Редактирование творческих работ учащихся
статья по русскому языку (10 класс)
В данной статье я рассматриваю принципы редактирования школьных творческих работ. Овладение навыками редактирования поможет учащимся лучше подготовиться к итоговому сочинению и ЕГЭ по литературе. Также в статье приведены две оригинальные ученические работы, на примере которых можно построить тренировочные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практический материал в помощь подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ по литературе | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Редактирование ученических работ. Иванова Е.Б., гимназия № 107
Ученикам 11 класса предстоит написать сочинение по литературе как допуск к ЕГЭ по русскому языку, некоторым выпускникам - сдать литературу в формате ЕГЭ, а для этого необходимо продемонстрировать умение формулировать основную мысль своей работы, аргументировать свою точку зрения, мыслить логически. Задача это непростая, и на пути создания собственного текста часто встречается много трудностей. Цель учителя – помочь учащемуся достойно справиться с этим испытанием, для чего необходимо обучить школьников навыкам редактирования текста.
Неудачные ученические сочинения могут представлять собой пересказ вместо анализа (отсутствие тезисов, доказательством которых можно было бы считать рассказанные эпизоды) или вереницу утверждений, не неподкрепленных доказательствами, конкретными фактами.
В любом случае текст должен быть максимально ясным, чтобы читатель или слушатель без труда воспринимал его структуру: различал, где тезисы и доказательства, понимал, где заканчивается один компонент и начинается другой.
Ученики, приступая к сочинению, сознательно или бессознательно ориентируются на известные им схемы. И некоторые ошибки в их работах можно объяснить или отступлением от выбранной схемы, или неправильным выбором.
Учитель-редактор имеет дело с чужим текстом и призван помочь сделать его более цельным, связным и грамотным. Он должен понять авторский замысел и принципы построения текста Необходим анализ текста с точки зрения логики, особенностей жанра, композиции стиля. «Взгляд со стороны - главное условие работы автора с текстом и необходимая психологическая предпосылка участия учителя в создании текста. Каждый профессиональный литератор знает, как нужен «чужой взгляд». *(Накорякова К.М.. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом. Практикум. М. Икар, 2004).
Редактирование текста - это проверка логики построения текста – насколько логично и грамотно текст разбит на части и абзацы; улучшение композиции текста.
Проверка фактического материала - источников и цитат, терминов, цифр, дат.
Проверка лексики (лексические ошибки – нарушение норм словоупотребления).
Стилистическая правка текста – устранение необоснованно употреблённых слов иной стилистической окраски.
Устранение грамматических ошибок.
Когда учитель-редактор спотыкается при чтении, замечая двусмысленность, нелогичность, непоследовательность изложения, неточность или ошибочность словоупотребления, он формулирует замечания и предложения, которые позже обсудит с автором-учеником.
Следующий этап в таком случае - правка-отработка, цель которой - литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла
Первый вид работы – сообщение ученикам существенных сведений о свойствах хорошего текста, о правилах построения текстов разных типов и жанров, показ и анализ образцовых текстов, а также рассказ об основных типах ошибок и дефектов и путях их устранения.
Второй вид работы - постоянно предлагать ученикам упражнения на обнаружение и исправление ошибок в чужих текстах, т.е. на частичное редактирование.
Третий вид работы – показ ученикам образцовой редакторской работы, участие в процессе создания ученических сочинений в качестве редактора. В совместной деятельности учитель может научить своих учеников приемам практического редактирования.
Главная задача учителя – не создание хорошего текста, а обучение. При этом существенно, что учитель должен не предложить вариант исправления, а показать на своих примерах, какими путями исправляются подобные ошибки
Обучение редактированию - это обучение мастерству слова. Этот процесс учащиеся проходят по давно открытому пути: узнать - увидеть-повторить-создать собственное.
Сочинительский труд можно разделить на 4 этапа:
-Подготовка: определить тему, продумать план и собрать материалы
-Процесс написания: развивать сюжет, не забывая о стиле
-Редактирование: прочитать и сделать пометки
-Корректура: проверка ошибок (орфография, грамматика, форматирование и т.п.)
Основные стратегии редактирования:
Прочитайте свой труд вслух. Читайте медленно. Как звучит?
Закройте текст чистым листом и постепенно сдвигайте его вниз, анализируя строку за строкой.
Не слишком ли длинно вы описываете то, что хотите сказать? Или слишком коротко?
Не забывайте о тех, кому адресована ваша работа: они не знают о цели вашей работы, о том, что вы сделали. Они располагают только той информацией, которую вы им даете, в том порядке, в котором вы ее даете.
Отражает ли заголовок в краткой и ясной форме цель вашей работы?
Старайтесь хорошо начать! Привлекайте внимание с самого начала, иначе читать вашу работу будет неинтересно.
Введение должно представлять цель работы в привлекательном виде.
Основная часть:
В каждом разделе идет развитие темы повествования? Вы следуете плану?
Написан ли каждый раздел доходчиво, логично?
Описываемые вами ход мыслей и характеры достаточно ясны??
Работают переходы между разделами ?
