Повелительное наклонение глагола.
план-конспект урока по русскому языку

Петрова Олимпиада Антоновна
Данный урок с применением ИКТ представляет информации по теме " Повелительное наклонение глагола". Задействованы разные виды работы, метод фишбоун.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с повелительным наклонением глагола, способствовать развитию познавательных психических процессов, содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Повелительное наклонение глагола

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

Подготовка класса к работе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. [a]

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование

Орг. момент.

Мне хотелось бы начать наш открытый урок с опроса и узнать о вашем самочувствии.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, хочу начать работу с вами. Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1):

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

(Дети читают хором)

- А я желаю вам сегодня удачи!

- Теперь откройте тетради, запишите число, оставьте одну строку для записи темы нашего урока.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр.547.

Чтение предложений или составленных текстов на тему «Если бы я был …».

II. Актуализация знаний по теме «Глагол».

Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 

М 1) Глаголы называют …действия предметов

О 2) Начальная форма глагола …инфинитив

Л 3)  Глаголы имеют … наклонения.

О 4) Глаголы, имеющие суффикс  - ся (- сь), называются…возвратными. 

Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.

Ц 6)Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,… которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Ы 7)  Глаголы  в условном наклонении  образуются… от основы неопределенной формы при помощи  суффикса –л- и частицы бы(б) .

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистическая задача - Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу.

– О каком наклонении идёт речь? На экране записи:

(СЛАЙД 2)

 «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем».

(СЛАЙД 3)

 «Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним наклонением глагола и его образованием.

– Глаголы какого наклонения употреблены в считалке? Подсказкой послужит однокоренное слово.

На экране текст (СЛАЙД 4)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!

- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола).

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Запись в тетрадь темы, задачи озвучить.

IV. Изучение нового материала. Постановка учебных задач.

- Попробуем определить задачи к нашему уроку: (СЛАЙД № 5)

- узнаем, что обозначают и выражают глаголы в повелительном наклонении;

- определим, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются;

- научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи.

- Что обозначает слово повелительный?

Задание 1. Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова (повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю. (Повелевать - иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать.

VII. Решение учебных задач.

1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?» Обратимся к информации учебника на с.121. (Чтение правила)

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (СЛАЙД № 6)

Помоги мне, пожалуйста.

Просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Пожелание

Читайте книги, они нас учат жизни.

Совет

Молчи! Устал я слушать!

Приказ

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

 - Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения. (Глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется)

Физкультминутка

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.

2) Задача «Вопросы» (Слайд № 7)

- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?). Вывод.

3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?

- Как будем решать задачу?

а) Обратимся к таблице п. 93 на с.121. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).

hello_html_a9c1524.png

Задание. Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.

 СЛАЙД 8.

«Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности, и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем»

Хожу – ходи, ходите (на доске).

Заставляю – заставляй, заставляйте; не существую – не существуй, не существуйте; горжусь – гордись, гордитесь. (Работа в парах)

Контроль. Ответы пар заслушать.

- Итак, как образуются глаголы в повелительном наклонении?

- Поговорим об употреблении глаголов в повелительном наклонении.

СЛАЙД № 9

Не начинай дела с конца.

- Что представляет собой данное предложение? (Пословица).

- Объясните смысл. (Разбор предложения.) - Какое предложение по цели высказывания? Названо ли в предложении лицо, к которому относится действие?

- Какими по цели высказывания являются предложения с глаголами повелительного наклонения?

- С какой части речи обычно начинаются такие предложения?

- Ребята, в жизни, где мы ещё встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

 (В пословицах, рецептах, рекламных объявлениях, памятках к урокам, инструкциях и др.) 

Составление проекта ?

1гр.Рекламное объявление

2гр.Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»

3гр Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»

4гр. Рецепт

 СЛАЙД 10

Вызванный к доске ученик выполняет синтаксический разбор предложения.

