Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
материал по русскому языку

Котова Антонина Михайловна

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

¬ развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

¬ формирование личностных качеств учащихся;

¬ выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

¬ развитие различных типов мышления;

¬ формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

¬ развивающее обучение;

¬ проблемное обучение;

¬ развитее критического мышления;

¬ дифференцированный подход к обучению;

¬ создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю следующие приемы:

1 ассоциативный ряд;

2 опорный конспект;

3 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

4 мозговая атака;

5 групповая дискуссия;

6 чтение с остановками и Вопросы Блума;

7 кластеры;

8 синквейн;

9 «Продвинутая лекция»;

10 эссе;

11 ключевые термины;

12 перепутанные логические цепочки;

13 медиапроектроекты;

14 дидактическая игра;

15 лингвистические карты;

16 лингвистическая аллюзия (намек);

17 исследование текста;

18 работа с тестами;

19 нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь на некоторых из них. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

        

Приложение.

 

П.1. В 5 классе при изучении темы «Фонетика» в начале урока перед учащимися ставится вопрос: «Что изучает фонетика?» (вызов) В течение урока, получая информацию от учителя, работая над текстом параграфа и с упражнениями, дети находятся в поиске ответа на заданный вопрос.(осмысление) В конце урока учащиеся обобщают полученные сведения и делают вывод по теме урока - отвечают на поставленный вопрос. (рефлексия)

П.2.  В 9 классе при завершении изучения темы «Союзные сложные предложения» учащиеся получили задание написать пятиминутное эссе «Тайна, не раскрытая на уроке».

П.3.   В 5 классе учащиеся с удовольствием выполняют задание по литературе (в рамках проектного метода) в группах: составление диафильма по литературным произведениям. Диафильм по сказке «Лягушка - царевна».

П.4.  В 5 классе урок – исследование можно провести в рамках развития связной речи учащихся при работе над темой «Абзац как часть текста». Авторами учебника подобраны художественные тексты, с которыми легко построить исследовательскую работу над текстом: определить тему и идею, озаглавить, разделить на микротемы и составить план, выделить средства художественной выразительности, пересказать.

П.5. Мини-изложения можно проводить и по лингвистическому тексту, например, в 5 классе после повторения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова» дети с удовольствие написали работу «Морфема – значимая часть слова», девятиклассники часто пишут подобные работы по текстам художественных произведений описательного характера с использованием определенных типов предложений.

П.6. Сочинения – миниатюры часто используются на уроках русского языка и литературы. В 5 классе они носят обобщающий характер в завершении изученной темы («Тайна согласных звуков», «Зачем мне учебник») или отвлекающий, разгрузочный («Вид из окна», «Мой сосед»). В 9 классе легко проходят письменные работы на тему природных явлений: «Гроза», «Ливень», «Снегопад», «Туман»,.. Перед написанием учащиеся получают задания выполнить работу определенным типом предложений, изучаемых на уроке.

П.7. Уроки – диспуты часто используются на уроках литературы в старших классах. Интересно прошел урок в 9 классе по «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, учащиеся живо обсуждали характеры и поступки героев произведения, высказывали свое мнение, выслушивали точку зрения других. Неоднозначные отклики вызвал Чацкий – главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», вопрос : победитель он или побежденный – некоторыми был выбран темой домашнего сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...