РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105
рабочая программа по литературе (9 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

9а класс
 (основное общее образование)

Количество часов:105

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_zinin_9_kl.docx242.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

9а класс
(основное общее образование)

Количество часов:105

Программа составлена на основе

ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и Программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010 г.

 Учебное пособие:

Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организации: в 2 ч. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. -6-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.

Составитель: Петрова А.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский

2019-2020 гг.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
  • Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».

        Цели изучения предмета «Литература»:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

  1. Планируемые результаты:

      Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

      Предметными результатами освоения программы по литературе являются: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Выпускник научится:

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным примам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и е интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные примы;

• выявлять в сказках характерные художественные примы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя сво отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами е обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять е результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

3. Содержание учебного курса.

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Введение

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

1

Древнерусская литература

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.

5

Литература 18 века

Характеристика русской литературы XVIII в Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Бог», «Памятник»,» Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.  Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература XVIII века» Тест.

8

Русская литература первой половины 19 века

Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».

А.С. Грибоедов Жизнь и творчество Комедия «Горе от ума» Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.

А.С. Пушкин Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии») «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин» Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов  Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени «Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.

Н.В. Гоголь Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. Поэма «Мертвые души» История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.

57

Русская литература второй половины 19 века

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество .Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»

А.А. Фет Жизнь и творчество . Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов .Жизнь и творчество .

Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).Гражданская позиция Некрасова.

Ф.М. Достоевский Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»

Л.Н.Толстой .Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество .Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа .Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. Тестирование по теме «Литература XIX века»

12

Из русской литературы 20 века

Русская литература ХХ века. Пути Русской литературы ХХ века . Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький. Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений). Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. « Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

А.И.Солженицын.

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. Итоговое тестирование

16

Резервные уроки .

6

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

9а, Петрова А.И.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления.

1

04.09

2

Основные особенности древнерусской литературы. Темы, идеи, образы, жанровое многообразие.

1

05.09

3

Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция . Система образов. Авторство. Образ Ярославны в "Слове…" и в творчестве поэтов 19-20 веков.

1

07.09

4

Основная идея "Слова…". Русская земля - центральный образ произведения. Образы русских князей. Значение "Слова…" в истории русской культуры.

1

11.09

5

Образ Ярославны в "Слове…" и в творчестве поэтов 19-20 веков.

1

12.09

6

РР. Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве".

1

14.09

7

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве. Основные каноны классицизма.

1

18.09

8

М.В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года".

1

19.09

9

Разговор с Анакреоном.

1

21.09

10

Творчество Г.Р. Державина Стихотворения "Фелица", "Бог", "Памятник".

1

25.09

11

Стихотворения "Властителям и судиям", "На смерть князя Мещерского". Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта.

1

26.09

12

Подвиг А.Н. Радищева  "Путешествие из Петербурга в Москву".

1

28.09

13

Отражение в произведении А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"просветительских взглядов автора.

1

02.10

14

Итоговый урок по разделу "Литература XVIII века". Тест " От Литературы древней Руси до сентиментализма".

1

03.10

15

Урок-лекция "Литература русского романтизма первой четверти 19 века".

1

05.10

16

Романтическая лирика начала 19 века. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.

1

09.10

17

Анализ элегии "Море".

1

10.10

18

А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии "Горе от ума".

1

12.10

19

Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении.

1

16.10

20

Век нынешний и век минувший. Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия.

1

17.10

21

Молчалины блаженствуют на свете…. (Образ Молчалина в произведении).

1

19.10

22

Безумный ко всему… Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия  Чацкого.

1

23.10

23

Мечтанья с глаз долой и спала пелена…. Анализ 4 действия пьесы.

1

24.10

24

РР. И. А. Гончаров "Мильон терзаний". Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование.

1

26.10

25

Прошедшего житья подлейшие черты…. Мастерство Грибоедова - драматурга. Значение комедии.

1

06.11

26

Афоризмы в комедии А.С. Грибоедова.

1

07.11

27

Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

1

09.11

28

А.С.Пушкин: жизнь и судьба.

1

13.11

29

Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву".

1

14.11

30

Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения  "К морю", "Погасло дневное светило".

1

16.11

31

Южные" поэмы: "Цыганы" (1824) и "Кавказский пленник" (1821) - взлет пушкинского романтического творчества.

1

20.11

32

А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений "Разговор книгопродавца с поэтом", "Пророк", "19 октября", "В Сибирь".

1

21.11

33

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина Адресаты лирики Пушкина.

1

23.11

34

Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. "Маленькие трагедии".

