Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения
статья по русскому языку (9 класс)

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения.

Внимание к различным аспектам речевой коммуникации, тексту и современному медийному дискурсу способствовало возникновению новых научных направлений. Новый взгляд на языковые средства, активизирующие познавательную деятельность адресата, связан с научным развитием теории регулятивности.

В последнее десятилетие с развитием новой лингвистической парадигмы стала интенсивно разрабатываться коммуникативная стилистика. В задачи коммуникативной стилистики входит разноаспектное рассмотрение текста как формы коммуникации.

Регулятивность текста рядом ученых  рассматривается как одно из важнейших условий диалога автора и адресата и как лингвистическая основа для понимания и гармонического общения. Новый взгляд на языковые средства, активизирующие познавательную деятельность адресата, связан с научным развитием теории регулятивности.

В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» термины «регулятивный» и «регуляция» даны с учетом изменившегося употребления:

Регулятивный (от лат. regularis) вносящий порядок, направляющий какую – либо деятельность.

Регуляция (от лат. regularis ) обязательный, имеющий силу правила) изменяемость; восстанавливаемость; приведение в норму.

 В средствах массовой информации медиа-картина мира представлена новым видом текстов- медиа-текстов. Эпистолярный дискурс является важным составляющим межличностного общения. Также эпистолярный жанр обеспечивает письменную межличностную коммуникацию.

В публицистике эпистолярная форма используется как особый жанр открытого письма.

Отметим, что научный подход к изучению эпистолярных текстов обоснован выделением в них универсальных принципов построения, функционирования в письменной и устной речи, а также семантической организации. Эпистолярный текст можно рассматривать как разновидность диалогического дискурса. Медиа-тексты, имеющие определенный смысл, освещают реальные события и оказывают социально-регулятивное воздействие. Так как медиа-тексты представляют собой особый вид социального дискурса, то они освещают широкий круг событий и способствуют формированию в мышлении личности определенной картины мира.

Современная эпистолярная речь – представляет собой синтез устно-разговорной и книжно-письменной форм. Коммуникативная установка автора эпистолярного текста выражает социально-значимые идеи. Коммуникативная установка автора в эпистолярном тексте выражает личное мировоззренческое видение. К текстам масс-медиа относят газетно-публицистические тексты, рекламные, тексты радио и телевизионных передач, агитационные тексты, тексты публичных выступлений политиков, общественных деятелей и деятелей культуры и тд.

Современные средства массовой информации  представляют собой социально- информационное коммуникативное пространство.

СМИ образуют единое социально-информационное коммуникативное пространство. Социальная коммуникация охватывает все формы жизни современного общества. Многие лингвисты исследуют эпистолярный текст, в том числе, и в аспекте лексической регулятивности. Жанровый потенциал эпистолярного дискурса обладает широкими возможностями в различных сферах коммуникации, в том числе в телевизионном пространстве. Так тематическое содержание письма может быть обусловлено определенной ситуацией и соответствующим контекстом. Отметим, что тематический признак влияет также на структуру письма и на объем передаваемой информации.

Примером модификации эпистолярного текста может служить воплощение эпистолярного жанра в авторской телевизионной передаче «Бесогон TV» Н.Михалкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Межличностное общение

Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Презентация к классному часу «Толерантность - основа межличностного общения»

Изменения, происходящие в мире и, в Российской Федерации с особой остротой ставят проблему взаимоотношений между людьми. Не случайно государства – члены ООН, наряду с заверениями о распространении иде...

НПК Межкультурное общение и дискурс кино

Научно-практическая конференция...

Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения для развития коммуникативных навыков.

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся прак...

Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся прак...