Урок по русскому языку на тему: "Повелительное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока (конспект и презентация) на тему: "Повелительное наклонение глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Повелительное наклонение глагола" | 53.42 КБ |
Презентация к уроку по теме"Повелительное наклонение глагола" | 261.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов (ФГОС) на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается умение применять полученные знания на практике. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать шесть этапов:
1.Мобилизация (включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность);
2. Целеполагание (обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока)
3.Осознание недостаточности имеющихся у них знаний (возникает на основе проблемной ситуации)
4. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, группе)
5. Взаимопроверка, взаимоконтроль.
Основная особенность курса С.И.Львовой заключается в его ориентации на интенсивное развитие речемыслительных способностей ребенка. Это проявляется в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности. Главная задача курса – обеспечить речевое развитие обучающихся. Обучение русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются языковая и лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая компетенции. Практически каждый урок русского языка – это урок развития речи.
Модель урока, которая предлагается читателям журнала, иллюстрирует изучение темы «Повелительное наклонение глагола». Данный урок является первым из трех предложенных в программе С.И. Львовой и может быть реализован в классе со средним уровнем подготовки. Проблемой данного урока является формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся 5 класса в системе школьного образования при изучении темы «Повелительное наклонение глагола». Урок построен в соответствии с ФГОС, и заявленная проблема решается на каждом из его этапов.
1.Организационный момент. На данном этапе обучающиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на предстоящую работу.
2. Проверка домашнего задания. Обучающиеся ставят перед собой конкретную цель –проверить домашнее задание, а значит, проверить свои знания по уже пройденному материалу. Уже на данном этапе осуществляется взаимопроверка (обучающиеся проверяю друг друга и выставляют баллы в оценочный лист).
3. Изучение новой темы предполагает создание проблемной ситуации. Ребятам предлагается высказывание К. Пруткова, в котором нужно выбрать ключевое слово, оно и является тем самым глаголом форме повелительного наклонения. Обучающиеся работают с лексикой, подбирая синонимы к слову «повелевать», а затем им предлагается частично заполненная таблица, которую они сами должны проанализировать, опираясь на уже имеющиеся знания. В ходе анализа ребята понимают, что имеющихся у них знаний оказывается недостаточно и формулируют цели урока совместно с учителем. Таким образом, уже в начале урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные умения. Чтобы познакомиться с новым материалом, обучающиеся объединяются в мини-группы. Изучение материала предполагает вдумчивое чтение текста, содержащего теоретический материал. Параграф дробится на части (микротемы), и каждая группа готовит сообщение по одной из микротем. Одна из групп составляет вопросы по всему содержанию параграфа, а затем эти вопросы обсуждаются. Такой вид работы развивает у обучающихся коммуникативные навыки, способствует самостоятельному изучению, углублению знаний о языке, обогащает словарный состав и грамматический строй речи. Развивается умение выслушать ответ одноклассника, а также умение извлекать информацию из предлагаемого источника, строить речевое взаимодействие со сверстниками. При изучении теоретического материала развивается не только навык чтения-понимания текста, но и развиваются информационно-коммуникативные навыки.
4.Закрепление. На этапе закрепления обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, выставляют друг другу баллы. Этап закрепления предполагает работу с учебником (выполнение упражнения), задание творческого характера, графический диктант. Обязательным на данном этапе является проведение физминутки.
5. Рефлексия. В конце урока целесообразно повести итог по изучаемой теме, поэтому учитель задает вопросы, направленные на понимание того, насколько был понятен новый материал обучающимся, какой из предложенных заданий оказалось для них самым простым/сложным и т.д. В процессе обсуждения обучающиеся еще раз закрепляют материал, имеют возможность при этом высказать свое мнение по данному уроку. Делают вывод о том, что было понятным и над чем еще стоит поработать. На данном этапе развивается умение обучающихся подвести итог своей работы, сделать вывод о том, чего достигли, что осталось непонятным, имеют возможность высказать свои мысли, чувства.
