Задание 1 ЕГЭ рус.яз
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Акулова Елена Николаевна

Теория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_ege_no1.pptx349.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку . Задание 1 .Практикум .

Слайд 2

Формулировка задания: В каких из приведённых ниже предложениях верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Слайд 3

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: это задание состоит из небольшого текста научного стиля и пяти вариантов предложений, в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать два предложения, в которых заключена главная информация текста . Так проверяется умение выпускников распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия текста).

Слайд 4

Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю. Тема текста - то, о чем говорится в тексте. Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю. Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста. Ключевые слова – слова , несущие основную информацию в тексте.

Слайд 5

В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки. Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующий алгоритм действий. Алгоритм выполнения задания: Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Определяем тему текста . Выделяем в нем ключевые слова и фразы. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся в тексте, сразу исключаем. Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль , различаясь лишь речевым оформлением. Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте.

Слайд 6

Первое задание демонстрационного варианта 2018 Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Слайд 7

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека. В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания. Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство. В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение признаки, полезные для человека. Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

Слайд 8

Алгоритм выполнения: Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – естественный отбор. Выделяем в нем ключевые слова и фразы: Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными , то есть приспособленными к конкретным условиям обитания . <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство .

Слайд 9

Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы: тире указывает на определение понятия естественного отбора, кроме того, в тексте есть пояснительная конструкция. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: « В природе решающим фактором жизни или смерти животных является естественный отбор – процесс в котором выживают только те виды, которые лучше всего приспособлены к окружающим условиям и способные дать здоровое потомство ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1, 2 и 5 не подходят, так как в тексте вообще ничего не говорится о человеке – ни о его деятельности, ни о пользе животных для него. Следовательно, правильные ответы 2 и 3. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Слайд 10

ВЫПОЛНИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Слайд 11

ТЕКСТ 1 (1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, сколько об особой роли шляпы. (2)С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен.

Слайд 12

Выбери два предложения 1 . История взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу как своеобразный культурный феномен. 2 . Шляпу следует рассматривать как своеобразный культурный и художественный феномен, поскольку её история в России насчитывает 300 лет. 3 . С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. 4 . История шляпы полна невероятных событий, которые позволяют её рассматривать не просто как элемент костюма. 5 . Шляпа рассматривается как своеобразный культурный феномен, поскольку с человеком её связывает сложная история взаимоотношений.

Слайд 13

ТЕКСТ 2 (1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения тоже изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

Слайд 14

1 . Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения. 2 . Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации. 3 . У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия . Выбери два предложения

Слайд 15

4 . Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя. 5 . На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

Слайд 16

ТЕКСТ 3 (1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2) Однако не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

Слайд 17

Выбери два предложения 1. Диалектные слова как обозначают специфические сельские реалии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий. 2. Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревенским домашним обиходом. 3. Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. 4 . Гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома. 5. Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.

Слайд 18

ТЕКСТ 4 ( 1)Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2)Благодаря тёплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб и промысла тунца. (3) Зато на юге, в водах, близких к Антарктике, часто можно встретить гигантские айсберги, медленно покачивающиеся в волнах течения Западных ветров .

Слайд 19

Выбери два предложения 1 . В северной части Индийского океана благодаря тёплому экваториальному течению живёт множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги. 2. Из-за тёплого экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». 3 . Благодаря тёплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в южной покачиваются айсберги. 4 . В южной части Индийского океана, близкой к Антарктике, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги. 5. В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги

Слайд 20

ТЕКСТ 5 (1)На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (2)Необходимое питание они получают из готовых органических веществ, образованных растениями или животными. (3)_ Именно поэтому больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи. .

Слайд 21

Выбери два предложения 1 . Больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи. 2 . Грибы чаще всего встречаются в лесу, потому что они, в отличие от растений, необходимое питание получают из готовых органических веществ — остатков отмерших растений и других организмов. 3 . На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев .

Слайд 22

4 . В отличие от растений, грибы необходимое питание получают из готовых органических веществ и поэтому чаще встречаются в лесу, где используют в качестве пищи остатки различных организмов. 5 . Грибы, в отличие от растений, необходимое питание получают из остатков отмерших растений и других организмов, и им не нужны корни, листья и стебли.

Слайд 23

ТЕКСТ 6 ( 1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. (3) Поэтому научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

Слайд 24

Выбери два предложения 1 . Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания. 2 . Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры. 3 . Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии. 4 . Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний. 5 . География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.

Слайд 25

ТЕКСТ 7 ( 1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) Однако слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

Слайд 26

Выбери два предложения 1 . Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала. 2 . Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена. 3 . Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит. 4 . Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость. 5 . Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

Слайд 27

ТЕКСТ 8 ( 1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) С тех пор интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

Слайд 28

Выбери два предложения 1 . Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением современной лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром человека. 2 . До появления современной лингвистической семантики внутренний мир человека интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов. 3 . С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. 4 . Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX века, не угасает до настоящего времени. 5 . С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.

Слайд 29

ТЕКСТ 9 (1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2) Однако праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.

Слайд 30

Выбери два предложения 1 . Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли. 2 . Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам. 3 . Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли. 4 . В античные времена привычных нашему времени туристов не было. 5 . Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Слайд 31

ТЕКСТ 10 Образ белокрылого парусника овеян романтикой приключений и открытий, но чаще всего морских скитальцев вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. (2)Географические открытия стали причиной не только небывалого развития торговли с дальними странами, но и множества войн между европейскими государствами, соперничающими из-за заморских владений — колоний. (3) Поэтому даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение — артиллерию и оснащение для абордажного боя.

Слайд 32

Выбери два предложения 1 . Географические открытия стали причиной небывалого развития торговли с дальними странами. 2 . Поскольку географические открытия стали причиной множества войн между европейскими государствами из-за колоний, то даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение. 3 . Торговые суда того времени имели полное боевое вооружение - артиллерию и оснащение для абордажного боя. 4 . Морских скитальцев в путешествия чаще всего вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. 5 . Множество войн между европейскими государствами возникало из-за колоний, возникших в результате географических открытий, поэтому даже торговые суда были вооружены.

Слайд 33

ПРОВЕРЯЕМ 1-15 2-13 3-15 4-13 5-24 6-13 7-45 8-15 9-35 10-25

Слайд 34

Литература. Варианты заданий ЕГЭ –по русскому языку за 2019 год взяты с сайта «Незнайка» Вариант 1- https://neznaika.pro/ege/russian/1364-variant-1.html Вариант 2- https://neznaika.pro/ege/russian/1366-variant-2.html Вариант3- https://neznaika.pro/ege/russian/1367-variant-3.html Вариант 4- https://neznaika.pro/ege/russian/1368-variant-4.html Вариант 5- https://neznaika.pro/ege/russian/1369-variant-5.html Вариант6- https://neznaika.pro/ege/russian/1370-variant-6.html Вариант 7- https://neznaika.pro/ege/russian/1371-variant-7.html Вариант 8- https://neznaika.pro/ege/russian/1372-variant-8.html Вариант 9- https://neznaika.pro/ege/russian/1373-variant-9.html Вариант 10- https://neznaika.pro/ege/russian/1374-variant-10.html

Слайд 35

Литература С. В. Драбкина , Д.И.Субботин Единый государственный экзамен. Русский язык. 11 класс. Комплекс материалов для подготовки учащихся – Москва: Интеллект – центр, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...