Образовательный проект "Использование информационно – коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся".
проект по русскому языку
Одна из важнейших целей, стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с различными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Я считаю, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность.
Тема моего проекта – использование икт для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект | 66 КБ |
Презентация | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
Использование информационно – коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся.
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Одна из важнейших целей, стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с различными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Я считаю, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность.
Тема моего проекта – использование икт для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся.
Актуальность темы (слайд 3)
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Образование должно побуждать к творчеству.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к предмету.
Цель: Развитие творческой деятельности и познавательного интереса учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Поставленная цель обусловила задачи проекта:
- Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;
- Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- Формировать навыки работы в команде по разработке концептов,
- Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,
- Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.
Противоречие:
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить ребят самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной, поэтому ИКТ нужно использовать в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Данный проект рассчитан на 4 года.
1 этап: 2014-2015 учебный год – диагностический - анализ профессиональных затруднений, изучение литературы по интересующей теме, постановка целей и задач для дальнейшей работы, составление плана деятельности с учащимися, прошла курсы по овладению икт
2 этап: 2015-2016 учебный год - прогностический - разрабатывалась, внедрялась и проходила проверку система использования икт на уроках рус и лит, в основу которой были положены усложнение содержания учебных задач и изменение характера взаимоотношений между учителем и учениками, обеспечивающих повышение творческой и познавательной активности и самостоятельности школьников.
3 этап: 2016-2017 учебный год – практический - в школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: ПК, мультимедиапроектор.
Реализации целей способствовала разработанная мной система работы через: использование ИКТ, систему уроков, внеурочную деятельность; индивидуальную работу с учащимися. Использование ИКТ позволяет эффективно стимулировать творческую активность школьников на уроках, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение.
В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ», «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
На уроках литературы применяется «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов.
Используемые на уроках материалы существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
При подготовке и проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий используются материалы сети Интернет: www.edu.ru, www.ed.gov.ru, www.5ballov.ru.
Выступала на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме « Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы»
Проводила для учителей школы и района открытые уроки и мероприятия с применение ИКТ .
Многие из ребят сами готовят мультимедийные презентации, используя различные Интернет-ресурсы.
Помимо презентаций учащиеся составляют схемы и таблицы, которые затем редактируются и служат наглядным материалом на уроках.
Показ схемы и таблицы. (слайд 19-21)
Я уверена, что широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Выполняют различные проекты.
Например, в форме выпуска газет. Материал ученики подбирают самостоятельно.
Еще одной формой творческой активности учащихся является исследовательская работа в рамках Малой академии наук.
3.1 Достижения учащихся
- Исследовательская работа “Сленг как современное языковое явление” Козырева Анна,1 место на школьном этапе, 3 место в районе
- “Роль заимствованных слов в русском языке” Шуматова Надежда, 2 место в школе
- “Концепт слова “Хлеб”, Гаскарова Алеся, 2 место в школе
Доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях растет.
Результат практического этапа
Изменение отношения учащихся к предмету, позитивная динамика качества знаний, победы в предметных олимпиадах и конкурсах.
3. Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта
Позитивная динамика качества знаний
Предмет
| 2четверть 2015-2016 уч.г. | 3четверть 2015-2016уч.г. | 4 четверть 2015-2016уч.г. | Динамика (разница в показателях) | |||||||||
Классы | Количество отметок | Классы | Количество отметок | Классы | Количество отметок | ||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |||||
Русский язык | 5 | 0 | 8 | 12 | 5 | 1 | 9 | 10 | 5 | 2 | 9 | 9 | IIчет. Кач-во-40 IIIчет. Кач-во- 50 IVчет. Кач-во-55 |
6 | 2 | 8 | 15 | 6 | 1 | 9 | 14 | 6 | 2 | 9 | 13 | ||
Литература
| 5 | 6 | 10 | 4 | 5 | 8 | 11 | 1 | 5 | 8 | 11 | 1 | IIчет. Кач-во-73 IIIчет. Кач-во-75 IVчет. Кач-во- 75 |
6 | 7 | 10 | 8 | 6 | 7 | 11 | 7 | 6 | 8 | 10 | 7 |
Наблюдается динамика качества знаний по моему предмету.
Ожидаемые результаты:
4 этап: 2017-2018 учебный год - обобщающий – использовать полученные знания для успешной сдачи Государственной Итоговой аттестации, создания школьной газеты, привлекать большее количество учащихся к данному виду работы и применять свой опыт за порогом школы в жизни и в других учебных заведениях.
