Социологические опросы как жанр современной журналистики
план-конспект

"Экологическая журналистика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социологические опросы как жанр современной журналистики

        По мнению отечественных и зарубежных ученых, 60-70 процентов информации в СМИ содержат данные, которые были получены в результате опроса. Этот метод становится приоритетным, в случае необходимости сведений о мнениях, взглядах, настроениях людей, их предпочтениях и предполагаемых действиях. В свою очередь, опросы могут оказывать влияние на читателей, слушателей, зрителей при их обнародовании в СМИ.

       В последнее время часты ситуации, когда результаты опросов общественного мнения просто нечитабельны и неинтересны аудитории. Объяснение одно: нередко опубликованные данные расходятся с реальной действительностью, с тем, что наблюдают люди в повседневной жизни. Этому причина - социологическая неграмотность журналистов, увлекающихся опросами населения, но делающих обобщения на основе не корректно полученных данных. Безусловно, «мнения людей» придают весомость публицистическим выводам. Но всегда ли можно считать отдельные высказывания, телефонные звонки в студию действительным выражением общественного мнения? Увлечение интерактивными формами общения с аудиторией приводит к абсолютизации мнения так называемого «активного меньшинства».

       Социологическая неграмотность журналиста проявляется также в незнании законов построения анкеты (вопросника). В местных изданиях появляются пространные анкеты с набором случайных вопросов, анализ которых не дает никаких ощутимых результатов для улучшения деятельности газеты.

Цели опросных методов:

1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых,

2) выявление информационных ниш,

3) отношение людей к различным проблемам, явлениям.

К разновидностям опроса относят:

1) опрос «face-to-face» - наиболее эффективен, может быть задано большое количество вопросов, однако это самый дорогой из методов опроса;

2) опрос по телефону значительно дешевле; ограничения: некорректно задавать более 10-15 вопросов, вопрос не может быть длинным, вариантов ответов не может быть много;

3) прессовый опрос – размещение анкеты на страницах печатных СМИ; вопросы должны быть максимально примитивными и однозначными; наиболее приемлемый метод при большой рассредоточенности аудитории, минус – низкая возвращаемость, качество исполнения оставляет желать лучшего;

4) почтовый опрос – рассылка анкет по почте; эффективность таких обращений повышается, если они дублируются телефонными звонками.

       Данные опросов поступают в редакции от социологов в виде «выжимок» или информационных сообщений, а далее используются журналистами, которые приводят их в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социологический опрос как активная форма обучения

Методическая презентация для учителей истории....

Социологический опрос по вопросам злоупотребления ПАВ

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ (ПАВ), в их числе алкоголь, наркотики, табак и другие ПАВ, представляют собой серьезную проблему современного общества. Современное состояни...

«Метод социологического опроса как вид исследовательского проекта»

В данной работе предпринята попытка рассмотреть использование метода проекта при обучении иностранному языку....

Мастер-класс «Обучение учащихся профильного класса приемам проведения социологического опроса с использованием Интернет-ресурсов»

Мастер-класс знакомит учителей с основными этапами освоения учащимися навыков проведения социологических исследований и о возможностях использования Интернет-ресурсов. Учитель  согласен с высказы...

Социологический опрос учащихся и родителей на тему представлений о воспитании в семье

В апреле в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении» психологической службой нашей школы был проведен социологический опрос учащихся и их ...

Семья 21 века (социологический опрос)

Семья XXI века: взгляд молодежи Социологи относят проблемы современной семьи к числу наиболее важных и актуальных. Психологи говорят, что счастливых семей становится все меньше. В чем же причина сложи...

Социологический опрос "Транспорт в моем городе"

Творческое исследование учащихся 9 "А" класса МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска на злободневную тему....