5. Задание на дом. Обучающиеся вновь ставят конкретные цели: закрепить дома изученный материал путем выполнения упражнений. Надо сказать, что домашнее задание носит дифференцированный характер. Оно включает в себя основную и дополнительную части. За выполнение дополнительной части выставляется отдельная оценка.
Таким образом, мы видим, что на каждом этапе урока осуществляется формирование универсальных учебных действий (УУД). Обучающиеся учатся самостоятельно ставить цели, работать с информацией, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками, контролировать результаты своей деятельности. Данный урок решает поставленную проблему и соответствует ФГОС.
Учитель: Правильно. Проверьте, пожалуйста, свою готовность. Ребята, обратите внимание, что на столах у вас лежат солнышки и тучки. Поднимите, пожалуйста, солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если настроение у вас пока невеселое (ребята поднимают).
- Спасибо, ребята, я поняла. Я очень буду стараться, чтобы настроение ваше осталось к концу урока таким же хорошим. Обратите внимание, что у вас на столах лежат оценочные листы, вы будете оценивать свою работу, а также работу своих товарищей. Те баллы, которые вы сегодня получите, перейдут и на следующий урок. Критерии оценивания вам известны, но я по ходу урока буду вам их напоминать.
Учащиеся подписывают листы самооценки, пишут в тетрадях число и «классная работа». Место для темы пока остается пустым.
II. Проверка домашнего задания.
Цели, которые ставит учитель перед собой на данном этапе урока:
предметные: выяснить, как обучающиеся усвоили предыдущий материал; проверить степень усвоения теоретического материала (фронтальный опрос); проверить выполнение домашнего задания в рабочей тетради (обмен рабочими тетрадями).
метапредметные:
РУУД: научить обучающихся ставить перед собой цель, контролировать свои действия;
ПУУД: систематизировать материал по изученной теме «Условное наклонение глагола»;
КУУД: учить планировать учебное сотрудничество со сверстниками.
Личностные: воспитывать ответственное отношение обучающихся к познавательной деятельности.
Методы: фронтальный опрос, взаимопроверка (обмен тетрадями).
- Переходим к новому этапу урока – проверке домашнего задания. Какие цели стоят сейчас перед нами? –
-Проверить свой уровень знаний по изученному материалу (условное наклонение глагола).
У доски работают два ученика на оценку(записывают глаголы в форме условного наклонения), для остальных – фронтальный опрос.
Фронтальный опрос:
- Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как образуется форма условного наклонения глагола?
- Как изменяются глаголы в форме условного наклонения?
За каждый правильный ответ обучающиеся с разрешения учителя выставляют себе балл в оценочный лист. Обучающиеся, которые работали у доски тоже получают баллы, как и остальные ребята. Баллы выставляются за письменное задание.
Учитель: Какой результат был достигнут в ходе проверки домашнего задания?
Обучающиеся: Мы еще раз повторили материал прошлого урока, проверили, насколько качественно мы выполнили домашнее задание.
Критерии оценивания:
1.усвоили теоретический материал
2. проверили домашнее задание друг у друга
3 . Изучение новой темы.
Цели, которые ставит перед собой учитель:
предметные: актуализировать ранее изученный материал, помочь разобраться в формулировке «Повелительное наклонение глагола», познакомить с образованием форм глаголов в повелительном наклонении, с особенностями изменения глаголов в форме повелительного наклонения.
метапредметные:
РУУД: самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
ПУУД: развивать умение строить высказывание, формулировать выводы.
ЛУУД: развивать у обучающихся потребность самосовершенствования.
Цели, которые ставятся перед обучающимися: принимать активное участие на уроке, совместными усилиями пытаться решить проблему, сделать вывод.
Критерии оценивания:
- Дали хороший ответ по поставленной теме, построив монологическое высказывание;
- Умело сформулировали вопросы по тексту всего параграфа и смогли дать на них ответы;
- Нашли отличие между глаголами в форме изъявительного, условного и повелительного наклонений.