VIII. Контроль степени усвоения темы.

- Ребята, мы познакомились с глаголами повелительного наклонения. Чтобы выявить, как усвоен новый материал,

выполните тест.

 (Раздаточный материал)

1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.

2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

в) по числам.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Не (1)смейте забывать учителей,

Ведь (2)лучшее все в нас – от их усилий:

Учителями (3)славится Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

Проверка тестов. СЛАЙД 11. Оценивание.

Ключ к тексту:

1. б

2. в

3. а

4. в

5. а

IX. Коррекция знаний. Домашнее задание.

- Определите, в каких заданиях допустили ошибки, обозначьте на полях знаком вопроса. Прочитайте параграф 93, стр. 121, найдите ответы на вопросы. Закрепить полученные знания вы сможете, выполнив домашнее задание: упр.550. Создать проект «Мой любимый рецепт».

Подведение итогов

  1. Подведение итогов работы. (метод фишбоун)

Сегодня мы с вами много говорили о решении задач. Думаю, что необходимо подвести предварительные итоги. Давайте составим фишбоун «рыбный скелет» нашей темы.

У вас есть карточки, которые мы расположим сейчас на нашем скелете.

Голова – вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия (что такое повелительное наклонение глагола)

Верхний ряд ребер Нижний ряд ребер – выражают глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, приказ, совет;

- отвечают на вопросы Что делайте? Что делай? ;

- образуются от основы наст . или буд. врем. + суфф.и

Хвост – вывод

-повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета 

  1. Рефлексия. SMS. (4 мин)

Занятие подходит к концу. Предлагаю вам сейчас написать небольшое SMS сообщение, которые вы хотели бы отправить своему лучшему другу. В сообщении должно содержаться одно слово или словосочетание, в котором выражается ваше эмоциональное состояние на данный момент.

Приложение 1

Лист самоконтроля

Виды заданий

Самооценка

1

Домашнее задание

2

Блиц-опрос

3

Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

4

Работа в группах

5

Образование глаголов в повелительном наклонении

6

Составление алгоритма

7

Самостоятельная работа по образованию глаголов повелительного наклонения по алгоритму

8

Работа в парах

9

Употребление глаголов в повелительном наклонении

10

Тест

11

Фишбоун

Ресурсный материал к уроку

Карточки фишбоуна

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия,

 которые кто-то требует или просит выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении выражают

 пожелание, просьбу, приказ, совет.

Глаголы в повелительном наклонении отвечают на вопросы

 Что делайте? Что делай? 

Глаголы  в повелительном наклонении образуются

 от основы настоящего или будущего времени + суффикс –И-.

Повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета .

Глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица,

 единственного и множественного числа, по временам не изменяются.

Тест

1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.

2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

в) по числам.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Не (1)смейте забывать учителей,

Ведь (2)лучшее все в нас – от их усилий:

Учителями (3)славится Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 

М 1) Глаголы называют …действия предметов

О 2) Начальная форма глагола …инфинитив

Л 3)  Глаголы имеют … наклонения.

О 4) Глаголы, имеющие суффикс  - ся (- сь), называются…возвратными. 

Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.

Ц 6)Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,… которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Ы 7)  Глаголы  в условном наклонении  образуются… от основы неопределенной формы при помощи  суффикса –л- и частицы бы(б) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн –ринг по теме «Повелительное наклонение глагола» (Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)

Нетрадиционный урок изучения нового материала, проводится в виде игры брейн-ринг....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Повелительное наклонение глагола

Презентация ситуативных упражнений (глагол) по татарскому языку....

Урок по русскому языку на тему: "Повелительное наклонение глагола"

Разработка урока (конспект и презентация) на тему: "Повелительное наклонение глагола"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола"

Разработка урока предназначена к комплексу Ладыженской Т.А....

Презентация к уроку по теме "Повелительное наклонение глагола"

Презентация "Повелительное наклонение глагола" 6 класс...