Веселые фразеологизмы
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Михалей Юлия Александровна

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_frazeologizmy.docx24.36 КБ
Файл veselye_frazeologizmy.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Веселые фразеологизмы»

Цель: изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.

Задачи:

Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.

Приобщать учащихся к миру устного народного творчества — пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Оборудование, материалы, средства наглядности: презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, карточки с заданиями, рисунки детей на тему “фразеологизмы”.

Ход внеклассного занятия

I. Актуализация знаний.

Тема нашего сегодняшнего занятия “Весёлые фразеологизмы”. (Слайд 1) Мы сегодня  поработаем в группах, а команда – победитель получит призы.

- Ребята, давайте вспомним, что же такое фразеологизмы…

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов (Слайд 2).

Для чего нужны нам фразеологизмы? (Слайд 3)

Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой.

Давайте вспомним некоторые фразеологизмы и объясним их значение.

Примеры фразеологизмов, с объяснениями значений (Слайд 4-9):

  • Наврать с три короба — наговорить неправду.
  • Зарубить (себе) на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
  • Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел.
  • Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять.
  • Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое-как.
  • Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде).

II. Основная часть.

(Слайд 10)

Фразеологизмы, используемые в русском языке можно найти в словарях. Один из таких словарей Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жукова.

Толкование значения, примеры употребления незнакомых слов и фразеологизмов можно найти в Толковом словаре С.И. Ожегова.

Существуют и красочные весёлые фразеологические словари, созданные специально для детей, где каждый фразеологизм подкрепляется весёлой картинкой и стихотворением – это Весёлый фразеологический словарь Е.В. Лаврентьевой.

Мы привели примеры только некоторых самых известных словарей, но на самом деле их огромное количество.

Откуда же произошли фразеологизмы? (Слайд 11).

По происхождению фразеологизмы делятся на:

  Исконно русские (сматывать удочки, расправлять крылья).

  Старославянские (как зеницу ока, не от мира сего).

  Из разных профессий (сгущать краски, ход конём).

  Из мифологии (ахиллесова пята, нить Ариадны).

  Созданные писателями (голый король, счастливые часов не наблюдают).

Задание 1. “Убери лишний” (карточки на магнитной доске). Работа в командах. По 2 представителя выходят к доске и убирают лишние карточки.

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

  • золотые зубы – золотые руки
  • медвежья услуга – медвежья берлога
  • волчий хвост – волчий аппетит
  • приходить в голову – приходить в школу
  • дрова разгорелись – глаза разгорелись
  • важная деталь – важная птица
  • горькая правда – горькая микстура
  • принимать продукцию – принимать участие
  • выйти из комнаты – выйти из положения
  • cбивать с дерева – сбивать с толку

Задание 2. Разминка “Найди пару” (выделение пары одинаковым цветом) (Слайд 12)

Найди пару похожих фразеологизмов и объясните их значение:

Водой не разольешь. Грустный человек. Как в воду опущенный. Очень похожи. Толочь воду в ступе. Всё испытали. Седьмая вода на киселе. Неразлучные друзья. Воды не замутит. Дальний родственник. Набрал в рот воды. Бесполезная работа. Как в воду глядел. Долгое время. Как две капли воды. Угадал. Прошли огонь и воду. Тихий человек. Много воды утекло. Молчаливый человек.

Задание 3. “Выбери фразеологизм” (устно).

В данных предложениях назовите фразеологизмы.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

2. Никиту как ветром сдуло с веранды.

3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

4. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки.

5. Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

Задание 4. “Замени фразеологизмом”. (Слайд 13)

Чтобы выполнить следующее задание нам надо вспомнить, что же такое синоним.

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное (одинаковое) или близкое лексическое значение.

Примеры: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный, к слову странник — пилигрим, путешественник, путник, паломник. Синонимы образуют ряд слов, называемый синонимическим рядом. В ряду один из синонимов является главным, в словарях он, как правило, помещается на первое место.

Синонимы используются в речи для:

— более точного и верного выражения мысли

— придания эмоциональной окраски;

— избегания тавтологии (повторений);

— связи смежных предложений в тексте.