Учитель: Ребята, переходим к следующему этапу. Какие цели теперь стоят перед нами?
Давайте попробуем разобраться, обратившись к эпиграфу.
На слайде - высказывание: «Если хочешь быть счастливым, будь им» (К. Прутков).
Учитель: Попробуем найти ключевое слово.
Ученики: Будь
Учитель: А что обозначает данный глагол?
Ученики: Побуждение к действию.
Учитель: Что обозначает слово «повелительный»? Подберите синонимы к этому слову.
Ученики: Повелевать, приказывать, просить.
Учитель: Попробуйте догадаться, о каком наклонении мы будем с вами говорить.
Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.
Ученики: Узнать, что обозначают глаголы в форме повелительного наклонения, как они образуются.
Учитель: Давайте запишем тему в тетради.
Учитель: Посмотрите на таблицу и попробуйте сформулировать, что обозначают глаголы в форме повелительного наклонения.
Изъявительное наклонение | писал, пишу, буду писать | происходит, происходило или будет происходить |
Условное наклонение | писал бы | возникают при определенных условиях |
Повелительное наклонение | напишите, принеси | ? |
Объединение обучающихся в группы.
Задание для каждой группы.
1 группа – прочитайте текст параграфа и подготовьте краткое сообщение о том, что обозначают глаголы в форме повелительного наклонения.
2 группа – прочитайте текст параграфа и подготовьте краткое сообщение о том, как образуется форма повелительного наклонения у глаголов.
3 группа – как изменяются глаголы в форме повелительного наклонения.
4 группа – подготовить вопросы обучающимся по всему тексту параграфа.
(После работы в группах выступает один представитель с сообщением).
Виды деятельности:
- работа с информацией (работа с учебником, систематизация знаний);
- словесные методы (диалог, рассказ).
Критерии оценивания:
- Дали хороший ответ по поставленной теме, построив монологическое высказывание;
- Умело сформулировали вопросы по тексту всего параграфа и смогли дать на них ответы;
- Нашли отличие между глаголами в форме изъявительного, условного и повелительного наклонений.
- Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. С какой темой мы сегодня познакомились? Что обозначают глаголы в форме повелительного наклонения? Как образуются глаголы в форме повелительного наклонения? Какие из заданий вам показались наиболее сложными/легкими?
Обучающиеся подводят итоги работы, отвечая на поставленные вопросы.
Учитель: Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы сдадите мне свои оценочные листы, а на следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Покажите мне свое настроение (ребята поднимают «солнышки» и «тучки»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Попробуйте догадаться, что обозначают глаголы в повелительном наклонении Изъявительное Писал, пишу, буду писать Происходило, происходит, будет происходить Условное Писал бы Возникают при определенных условиях Повелительное Пиши ?
Повелительное наклонение
1 группа: «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении» 2 группа: «Как образуются глаголы в повелительном наклонении» 3 группа: «Как изменяются глаголы повелительного наклонения» 4 группа «Отличие условного наклонения от повелительного» 5 группа: Составление вопросов по всему параграфу
Познаком ь , отреж ь , сяд ь , умнож ь , встан ь . 2. Познаком ь те, отреж ь те, сяд ь те, умнож ь те, встан ь те. 3. Ляг, лягте.
Графический диктант + _ _ + + + _ +
Домашнее задание Упр.940 по заданию (для всего класса). Задание по интересам: выберите из упр. 942 и 944 то, которое вам ближе, выполните его по желанию на дополнительную оценку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение"
Материал представляет собой конспект урока русского языка "Повелительное наклонение", презентацию к уроку и страницы интерактивной доски....
Технологическая карта урока русского языка по теме:"Повелительное наклонение глагола"
Урок разработан в соответствии введения ФГОС в 5 классе....
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА»
Цель урока:ü познакомить учащегося с глаголами повелительного наклонения;Задачи урока:Образовательные:ü дать понятие о повелительном наклонении глагола, об образовании и изменении форм повелительного ...