Распознавание подчинительного словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Данный урок рекомендую проводить в 8 классе при изучении темы "Виды словосочетаний", а также при подготовке учащихся к ВПР (задание 11). В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ВПР по русскому языку (8 класс)
Распознавание подчинительного словосочетания
(Задание №11)
Цели деятельности педагога | Повторить сведения о словосочетании, способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать умения в определении типа связи слов в словосочетании |
Тип урока | объяснение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметнные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Методы и формы обучения | проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | учебник под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской «Русский язык. 8 класс», М. «Просвещение», 2018 г. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер |
Демонстрационный материал | презентация по теме урока |
Основные понятия | словосочетание, согласование, управление, примыкание |
Организационная структура урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
Актуализация и проблемное учебное действие | Воспроизведение изученного ранее, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Умение применять их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации | - На прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. О них мы будем говорить и на сегодняшнем уроке. Тему и цель вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. Давайте договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов. Начнём наш урок с проверки знаний. -Прочитайте полученное определение соседу по парте. -Что вы знаете о словосочетании? | Заполняют карточку Словосочетание – это синтаксическая единица; - соединение …слов; -состоит из …слова; -бывают …, … и наречные; -состоит только из …частей речи: - слова, связанные по смыслу и …; -связь в словосочетании – подчинительная …; Зачитывают определение, участвуют в диалоге, осознают, что знаний для полных ответов недостаточно | Парная, фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливают причинно-следственные связи; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний; Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах; слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли |
Выявление места и причины затруднения | |||||
Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | - Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов: Настоящий друг, пришёл на помощь, могут доверять, отличительная черта, обязательное общение; внимательно слушать. - По каким признакам можно объединить словосочетания? – Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? – Какой вариант нам менее знаком? -Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? -Сформулируйте тему урока | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем - По главному слову; - по зависимому слову. - Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. - Объединение по зависимому слову незнакомо. - Как называется связь с зависимым словом – существительным? - Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? - Как называется связь с зависимым словом – наречием? - Типы связи слов в словосочетании | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию; Регулятивные: действуют по плану; Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность |
Творческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | -Изучите материал на страницах 39–40 учебника, продумайте алгоритм (опорный конспект, схему) определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы. Формулируют выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения -Изучили теоретический материал и составили алгоритм определения типа связи слов в словосочетании: - Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. - Определить часть речи зависимого слова. - Изменяется ли зависимое слово? - Если нет – примыкание. - Если да – изменить главное слово. -Изменяется зависимое слово? - Если да – согласование. - Если нет – управление. Управление: пришёл на помощь; Примыкание: внимательно слушать; Согласование: настоящий друг, отличительная черта, обязательное общение. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют, дополняют; Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения на практике. | Прочитайте текст о дружбе1. Из предложений 1-4 выпишите все словосочетания. Пользуясь алгоритмом, определите тип связи слов словосочетаниях. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Задание 1
Задание 2 Определите тип связи в словосочетании ЕГО ДОСТОИНСТВА в предложении 8: Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. Задание 3 Определите тип связи в словосочетании СУЩЕСТВУЕТ ДАВНО в предложении 17: Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально. Задание 4 Из предложения 16 Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ Задание 5 Из предложения 19 Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ | Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственную точку зрения. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления; Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения, обосновывают |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке | Самостоятельная работа с взаимопроверкой задания №4 из М. Никулина «Русский язык. Всероссийская проверочная работа2» Ответьте на вопросы: 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? | Отвечают на вопросы, оценивают работу одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: понимают значение знаний для человека; Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки; Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Рефлексия | Продолжите предложение: На уроке я узнал(а)… | ||||
Домашнее задание | Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое дружба?» Из полученного текста выпишите по 2 словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ |
Приложение 1.
(1)Дружба - это не что-то внешнее. (2)Дружба лежит глубоко в сердце. (3)Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
(4)Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. (5)Что означает уважать своего друга? (6)Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. (7)Уважение проявляется в словах и делах. (8)Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. (9)В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. (10)Конечно, друг может совершать ошибки. (11)Но ведь все мы несовершенны. (12)Это два основных и главных условия для дружбы. (13)Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. (14)Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. (15)Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. (16)Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. (17)Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.
(18)Дружеские чувства не зависят от возраста. (19)Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. (20)Но без дружбы жизнь немыслима.
(По материалам Интернета)
Библиографический список:
2. https://drive.google.com/file/d/1Bnj2f6U166ZQoOQt4kiClVFD_M5C4I7V/view
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.
Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....
Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.
Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....
урок русского языка "Связь слов в подчинительных словосочетаниях"
Урок с использованием интерактивных иллюстраций...
Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс
Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...
Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании
Этот материал в сжатой форме представляет сведения о способах подчинительной связи, алгоритм определения типов связи, а также поможет учащимся 8-9 классов научиться заменять словососочетания одного ви...