21.05.2020 МЖКХ2 русский язык обобщающее слово при однородных членах
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
изучить материал, выполнить упражнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_slova_pri_odnorodnyh_chlenah.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающие слова при однородных членах
Теория:
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.
Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.
Пример:
«И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба — ВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами» (Н. Соротокина).
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.
Пример:
«Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы» (А. Куприн).
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.
Пример:
«Ни в поле, ни в лесу — НИГДЕ не мог он обрести покоя».
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Пример:
«Утром ВСЁ хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский)»;
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении.
Пример:
«Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха...» (В. Обручев).
Обрати внимание!
Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т. д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза).
Пример:
«Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге».
Тире ставится:
1) если обобщающее слово находится после однородных членов.
Пример:
«Пётр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы — ВСЁ это давало хороший материал для книги» (К. Паустовский);
2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза).
Пример:
«ВСЁ ОКРУЖАЮЩЕЕ — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра» (М. Горький).
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.
Пример:
«Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный...» (Н. Гоголь).
Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая.
Пример:
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, ВСЁ как нужно» (Н. Гоголь).
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.
Пример:
«И ВСЁ вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца» (И. Бунин).
Обрати внимание!
Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).
Пример:
«Всё ИМУЩЕСТВО: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — всё, что находилось в лодке, погибло» (В. Арсеньев).
Упражнение 1.
Придумайте и запишите по три предложения с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, и с обобщающим словом, стоящим после однородных членов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
Урок по русскому языку "Обобщающие слова при однородных членах" 8класс предложения.
Конспект урока русского языка в8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах" с использованием ИКТ. К конспекту прилагаются презентация и описание методики использования ИКТ на ...
урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
урок продолжает формирование навыка постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом, ...
презентация к уроку коми языка "Обобщающее слово при однородных членах предложения"
презентация к уроку...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...
14.05.2020 МЖКХ2 русский язык Предложение с однородными членами
изучить материал, выполнить задание...
22.10.2020/МЖКХ2/русский язык/Вводные слова
выполнить задание...