Урок русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
Цели урока:
- совершенствование обучающимися умения использовать приемы компрессии при написании сжатого изложения;
- подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ-9)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_szhatoe_izlozhenie.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
Цели урока:
- совершенствование обучающимися умения использовать приемы компрессии при написании сжатого изложения;
- подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ-9)
Задачи:
1)закрепление знаний о приемах компрессии текста;
2)совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);
3)совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка,
нужные для краткой и связной передачи информации;
4)развитие внимания, памяти, логического мышления.
Тип урока – урок закрепления изученного материала.
Оборудование: раздаточный материал, памятки, речевые клише.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщить учащимся тему и цели урока.
- Повторение изученного материала
- Объясните, что такое компрессия текста?
(Краткий пересказ текста, при котором оставляется только самое главное, существенное)
- Какими способами можем сжимать текст?(Способом исключения и обобщения)
- В чем особенность этих способов? (При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. При обобщении выделяем единичные факты, затем объединяем специальными языковыми средствами)
- Повторим «Памятку…» (у каждого ученика в папке по подготовке к ОГЭ)
Памятка «Способы и приемы сжатия текста».
1. Исключение подробностей, деталей.
Приемы:
- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,
- исключение повторов,
- исключение предложения, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее,
- исключение одного или нескольких синонимов,
- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
2. Обобщение однородных явлений.
Приемы:
- замена однородных членов обобщающими словами,
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением,
- замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением.
- замена сложноподчиненного предложения простым,
- замена прямой речи косвенной,
- образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
- Что такое микротема? (Тема фрагмента текста, его части. Микротемы передают основное содержание текста).
- Какая информация текста является главной? (Информация, которая передает основное содержание текста).
- Знакомство обучающихся с рекомендациями по написанию сжатого изложения (распечатанные листы для каждого)
Рекомендации для обучающихся по написанию сжатого изложения
- 1.Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
- 2.Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
- 3.Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
- Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях подтем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
- Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
- Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
- Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
- Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
- Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства);
- вывод (автор может сам и не делать вывода).
Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.
- Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др..
- Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
- Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).
- Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
- Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение сточки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
- Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.
- Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.
- Работа с текстом
1)Каждый из книголюбов хоть однажды мечтал завести для чтения золотую полку. 2)Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. 3)В мечтах рисовалась именно полка – одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа. 4)Где раздобыть такую? 5)Пожалуй, можно позвать столяра. 6)Увы, все же не зовут, и мечта остается неисполненной. 7)Но почему все ограничивается только мечтой? 8)Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью – все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. 9)Во всяком случае, вы не увидите такой ни в одном доме.
10)Но, конечно, дело не в отсутствии золотой бумаги. 11)Просто книг, которые нам нравятся, на свете великое множество. 12)Великое множество и писателей, чьи произведения оставили в нашей душе неизгладимый след. 13)В разное время мы вспоминаем то одну книгу, то другую. 14)Поэтому бывает очень трудно решить, какая же книга может по праву занять место на этой золотой полке.
15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. 16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, да ещё читанная не однажды, должна запомниться во всех подробностях. 17)Нет, этого не происходит. 18)А получается так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как будто заново… 19)И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами, они вне времени.
(По Ю.Олеше)
- Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана в таблицу.
№ абзаца | Микротема |
1 | Каждый из книголюбов хоть однажды мечтал завести золотую полку, на которую ставятся только любимые книги. Её можно заказать столяру, но книголюбы ограничиваются только мечтой, потому что такие полки – редкость, им нелегко стать реальностью. |
2 | Очень трудно решить, какая же книга может по праву занять место на этой золотой полке, ведь книг, которые нам нравятся, великое множество. |
3 | Парадоксально, но книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, часто забываются, потому что замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново.И в этом удивительная судьба авторов таких книг: они не ушли от нас, они времени. |
- А теперь, используя различные способы сжатия текста, подвергнем сжатию каждую микротему. Определите, какие фрагмента текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие- с помощью исключения. Запишите краткий пересказ этих фрагментов.
Исходный текст | Сжатый текст | Приемы сжатия |
1)Каждый из книголюбов хоть однажды мечтал завести для чтения золотую полку. 2)Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. 3)В мечтах рисовалась именно полка – одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа. 4)Где раздобыть такую? 5)Пожалуй, можно позвать столяра. 6)Увы, все же не зовут, и мечта остается неисполненной. 7)Но почему все ограничивается только мечтой? 8)Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью – все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. 9)Во всяком случае, вы не увидите такой ни в одном доме. | 1)Каждый из книголюбов хоть однажды мечтал завести золотую полку, на которую ставятся только любимые книги. 2)Но никто не заказывает её столяру, и мечта остается неисполненной. 3) Может, это происходит оттого, что нелегко стать золотой полке реальностью, и их нет ни в одном дома. 42 слова | 1)обобщение: образование сложного предложения путем слияния двух простых 2)исключение второстепенной информации, содержащей пояснения ( предложение№3); обобщение и исключение: слияние нескольких предложений, выражающих близкий смысл. 3)исключение добавочной информации предложения 8; обобщение: слияние 8, 9 предложений в одно. |
10)Но, конечно, дело не в отсутствии золотой бумаги. 11)Просто книг, которые нам нравятся, на свете великое множество. 12)Великое множество и писателей, чьи произведения оставили в нашей душе неизгладимый след. 13)В разное время мы вспоминаем то одну книгу, то другую. 14)Поэтому бывает очень трудно решить, какая же книга может по праву занять место на этой золотой полке. | 1)Дело не в отсутствии золотой бумаги. 2)Ведь любимых книг и писателей великое множество. 3)Поэтому очень трудно решить, какая книга может занять место на этой золотой полке. | 1)исключение вводного слова. 2)исключение повторов и обобщение 2-х предложений. 3) исключение второстепенной информации (№ ) |
15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. 16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, да ещё читанная не однажды, должна запомниться во всех подробностях. 17)Нет, этого не происходит. 18)А получается так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как будто заново… 19)И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами, они вне времени. | 1)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, перечитываемые нами в течение жизни, забываются, не запоминаются в подробностях. 2)Этого не происходит, потому что замечательную книгу читаем каждый раз как бы заново. 3)И в этом удивительная судьба авторов таких книг: они не ушли от нас, они вне времени. | 1)исключение синонимичных выражений (забываются – не удерживаются в памяти)второстепенной информации и обобщение 2-х предложений. 2)Слияние 2-х предложений в одно. 3)исключение однородных членов, передающих один и тот же смысл. |
- Редактирование текста.
- Один из критериев – не менее 70 слов в изложении. У кого слишком больше, необходимо сократить.
- Перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста. Обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Если не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение. Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.
- Проверка работ в парах по критериям.
- Подведение итогов.
- Сравним исходный текст и сжатый тексты. Что сохранилось, изменилось?
(Сохранилось: вид текста, микротемы. Изменилось: текст стал лаконичным)
- Предложить памятку «Как проверить написанное»
- После написания текста на черновик, прочитай его минимум 3 раза.
- Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
- Передаю ли основное содержание исходного текста?
- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3. Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
- Можно ли текст назвать связным?
- Правильно ли выделены абзацы?
- Нет ли грамматических ошибок?
- Нет ли речевых ошибок?
- Выразительна ли речь?
4. Третий раз читай с целью проверки орфографической, пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.
Список использованной литературы
- Материалы курса педагогического университета «Первое сентября» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: методика и практика» - М.: Педагогический университета «Первое сентября».
- Успешная подготовка кОГЭ- 2019. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Москва, Интеллект-центр, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...