Пунктуация придаточных предложений сравнения.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Тема: Пунктуация придаточных предложений сравнения.
Возраст: 9 класс
Цель урока:
1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
2. Содействовать развитию орфографического и пунктуационного навыка учащихся, умений определять значения придаточных сложноподчиненных предложений, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
Оборудование: раздаточный материал
Тип урока: комбинированный (урок-повторение пройденного материала, урок-изучение нового материала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пунктуация придаточных предложений сравнения.
Возраст: 9 класс
Цель урока:
1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
2. Содействовать развитию орфографического и пунктуационного навыка учащихся, умений определять значения придаточных сложноподчиненных предложений, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
Оборудование: раздаточный материал
Тип урока: комбинированный (урок-повторение пройденного материала, урок-изучение нового материала).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка посещаемости учеников.
II. Проверка домашнего задания.
III. Основная часть.
1) Повторение пройденного материала и формулировка темы.
Сегодня мы продолжаем изучение сложноподчиненных предложений. (Что представляют собой сложноподчиненные предложения? В чем их отличие от сложносочиненных предложений? Опрос по типам придаточных).
Сегодня нам предстоит познакомиться с придаточным сравнительными в сложноподчиненных предложениях. Сравнение играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. Сравниваться могут абсолютно различные понятия.
Какие способы выражения сравнения в русском языке вы уже знаете? (метафора, сравнительные обороты).
Художники слова чаще всего используют метафору и эпитеты и другие средства выразительности, но чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что. Им мы и посвятим начало нашего сегодняшнего урока (повторение темы «Сравнительный оборот», пунктуационные правила, далее работа с таблицей – приложение 1).
Имея перед глазами табличку-подсказку и освежив в памяти знания, прошу вас объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях.
- Снег как бархат
- Снег, как бархат, покрывает землю.
- Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город.
- Надо беречь родную природу как зеницу ока.
- Зимний лес встречает меня как старого знакомого.
- Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.
Найдите предложения с обособленным сравнительным оборотом. Спишите, выделите грамматическую основу. Объясните постановку знаков препинания.
2) Объяснение нового материала.
Отдельно выписываем предложение под номером 6, находим главную и придаточную часть, выделяем грамматические основы. Работа по вопросам:
- Какой вопрос задаем от главного предложения к придаточному? (как)
- Какое значение несет в себе вопрос «как» в данном случае? (Значение сравнения).
Как вы уже догадались, перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным. Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления. Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но сложность заключается в следующем – вопрос «как?» мы задаем и к придаточным образа действия. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению. Но присоединяется специфическими, характерными только для него союзами «как», «подобно тому, как»; «чем»; «словно»; «будто»; «как будто»; «чем, тем».
Записываем опорную таблицу в тетради:
Значение | Вопрос | Средства связи | Пример |
Обстоятельственные сравнения | Как? | Союзы: Как; подобно тому, как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем … | Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался. |
Вспомните, мы говорили, чем присоединяются придаточные образа действия к главному предложению? Чем оно отличается от придаточного сравнения? (союзное слово + указ слово в главном предложении).
Перед вами два предложения. Где какое придаточное?
- Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался. (сравн)
- Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался. (обр.действ)
Упражнение на закрепление изученного материала. (Предложения с придаточным сравнения выписать и разобрать, для других составить схему). Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем и делаем разбор в тетради. Объясняем ход решения.
- Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.
- Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
- Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
- Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.
Творческое задание.
1. Запишите предложения, добавив:
а) сравнительный оборот,
б) придаточное сравнения.
1. Снежинка кружится в воздухе, как… 2. Тучи ползут по небу, как…3. Солнце светило ярко, как… 4. Ночь спускалась на город, как…
2. Составьте диалог, используя конструкции со словом как. Например,
- Здравствуй! Как у тебя дела?
- Отлично! Сейчас расскажу, как вчера мы ходили в кино.
- И как тебе фильм, понравился?
- Еще как! Как-нибудь сходим вместе.
- Прекрасная идея!
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ставится запятая | Запятая не ставится |
|
|
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе на тему "Придаточные предложения сравнения".
Конспект урока русского языка в 9 классе....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
Учебный материал в форме презентации MS PowerPoint для закрепления навыка употребления пассивного залога/инфинитивной конструкции um...zu в сравнении с придаточными предложениями цели/сложноподчинённых предложений с als и wenn
Данный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома, с возможностью дальнейшей самопроверки для закрепления навыка употребления отдельных гр...
Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".
Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения"....
"Придаточные уступительные предложения и придаточные предложения следствия"
Методический материал по учебнику И.Бим "Немецкий язык.11 класс". В данном материале дано определение придаточных уступительных предложений и предложений следствия. А также приведены примеры...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...