Взаимодействие между разделами просматривается?
Можно ли какие-то предложения исключить как необязательные или объединить с другими?
Если есть отступления, их цели ясны в контексте в целом?
Заключение суммирует и объясняет важную информацию и подводит к решению поставленных вопросов?
Заключение заставляет читателя задуматься?
Важные моменты:
Предложения должны быть понятными логически и по возможности короткими.
Предложения должны быть составлены в вашем собственном стиле, за исключением тех мест, на которых вы хотите остановить внимание читателя.
Сохраняется ли манера во всем разделе?
Подчиненные идеи расположились в правильном порядке?
Избегайте незаконченных фраз.
Приставки могут изменять значение существительных и глаголов, а запятые - смысл фразы.
Не используйте много запятых в одном предложении и убедитесь, что все они стоят там, где надо.
Для каждого текста вы используете свой словарь, и от начала до конца значения слов не меняются. составьте список ключевых слов.
Есть ли такой термин, которому не дано определения или оно неясно из контекста?
Есть в тексте эмоционально насыщенные слова? Если да, то они действительно необходимы?
Располагайте важные слова наиболее эффективно (в конце или в начале предложений/ абзацев)
Избегайте чрезмерного употребления местоимений (они, это, их, и т.п.)
Приберегите эмоциональные слова для создания эффектов
Помните, что разговорная речь - это обороты, используемые в устной речи.
. В текст могут вноситься разнообразные изменения: сокращения, перестановка, замена слов и оборотов речи, замена синтаксических конструкций. «Осторожно убираешь лишнее, словно снимаешь пленку с переводной картинки, и постепенно под рукой проступает яркий рисунок. Рукопись не тобою написана. И все-таки радостно чувствовать некоторую причастность к ее созданию…» *(Померанцева Г.Е. О работе с автором. М. Икар, 2004).
И в конце данной статьи хочу предложить в качестве «тренажёра» две детские работы. За многолетнюю практику я собрала несколько «шедевров», которые достойны внимания. На них можно отработать приёмы редактирования, предлагая различные задания.
Работа № 1
Тема: «Размышление о том, как погиб человек в человеке»
Антон Павлович Чехов писал хорошие рассказы в газете, а когда стал печатать и выпускать книги, по-моему, у него они не получались. Он мастер комедии в кратком содержании, а когда он эти рассказы пытается растянуть, то у него ничего не получается. Они о жизни, но о какой-то не такой жизни. Потому что Чехов пытался всунуть туда юмор, который раньше помещался на сто строчек. Да в этих ста строчках получался хороший юмор, но когда его растягивают, он теряет свой смысл. Я не виню А.П. Чехова, но это просто моё мнение. Просто зря он перестал писать в газету. Знаменитым можно было бы стать и через газету.
Я буду размышлять по рассказу «Ионыч». В этом рассказе говорится о докторе Старцеве, который приехал в деревню рядом с прекрасным городом. В деревне он занимался практикой и был небогат, поэтому в город ходил пешком. Один раз его пригласили в гости к самой уважаемой семье в этом городе . Он сходил туда, и ему понравилось . Потом у дочки хозяев начались мигрени, и Старцев вылечил её. А сам влюбился и стал очень часто ездить к ним в гости . Но после отказа он разочаровался в себе и забросил практику. Стал часто посещать город и лечить богатых людей. У него появилась карета и извозчик. Он растолстел. Но когда приехала Катя и решила вспомнить всё старое со Старцевым, уже было поздно . Старцев помешался на деньгах и, подумав, понял, что любовь не для него.
Да, я согласен, что Старцев поступил плохо, бросив практику, став лечить богатых, почувствовав запах денег. Но причём здесь карета, что если человек устает каждый день ходить за несколько километров в город пешком, почему бы и не приобрести её. Ладно, по вышеперечисленному можно сказать, что у Чехова был повод оскорбить Старцева, назвав рассказ «Ионыч». Но если посудить по-нормальному, то Старцев, работавший без выходных и праздников, лечивший больных крестьян, рискуя заразиться любой страшной болезнью, ходил в город пешком ради того, чтобы просто помочь людям. Он просто был обязан, повысив опыт и поумнев, забросить практику и на частного доктора, у которого должна быть карета, и он должен быть богат.
И совсем неудивительно, что он растолстел, ведь если у вас будет много денег, вы будете лучше питаться и купите машину. Я считаю, что доктору Старцеву повезло, что он встретил Катю, которая и послужила его умственному возрастанию. Отвергнув его, она показала ему путь истинный, жизнь без проблем и нищеты. Тем более и хорошо, что Катя отвергла Старцева. А представьте себе, если бы они поженились, что за пара была бы: один – бедный доктор, который не может уделить жене ни капли своего свободного времени, потому что этого времени и не было. И жена – пианистка без слуха и чувства ритма хуже кузнеца бьет по клавишам рояля, кузнец хоть в одном темпе стучит, а это – чудо музыки. И на что бы они жили?
