Повелительное наклонение глагола.
план-конспект урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме " Повелительное наклонение глагола" | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: постановка и решение учебных задач |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с повелительным наклонением глагола, способствовать развитию познавательных психических процессов, содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку. |
Повелительное наклонение глагола
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка класса к работе. | |||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. [a] | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование |
Орг. момент.
Мне хотелось бы начать наш открытый урок с опроса и узнать о вашем самочувствии.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, хочу начать работу с вами. Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1):
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
(Дети читают хором)
- А я желаю вам сегодня удачи!
- Теперь откройте тетради, запишите число, оставьте одну строку для записи темы нашего урока.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр.547.
Чтение предложений или составленных текстов на тему «Если бы я был …».
II. Актуализация знаний по теме «Глагол».
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу»
М 1) Глаголы называют …действия предметов
О 2) Начальная форма глагола …инфинитив
Л 3) Глаголы имеют … наклонения.
О 4) Глаголы, имеющие суффикс - ся (- сь), называются…возвратными.
Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
Ц 6)Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,… которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Ы 7) Глаголы в условном наклонении образуются… от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л- и частицы бы(б) .
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистическая задача - Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу.
– О каком наклонении идёт речь? На экране записи:
(СЛАЙД 2)
«Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем».
(СЛАЙД 3)
«Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним наклонением глагола и его образованием.
– Глаголы какого наклонения употреблены в считалке? Подсказкой послужит однокоренное слово.
На экране текст (СЛАЙД 4)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!
- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола).
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Запись в тетрадь темы, задачи озвучить.
IV. Изучение нового материала. Постановка учебных задач.
- Попробуем определить задачи к нашему уроку: (СЛАЙД № 5)
- узнаем, что обозначают и выражают глаголы в повелительном наклонении;
- определим, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются;
- научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи.
- Что обозначает слово повелительный?
Задание 1. Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова (повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю. (Повелевать - иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать.
VII. Решение учебных задач.
1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?» Обратимся к информации учебника на с.121. (Чтение правила)
- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (СЛАЙД № 6)
Помоги мне, пожалуйста. | Просьба |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | Пожелание |
Читайте книги, они нас учат жизни. | Совет |
Молчи! Устал я слушать! | Приказ |
- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)
- Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения. (Глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется)
Физкультминутка
- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.
Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.
2) Задача «Вопросы» (Слайд № 7)
- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?). Вывод.
3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?
- Как будем решать задачу?
а) Обратимся к таблице п. 93 на с.121. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).
Задание. Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.
СЛАЙД 8.
«Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности, и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем»
Хожу – ходи, ходите (на доске).
Заставляю – заставляй, заставляйте; не существую – не существуй, не существуйте; горжусь – гордись, гордитесь. (Работа в парах)
Контроль. Ответы пар заслушать.
- Итак, как образуются глаголы в повелительном наклонении?
- Поговорим об употреблении глаголов в повелительном наклонении.
СЛАЙД № 9
Не начинай дела с конца.
- Что представляет собой данное предложение? (Пословица).
- Объясните смысл. (Разбор предложения.) - Какое предложение по цели высказывания? Названо ли в предложении лицо, к которому относится действие?
- Какими по цели высказывания являются предложения с глаголами повелительного наклонения?
- С какой части речи обычно начинаются такие предложения?
- Ребята, в жизни, где мы ещё встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?
(В пословицах, рецептах, рекламных объявлениях, памятках к урокам, инструкциях и др.)
Составление проекта ?
1гр.Рекламное объявление
2гр.Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»
3гр Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»
4гр. Рецепт
СЛАЙД 10
Вызванный к доске ученик выполняет синтаксический разбор предложения.
VIII. Контроль степени усвоения темы.
- Ребята, мы познакомились с глаголами повелительного наклонения. Чтобы выявить, как усвоен новый материал,
выполните тест.
(Раздаточный материал)
1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
3. Укажите глагол в повелительном наклонении.
