Задание 20 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Запятая на стыке двух союзов Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). |
Алгоритм решения:
- Определяем границы придаточного(-ых) предложения(-ий) по логике и обязательному наличию подчинительного союза ( что, если, чтобы, хотя, ли, который, когда и др).
- Выделяем основы главного (-ых) предложения (-ий).
3. Смотрим, что соединяет И:
А) Простые предложения [ ], и [ ] – перед И ставим запятую.
Б) Однородные члены – запятую не ставим. [ O и O]
4. Находим стык союзов и смотрим, есть ли после придаточного ТО, ТАК, НО. Расставляем знаки препинания.
! Если есть ТО, ТАК, НО, запятую на стыке союзов не ставим.
! Если нет ТО, ТАК, НО, запятую на стыке союзов ставим.
[Море штормит], и (если погода не улучшится), то [мы уедем домой].
[ ], и (если…), то [ ].
[Казалось], (что, (когда садилось солнце), море покрывалось блестящим серебром).
[ ], ( что, ( когда…), …).
Тренировочные упражнения. Переписываем. Выделяем основы, границы, расставляем запятые.
1. Алексей вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.
2. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
3. Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
4. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
5. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
6. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
7. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
8. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
9. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
10. Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.
11. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
12. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
13. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
14. Некоторые из современников А. С Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».
15. Алексей вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.
16.Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
17. Казалось (1) что (2) когда Николай готовился к выступлению на конференции (3) и писал тезисы (4) он думал только о случившемся.
18. Любовь к людям – это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственный стержень всегда остаётся (4) здоровым и чистым.
19. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) выбежала на крыльцо.
20. Озон – сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) то в больших способен причинить здоровью человека немалый вред.
ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ
13. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
1 действие. Находим 1-е придаточное предложение, выделяем круглыми скобками.
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) (когда он увидел балет)(3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
2 действие.Находим второе придаточное, выделяем круглыми скобками.
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) (что (2) (когда он увидел балет) (3)то был потрясён талантом (4) крепостных людей).
3 действие. Находим основу главного предложения, выделяем квадратными скобками.
[Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал], (1) (что (2) (когда он увидел балет) (3), то был потрясён талантом (4) крепостных людей).
4 Действие. Расставляем знаки препинания. Чертим схему.
[ ] , ( что (когда…), то …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...