А что получилось: Катя в своём прекрасном домике и со своей семьёй живет и не знает горя. Больше она не играет на рояле, потому что поняла, что ей не дано. И Старцев, не знающий ни ходьбы из деревни в город и обратно, ни нищеты, живёт в своё удовольствие и ничего не знает.
Я бы назвал рассказ А.П.Чехова «Ионыч» по-другому, к примеру, «Как стать богатым», не оскорбляя Старцева, а показывая всю истину рассказа.
Работа № 2
Сочинение по роману “Война и мир” по теме:
“Семья Ростовых и отношение к ней автора романа”.
Очень ярко изображается в романе жизнь семейства Ростовых. Ростовы-
люди чувства. Каждый член семейства чувствует жизнь по-своему, но
также есть что-то общее, объединяющее их, что делает их достойной семьей. Нужным условием жизни является раскрепощенность человека,
который в обществе ведет себя не так, как подобает в светских требова-
ниях приличия.
На вечере у Анны Павловны Шерер Толстой очень ярко рисует непо-
средственность поведения старого графа Ильи Андреевича Ростова и
Марьи Дмитриевны. Толстой передает чувство радости, охватившее графа, Наташу, Николая, Соню и гостей. Когда все поехали на охоту,
То каждый герой поступает так, как считает нужным. Здесь Толстой
дает человеку возможность раскрыться до конца. Герои, которые живут своей нормальной жизнью, оказываются самыми полезными. Ростовы
отличаются естественностью поведения, никакой фальши. У них в семье
гостей принимают независимо, все оказываются равными. Мы можем
восхищаться чистотой Ростовых. О гармоничности, богатстве Марьи Ростовой говорят ее дневники, посвященные детям, и ее облагоражива-
ющее влияние на мужа.
У Ростовых развит ум сердца, взаимная любовь всех членов семьи и их
близость к народу. Они склонны к умственной деятельности, обладают
высоким интеллектом. У каждого из них можно заметить глубокую работу мысли. Если сравнивать разговоры у Анны Павловны Шерер и
разговоры у Ростовых, то заметим, что Ростовы общаются в более мягкой
форме, так как у них были дети. Именно дети приводили семью в друже-
ские отношения. Толстой придавал этому большое значение. На именин-
ном обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость:
она громко при всех гостях спрашивает у матери, какое будет подано мо-
роженое. И хотя графиня и сделала вид, что она недовольна и возмущена
невоспитанностью дочери, Наташа почувствовала, что ее дерзость благо-
склонно принята гостями из-за ее простоты и натуральности. Таким обра-
зом, Наташа смогла придать всем оживленный вид и радостное настрое-
ние. Толстой считает, что в жизнь людей входит необходимость, которой
надо подчиняться. Ростовы иногда забывают все условности, и даже граф понимает, что в другой обстановке все обошлось бы совсем по-другому.
Жизнь у Ростовых проявляется независимо от ситуации. Каждый из них
проявляет свои ощущения по-разному. Искренние чувства Ростовых явля-
ются безошибочным свойством жизни.
Толстой в юные годы думал о несправедливости и жестокости, но с воз-
растом он начинал думать о том, как сделать людей счастливыми. Он счи-
тал, что человек может достичь счастья, надо только научиться перено-
-2-
сить невзгоды и решения. Мне кажется, что именно это, хорошее, он хо-
тел показать в семье Ростовых. В их семье он изобразил счастье, понима-
ние друг друга. Толстой показал свое уважение к Ростовым, также пока-
зал, что они должны вынести идею романа, дать ему смысл и значение.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в доме Ростовых
сменяют отдельные пейзажи имения в Отрадном. Ростовы не совсем по-
нимают, какое сокровище Наташа, но составляют наилучший фон для то-
го, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная
жизни девушка.
Толстой ярко отображает черты характера, а также внешние черты геро-
ев. Наташа очень похожа на мать, но будучи замужем, она проявляет и
хозяйственность, и заботу о муже и детях. В ней есть и черты отца- добро-
та, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа – любимица отца. Родители Ростовы всегда поступают бла-
горазумно, предаваясь воле Божьей.
Толстой выделяет семейную идею в этом произведении, с главной мыс-
лью о мире, любви и согласии. Он считает, что главные человеческие объ-
единения – это семьи. Сам Толстой – семейный писатель в том смысле,
что он почти не представляет своих героев одиночками.
Ростовы никогда не помышляли ни о какой государственной деятельно-
сти. В их мир хотели бы попасть многие окрестные крестьяне. Так народ-
ная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся...
Творческие работы учащихся по геометрии, 6 класс
Представлены две работы учащихся 6 класса. Геометрический конструктор и пластилиновая геометрия....
Творческие работы учащихся
Сюда включены исследовательские работы, презентации,рефераты учащихся...
Творческие работы учащихся и для работы с учащимися
Материал может быть использован на уроках истории и МХК...
Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.
В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...
Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся
XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...
Творческая работа учащегося 6 класса по теме "Завтрак учащихся в Англии и России". Традиции и современность.
Совместная творческая работа ученицы 6 класса и учителя английского языка является прекрасным материалом для научно-практической конференции.Тема исследования"Завтраки учащихся Англии и России.Т...