1

27.11

35

Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений "Анчар", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный…"

1

28.11

36

Евгений Онегин: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции.

1

30.11

37

Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский.

1

04.12

38

Система образов романа "Евгений Онегин". Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.

1

05.12

39

Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы.

1

07.12

40

Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы.

1

11.12

41

Образы провинциального и столичного дворянства.

1

12.12

42

Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману "Евгений Онегин".

1

14.12

43

РР. Подготовка к сочинению по роману "Евгений Онегин".

1

18.12

44

РР. Написание сочинения.

1

19.12

45

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества . Анализ стихотворения "Смерть Поэта".

1

21.12

46

Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива", "Родина".

1

25.12

47

Любовная лирика поэта. Стихотворения "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю".

1

26.12

48

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении "Дума".

1

09.01

49

Роман "Герой нашего времени": история создания, композиция, сюжет.

1

11.01

50

Повести "Бэла" и "Максим Максимыч". Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ.

1

15.01

51

Поэтический мир и язык повести "Тамань". Обучение анализу эпизода (по главе "Тамань").

1

16.01

52

Повесть "Княжна Мери" - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои.

1

18.01

53

Повесть "Фаталист" как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова.

1

22.01

54

Обобщение изученного по роману "Герой нашего времени". В. Г. Белинский о романе. Контрольное тестирование.

1

23.01

55

РР.  Подготовка к сочинению по роману "Герой нашего времени".

1

25.01

56

РР. Написание сочинения.

1

29.01

57

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник "Миргород" (обзор).

1

30.01

58

Петербургские повести (обзор). Повесть Шинель". Образ "маленького человека" в произведении.

1

01.02

59

Поэма "Мертвые души": история создания, особенности сюжета, система образов.

1

05.02

60

У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было. Деталь как средство создания образов.

1

06.02

61

Образ Коробочки в поэме "Мертвые души".

1

08.02

62

Образ Ноздрева в поэме.

1

12.02

63

Образ Собакевича в поэме.

1

13.02

64

Образ Плюшкина в поэме "Мертвые души".

1

15.02

65

Образ Чичикова в произведении Гоголя.

1

19.02

66

Образы чиновников в поэме Гоголя.

1

20.02

67

Народ в поэме. Роль лирических отступлений.

1

22.02

68

Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме "Мертвые души".

1

26.02

69

 Обобщение изученного по поэме "Мертвые души".

1

27.02

70

РР. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души".

1

29.02

71

РР. Написание сочинения.

1

04.03

72

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие стихотворений "С поляны коршун поднялся", "Как весел грохот летних бурь".

1

05.03

73

А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений.

1

07.03

74

Творческая биография Н. А. Некрасова. Гражданская позиция и взгляды революционной демократии в стихотворении "Памяти Добролюбова".

1

11.03

75

Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. "Бедные люди".

1

12.03

76

Характеристика образов, позиция писателя.

1

14.03

77

Развитие темы "маленького человека".

1

18.03

78

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть "Юность".

1

19.03

79

Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

1

21.03

80

А. П. Чехов. Рассказы: "Крыжовник", "О любви", "Человек в футляре".

1

01.04

81

Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова.

1

02.04

82

Тестирование по теме "Литература 19 века".

1

04.04

83

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

1

08.04

84

М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького.

1

09.04

85

Основной конфликт в рассказе "Челкаш".

1

11.04

86

Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

15.04

87

Основные темы и мотивы поэзии серебряного века.

1

16.04

88

Подготовка к сочинению по литературе первой четверти 20-го века.

1

18.04

89

М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть "Собачье сердце".

1

22.04

90

Основная проблематика и образы. Литература и история. Пафос произведения и авторская позиция.

1

23.04

91

М.А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова.

1

25.04

92

Рассказ "Судьба человека": образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи.

1

29.04

93

Проблемы человека на войне, долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа.

1

30.04

94

В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя.

1

02.05

95

Альпийская баллада. Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

1

06.05

96

А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского.

1

07.05

97

Лирика А.Т. Твардовского.

1

13.05

98

А.И.Солженицын. «Матренин двор».  Реалии и обобщение в рассказе.

1

14.05

99

Итоговое тестирование.

1

16.05

100

Резервный урок.

1

20.05

101

Резервный урок.

1

21.05

102

Резервный урок.

1

23.05

103

Резервный урок.

1

27.05

104

Резервный урок.

1

28.05

105

Резервный урок.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Россий...

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)

Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа   для 5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10а класс (среднее общее образование) (расширенный курс) Количество часов: 140

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе10а класс(среднее общее образование)(расширенный курс)Количество часов: 140...