Выводы.
Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:
· наполнить уроки новым содержанием;
· развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
· формировать элементы информационной культуры;
· прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
· поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
· и самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям , но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой
Тема проекта Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся
Цель проекта Развитие творческой деятельности и познавательного интереса учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Задачи проекта Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ; Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; Формировать навыки работы в команде по разработке концептов, Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ, Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.
Противоречия Живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной, поэтому информационно-коммуникативные технологии нужно использовать в комплексе с другими методическими средствами. Современные информационные технологии облегчают доступ к информации , позволяют по-новому построить образовательную систему.
Этапы проекта 1 этап: 2014-2015 учебный год – диагностический 2 этап: 2015-2016 учебный год - прогностический 3 этап: 2016-2017 учебный год – практический
Типы речи НАЗВАНИЕ ТИПОВ РЕЧИ НА КАКОЙ ВОПРОС ДАЕТСЯ ОТВЕТ В ВЫСКАЗЫВАНИИ О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ВЫСКАЗЫВАНИИ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ТИПОВ РЕЧИ ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СТРОЯТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАЖДОГО ТИПА РЕЧИ (ИХ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ) ОПИСАНИЕ КАКОВ ПРЕДМЕТ, ЧЕЛОВЕК? О ПРИЗНАКАХ (ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА) ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ОБЩИЙ ПРИЗНАК) И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ВОЗМОЖЕН ВЫВОД ПОВЕСТВОВАНИЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПРЕДМЕТОМ? О СОБЫТИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ, ДЕЙСТВИЙ РАССУЖДЕНИЕ ПОЧЕМУ ПРЕДМЕТ, ЧЕЛОВЕК ТАКОЙ? ПОЧЕМУ ОН ДЕЛАЕТ, ПОСТУПАЕТ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ? О ПРИЧИНАХ ПРИЗНАКОВ, СОБЫТИЙ, ДЕЙСТВИЙ РАЗНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕЗИС (МЫСЛЬ, КОТОРАЯ ДОКАЗЫВАЕТСЯ), АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА), ВЫВОД
Стили речи Стиль Признак РАЗГОВОРННЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБЫДЕННАЯ РЕЧЬ, БЕСЕДА ПЕРЕПИСКА УЧРЕЖДЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ, ДРУГ С ДРУГОМ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЕ, ОБМЕН ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, МЫСЛЯМИ ИНФОРМАЦИЯ СООБЩЕНИЕ О НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ, ИХ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЛУШАТЕЛЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧИТАТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАННЫХ ОБРАЗОВ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ДИАЛОГ, ЗАПИСКИ, ПИСЬМА ДОГОВОРЫ, ЗАКОНЫ, ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ ДОКЛАДЫ, ЛЕКЦИИ, ДИСПУТЫ (НА НАУЧНЫЕ ТЕМЫ) ДОКЛАДЫ, ЛЕКЦИИ, ДИСПУТЫ (НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕМЫ) СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОФИЦИАЛЬНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, СУХАЯ РЕЧЬ ТОЧНОСТЬ, ЛОГИЧНОСТЬ, ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРИЗЫВНОСТЬ, СТРАСТНОСТЬ, ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЧИ ОБРАЗНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
В номере: Стихи о весне Этот удивительный мир Необычное об обыденном Что новенького? "МУЗА" Март 2016 ВЫПУСК №3 ЯнВаРь 2016 года Классная газета Э т А ж И «Каждый этаж – новое приключение» ВЫПУСК №1
Достижения учащихся Исследовательская работа “Сленг как современное языковое явление” Козырева Анна,1 место на школьном этапе, 3 место в районе “ Роль заимствованных слов в русском языке” Шуматова Надежда, 2 место в школе “ Концепт слова “Хлеб”, Гаскарова Алеся, 2 место в школе
Достижения учащихся
Позитивная динамика качества знаний по русскому языку
Выводы Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне: наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; и самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям , но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее». Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся
Данная работа представлена в виде презентации, где рассмотрены основные цели и задачи информатики и ИКТ в школе. Выделены умения для применения ИКТ....
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...
Презентация на тему "Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства"
Использование инновационных педагогических технологий как средство познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО...
"Использование информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся"
Индивидуальный план профессионального развития. Методическая тема....
Доклад на тему: «Использование занимательных материалов и новых информационных технологий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при обучении физике» .
Доклады, сообщения:...
Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».
· Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...
«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению
laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...
- Мне нравится (1)