Рабочая программа русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Содержание тем учебного курса»; «Национально-региональный компонент в программе по русскому языку в 6 классе», «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russk_yazyk_6_klass.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ №1
УТВЕРЖДАЮ: __________________ Директор школы
СОГЛАСОВАНО: - __________________ Зам. Директора по УР
РАССМОТРЕНО _______________На заседании МО
«___»_________ ____г
Рабочая программа
Ф.И.О., категория: Цыренжапов Э.С., высшая
Предмет, класс: русский язык, 6 кл.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________от
« »___
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г., № 1897;
- Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатамосновного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Содержание тем учебного курса»; «Национально-региональный компонент в программе по русскому языку в 6 классе», «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
Требованиями к результатам обучения
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения
народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщенияее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и п Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
•содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Результаты изучения предмета
«Русский (родной) язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение в изучаемый предмет | 1 |
2 | Орфография | 15 (в т.ч 1 зачет, 1 изл.,) |
3 | Синтаксис и пунктуация | 19 (в т.ч. 2 контр., раб., 1 соч) |
4 | Текстоведение | 10 (в т.ч 1 зачет, 1 изл.,) |
5 | Морфология
| 95 15 (в т.ч. 1 пров,раб., 1 к.р., 1соч,) 15 (в т.ч .1 пров,раб., 1 к.р., 1к.р.) 11 (в т.ч. 1 к.р) 14 (в т.ч 1 изл., 1 к.р., 2 соч,) 14 (в т.ч 1 изл., 1 к.р., 1соч,) 13 (в т.ч. 1 к.р) 12 (в т.ч. 1 к.р) |
6 | Повторение изученного материала | 4 (1 конт., тест) |
ИТОГО: | 140 часов |
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
- Родной язык
Роль языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорного языке, функциональных стилях, языке художественной литературы
- Русская орфография как система правил
Орфография как раздел правописания. Орфография – система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление Ь и Ъ. слитные, дефисные и раздельные написания.
- Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в предложении. Словосочетание и фразеологизмы; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных, побудительных предложений. Предложения двусоставные и односоставные. Особенности грамматических основ. В двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Сложное предложение и его виды. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил. Основные разделы пунктуации.
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на группы: склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи. Именные части речи, их общие признаки. Имя существительное как часть речи. Словообразование имён существительных. Типичные морфемные модели имён существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имён существительных. Бессуффиксальный способ образования имён существительных. Образование имён существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращённые имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление существительных. Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Типичные морфемные модели имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных. Типичные модели приставочно-суффиксального образования имён прилагательных. Образованиеимён прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Синтаксическая роль имён прилагательных в составе словосочетания и предложения. Имя прилагательное в тексте.
ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ
Глагол
Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в точности, информативности и выразительности речи.
Деепричастие и причастие как глагольные формы
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте.
Причастие
Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и пошедшего времени. Причастия полные и краткие. Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тесте .
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Отличие имён числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имён числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные. Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Синтаксическая роль имён числительных в словосочетании и предложении. Имя числительное в тексте.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Особенности местоимения как части речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов, их морфологические и синтаксические признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинённых предложений. Местоимения в тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
Текстоведение
Речевое общение. Речь устная и письменная, монолог и диалог. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи. Анализ текста. Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связей предложений в тексте: последовательная и параллельная. Лексический повтор как средство связи слов в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа. Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные темы. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений. Создание текстов разных стилей и жанров: рассказ, письмо, конспект.
РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА.
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару-живать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; тол-ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо-логические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Формы контроля:
1. диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический)
2. комплексный анализ текста
3. осложнённое списывание
4. тест
5. составление сложного и простого плана к тексту
6. изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
7. составление диалога на заданную тему
8. составление текста определённого стиля и типа речи
9.сочинение (описание пейзажа, помещения),
10.составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
11. редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок)
12. работа с деформированным текстом.
РАЗДЕЛ V. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.
Содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека.
Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.
Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.
Основополагающими являются задачи:
- развить художественный вкус школьников через анализ текстов;
- вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально-региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;
- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами учебного предмета.
Введение национально-регионального компонента в программу по русскому языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6 класс
Цель: повторить признаки текста, известные учащимся из курса 5 класса. Углубить знания о тексте.
Удивительное растение - забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато- малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.
(О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". ( Улан-Удэ: 1989. С. 27).
1. Докажите, что это текст. Укажите признаки текста.
2. Определите тип речи.
3. Какие образные средства использованы авторами?
РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Учебник «Русский язык» 6 класс в 2-х частях под редакцией Львова В.В., Львовой С.И.- М.: Мнемозина, 2013.
2. Справочные материалы «Русский язык в 6 классе». Приложение к учебнику. Составители: Львов В.В., Львова С.И.
3. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 6 класса. Составители: Львов В.В., Львова С.И.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
3. Htpp//edu.1september.ru
4. WWW.scool.edu.ru
5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
9. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.
10. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
11. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
12. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
13. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Список литературы для учителя:
1.Львов В.В., Львова С.И. Конспекты уроков для учителей русского языка для 6 класса.
2.Бекулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка 6 класс. Москва. Владос, 2004.
3.Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста. Москва. Айрис, 2003.
4.Костяева Т.А. Тестя, проверочные и контрольные работы по русскому языку для 6
класса. Москва. Просвещение, 2006.
5.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классах. Москва. Просвещение, 2006.
6.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии для 6 класса. Москва. Просвещение, 2006.
7.Львова С.И. Практикум по русскому языку для 6 классов. Москва. Просвещение, 2006.
8.Михайлова С.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы. Специальная литература, 1998.
9.Трошин В.В. Слова и числа. Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. Волгоград. Учитель, 2006.
10.Хазанова А.С. Русский язык. Практическое руководство. Москва. Вако, 2002.
11.Васильевых И.П. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 6 класс» под редакцией Львова В.В., Львовой С.И. Москва. Мнемозина, 2012.
Список литературы для учащихся:
1.Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 6 класс. Москва. Просвещение, 2005.
2.Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. Москва. Просвещение, 2005.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку для 6 класса. Пособие для учащихся. Москва. Просвещение, 2006.
4.Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса. Составитель: Купалова Т.М. Москва. Просвещение, 1997.
5.Книгина М.П. Русский язык : 6 класс. Тесты в 2 частях. Саратов, Лицей, 2006.
6.Книгина М.П. Русский язык. 6 класс. Тетради на печатной основе. Саратов. Лицей, 2006.
7.Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку в 6 классах. Москва. Сфера, 2006.
8.Малюшкие А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва.
Сфера, 2006.
9.Поникарова Л.А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях. Москва.
Просвещение, 2006.
10.Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку для 6 классов. Москва.
Просвещение,2005.
11.Шклярова Т.В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ. Москва. Грамотей,
12.Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку для 6 класса.
Богданова Г.А. Москва «Просвещение» 2009год.
13.Мальцева Л.И. Русский язык. 6 класс. Тематические тесты по программам
М.М.Разумовской и др.; С.И.Львовой и др. Москва. НИИ школьных технологий, 2012.
14.Малюшкин А.Б.. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.
6 класс. Москва. Творческий центр «Сфера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Рабочая программа 11 класса по УМК «NewMillenniumEnglish 11»/ Английский язык нового тысячелетия для 11 класса общеобразовательных учреждений, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая
Рабочая программа 11 класса...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...