | 1 | 16.10 | |
20 | Век нынешний и век минувший. Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. | 1 | 17.10 | |
21 | Молчалины блаженствуют на свете…. (Образ Молчалина в произведении). | 1 | 19.10 | |
22 | Безумный ко всему… Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. | 1 | 23.10 | |
23 | Мечтанья с глаз долой и спала пелена…. Анализ 4 действия пьесы. | 1 | 24.10 | |
24 | РР. И. А. Гончаров "Мильон терзаний". Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование. | 1 | 26.10 | |
25 | Прошедшего житья подлейшие черты…. Мастерство Грибоедова - драматурга. Значение комедии. | 1 | 06.11 | |
26 | Афоризмы в комедии А.С. Грибоедова. | 1 | 07.11 | |
27 | Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". | 1 | 09.11 | |
28 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | 1 | 13.11 | |
29 | Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву". | 1 | 14.11 | |
30 | Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения "К морю", "Погасло дневное светило". | 1 | 16.11 | |
31 | Южные" поэмы: "Цыганы" (1824) и "Кавказский пленник" (1821) - взлет пушкинского романтического творчества. | 1 | 20.11 | |
32 | А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений "Разговор книгопродавца с поэтом", "Пророк", "19 октября", "В Сибирь". | 1 | 21.11 | |
33 | Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина Адресаты лирики Пушкина. | 1 | 23.11 | |
34 | Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. "Маленькие трагедии". | 1 | 27.11 | |
35 | Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений "Анчар", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный…" | 1 | 28.11 | |
36 | Евгений Онегин: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. | 1 | 30.11 | |
37 | Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский. | 1 | 04.12 | |
38 | Система образов романа "Евгений Онегин". Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | 1 | 05.12 | |
39 | Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. | 1 | 07.12 | |
40 | Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. | 1 | 11.12 | |
41 | Образы провинциального и столичного дворянства. | 1 | 12.12 | |
42 | Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману "Евгений Онегин". | 1 | 14.12 | |
43 | РР. Подготовка к сочинению по роману "Евгений Онегин". | 1 | 18.12 | |
44 | РР. Написание сочинения. | 1 | 19.12 | |
45 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества . Анализ стихотворения "Смерть Поэта". | 1 | 21.12 | |
46 | Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива", "Родина". | 1 | 25.12 | |
47 | Любовная лирика поэта. Стихотворения "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю". | 1 | 26.12 | |
48 | Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении "Дума". | 1 | 09.01 | |
49 | Роман "Герой нашего времени": история создания, композиция, сюжет. | 1 | 11.01 | |
50 | Повести "Бэла" и "Максим Максимыч". Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. | 1 | 15.01 | |
51 | Поэтический мир и язык повести "Тамань". Обучение анализу эпизода (по главе "Тамань"). | 1 | 16.01 | |
52 | Повесть "Княжна Мери" - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои. | 1 | 18.01 | |
53 | Повесть "Фаталист" как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова. | 1 | 22.01 | |
54 | Обобщение изученного по роману "Герой нашего времени". В. Г. Белинский о романе. Контрольное тестирование. | 1 | 23.01 | |
55 | РР. Подготовка к сочинению по роману "Герой нашего времени". | 1 | 25.01 | |
56 | РР. Написание сочинения. | 1 | 29.01 | |
57 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник "Миргород" (обзор). | 1 | 30.01 | |
58 | Петербургские повести (обзор). Повесть Шинель". Образ "маленького человека" в произведении. | 1 | 01.02 | |
59 | Поэма "Мертвые души": история создания, особенности сюжета, система образов. | 1 | 05.02 | |
60 | У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было. Деталь как средство создания образов. | 1 | 06.02 | |
61 | Образ Коробочки в поэме "Мертвые души". | 1 | 08.02 | |
62 | Образ Ноздрева в поэме. | 1 | 12.02 | |
63 | Образ Собакевича в поэме. | 1 | 13.02 | |
64 | Образ Плюшкина в поэме "Мертвые души". | 1 | 15.02 | |
65 | Образ Чичикова в произведении Гоголя. | 1 | 19.02 | |
66 | Образы чиновников в поэме Гоголя. | 1 | 20.02 | |
67 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. | 1 | 22.02 | |
68 | Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме "Мертвые души". | 1 | 26.02 | |
69 | Обобщение изученного по поэме "Мертвые души". | 1 | 27.02 | |
70 | РР. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". | 1 | 29.02 | |
71 | РР. Написание сочинения. | 1 | 04.03 | |
72 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие стихотворений "С поляны коршун поднялся", "Как весел грохот летних бурь". | 1 | 05.03 | |
73 | А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений. | 1 | 07.03 | |
74 | Творческая биография Н. А. Некрасова. Гражданская позиция и взгляды революционной демократии в стихотворении "Памяти Добролюбова". | 1 | 11.03 | |
75 | Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. "Бедные люди". | 1 | 12.03 | |
76 | Характеристика образов, позиция писателя. | 1 | 14.03 | |
77 | Развитие темы "маленького человека". | 1 | 18.03 | |
78 | Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть "Юность". | 1 | 19.03 | |
79 | Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | 1 | 21.03 | |
80 | А. П. Чехов. Рассказы: "Крыжовник", "О любви", "Человек в футляре". | 1 | 01.04 | |
81 | Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. | 1 | 02.04 | |
82 | Тестирование по теме "Литература 19 века". | 1 | 04.04 | |
83 | Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм). | 1 | 08.04 | |
84 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. | 1 | 09.04 | |
85 | Основной конфликт в рассказе "Челкаш". | 1 | 11.04 | |
86 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи. | 1 | 15.04 | |
87 | Основные темы и мотивы поэзии серебряного века. | 1 | 16.04 | |
88 | Подготовка к сочинению по литературе первой четверти 20-го века. | 1 | 18.04 | |
89 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть "Собачье сердце". | 1 | 22.04 | |
90 | Основная проблематика и образы. Литература и история. Пафос произведения и авторская позиция. | 1 | 23.04 | |
91 | М.А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. | 1 | 25.04 | |
92 | Рассказ "Судьба человека": образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. | 1 | 29.04 | |
93 | Проблемы человека на войне, долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | 1 | 30.04 | |
94 | В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. | 1 | 02.05 | |
95 | Альпийская баллада. Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | 1 | 06.05 | |
96 | А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. | 1 | 07.05 | |
97 | Лирика А.Т. Твардовского. | 1 | 13.05 | |
98 | А.И.Солженицын. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. | 1 | 14.05 | |
99 | Итоговое тестирование. | 1 | 16.05 | |
100 | Резервный урок. | 1 | 20.05 | |
101 | Резервный урок. | 1 | 21.05 | |
102 | Резервный урок. | 1 | 23.05 | |
103 | Резервный урок. | 1 | 27.05 | |
104 | Резервный урок. | 1 | 28.05 | |
105 | Резервный урок. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)
Настоящая Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Россий...
Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)
Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа для 5...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10а класс (среднее общее образование) (расширенный курс) Количество часов: 140
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе10а класс(среднее общее образование)(расширенный курс)Количество часов: 140...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...