а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.
5. Укажите глагол в повелительном наклонении:
Не (1)смейте забывать учителей,
Ведь (2)лучшее все в нас – от их усилий:
Учителями (3)славится Россия.
а) 1;
б) 2;
в) 3.
Проверка тестов. СЛАЙД 11. Оценивание.
Ключ к тексту:
1. б
2. в
3. а
4. в
5. а
IX. Коррекция знаний. Домашнее задание.
- Определите, в каких заданиях допустили ошибки, обозначьте на полях знаком вопроса. Прочитайте параграф 93, стр. 121, найдите ответы на вопросы. Закрепить полученные знания вы сможете, выполнив домашнее задание: упр.550. Создать проект «Мой любимый рецепт».
Подведение итогов
- Подведение итогов работы. (метод фишбоун)
Сегодня мы с вами много говорили о решении задач. Думаю, что необходимо подвести предварительные итоги. Давайте составим фишбоун «рыбный скелет» нашей темы.
У вас есть карточки, которые мы расположим сейчас на нашем скелете.
Голова – вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия (что такое повелительное наклонение глагола)
Верхний ряд ребер Нижний ряд ребер – выражают глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, приказ, совет;
- отвечают на вопросы Что делайте? Что делай? ;
- образуются от основы наст . или буд. врем. + суфф.и
Хвост – вывод
-повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета
- Рефлексия. SMS. (4 мин)
Занятие подходит к концу. Предлагаю вам сейчас написать небольшое SMS сообщение, которые вы хотели бы отправить своему лучшему другу. В сообщении должно содержаться одно слово или словосочетание, в котором выражается ваше эмоциональное состояние на данный момент.
Приложение 1
Лист самоконтроля
№ | Виды заданий | Самооценка |
1 | Домашнее задание | |
2 | Блиц-опрос | |
3 | Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? | |
4 | Работа в группах | |
5 | Образование глаголов в повелительном наклонении | |
6 | Составление алгоритма | |
7 | Самостоятельная работа по образованию глаголов повелительного наклонения по алгоритму | |
8 | Работа в парах | |
9 | Употребление глаголов в повелительном наклонении | |
10 | Тест | |
11 | Фишбоун |
Ресурсный материал к уроку
Карточки фишбоуна
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия,
которые кто-то требует или просит выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении выражают
пожелание, просьбу, приказ, совет.
Глаголы в повелительном наклонении отвечают на вопросы
Что делайте? Что делай?
Глаголы в повелительном наклонении образуются
от основы настоящего или будущего времени + суффикс –И-.
Повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета .
Глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица,
единственного и множественного числа, по временам не изменяются.
Тест
1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
3. Укажите глагол в повелительном наклонении.
а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.
5. Укажите глагол в повелительном наклонении:
Не (1)смейте забывать учителей,
Ведь (2)лучшее все в нас – от их усилий:
Учителями (3)славится Россия.
а) 1;
б) 2;
в) 3.
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу»
М 1) Глаголы называют …действия предметов
О 2) Начальная форма глагола …инфинитив
Л 3) Глаголы имеют … наклонения.
О 4) Глаголы, имеющие суффикс - ся (- сь), называются…возвратными.
Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
Ц 6)Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,… которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Ы 7) Глаголы в условном наклонении образуются… от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л- и частицы бы(б) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн –ринг по теме «Повелительное наклонение глагола» (Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)
Нетрадиционный урок изучения нового материала, проводится в виде игры брейн-ринг....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Повелительное наклонение глагола
Презентация ситуативных упражнений (глагол) по татарскому языку....
Урок по русскому языку на тему: "Повелительное наклонение глагола"
Разработка урока (конспект и презентация) на тему: "Повелительное наклонение глагола"...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола"
Разработка урока предназначена к комплексу Ладыженской Т.А....
Презентация к уроку по теме "Повелительное наклонение глагола"
Презентация "Повелительное наклонение глагола" 6 класс...