Задание: Названное слово замените синонимичным фразеологизмом. (интерактивная доска) (Слайд 14-15)

  • Метко — не в бровь, а в глаз.
  • Неожиданно — как снег на голову.
  • Тесно — яблоку негде упасть.
  • Темно — хоть глаз выколи.
  • Опытный — стреляный воробей.
  • Мокрый — ни одной ,сухой нитки.
  • Молчать — держать язык за зубами.
  • Хвалить — возносить до небес.
  • Обманывать — водить вокруг пальца.
  • Бить — намять бока.
  • Исчезать — рассеиваться как дым.
  • Очень мало — с гулькин нос.

Задание 5. “Закончи фразеологизм” (Слайд 16)

1) Закончить фразеологизм. (интерактивная доска)

  • Дрожит, как … осиновый лист.
  • Катается, как .. сыр в масле.
  • Выводить на … чистую воду.
  • Держать в … ежовых рукавицах.
  • Поразить, как … гром среди ясного неба.
  • Вариться в … собственном соку.
  • Сидеть … сложа руки.
  • Знать, как…. свои пять пальцев.

Задание 6. “Угадай профессию” (интерактивная доска) (Слайд 18)

Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

  • Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
  • На живую нитку. — Портной,
  • Сложить оружие. — Военный.
  • Закидывать удочку. — Рыбак.
  • В час по чайной ложке. — Врач.
  • Играть первую скрипку. — Музыкант.
  • Петь с чужого голоса. — Певец.
  • Открывать Америку. — Путешественник.
  • Ждать у моря погоды. — Рыбак.
  • Сгущать краски. — Художник.
  • Ход конем. — Шахматист.
  • С больной головы на здоровую. — Врач.

Задание 7. “Иллюстрации”

Назовите фразеологизм по иллюстрации и объясните его значение.

Задание 8. “Пантомима” (Слайд 27)

Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Можно его нарисовать. Надо правильно назвать его и объяснить. (работа в группах)

  • Водить за нос …обманывать
  • Развешивать уши …слушать с доверием, забывая о своих делах;
  • Точить зубы …. сердиться на кого-либо
  • Клевать носом … дремать
  • Делать из мухи слона …преувеличивать
  • Прикусить язык …промолчать
  • Чесать языки …болтать
  • Строить глазки…кокетничать, привлекать внимание
  • Не в своей тарелке …испытывать чувство неловкости

Задание 10. “Отгадай что это?” (устно)

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

V. Итог занятия (Слайд 28).

— Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили и вам понравились в течение мероприятия.

— Спасибо всем за занятие.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

  • Водить за нос …(обманывать)
  • Развешивать уши …(слушать с доверием, забывая о своих делах;)
  • Точить зубы ….(сердиться на кого-либо)
  • Клевать носом …(дремать)
  • Делать из мухи слона …(преувеличивать)

  • Прикусить язык …(промолчать)
  • Чесать языки …(болтать)
  • Строить глазки…(кокетничать, привлекать внимание)
  • Не в своей тарелке …(испытывать чувство неловкости)

золотые зубы

золотые руки

медвежья услуга

медвежья берлога

волчий хвост

волчий аппетит

приходить в голову

приходить в школу

дрова разгорелись

глаза разгорелись

важная деталь

важная птица

горькая правда

 горькая микстура

принимать продукцию

  принимать участие

выйти из комнаты

выйти из положения

cбивать с дерева

сбивать с толку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Весёлые фразеологизмы» Учитель русского языка и литературы: Михалей Юлия Александровна

Слайд 3

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

Слайд 4

Наврать с три короба – наговорить неправду. По грибы Денис пошёл, Собирал их здорово: Два гнилых сморчка нашёл, а наврал с три короба.

Слайд 5

Зарубить (себе) на носу- запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда. В старину носом называли палочки, дощечки, которые носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на них различные заметки, зарубки. В буквальном смысле зарубить на носу означало сделать зарубки на дощечке (носу) о том, что нужно помнить, не забывать.

Слайд 6

Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» - гласит русская пословица. Не стоит браться сразу за несколько дел, толку будет мало. Сделай одно – потом начинай другое. Существует ещё выражение убить двух зайцев. Тут уже смысл несколько иной: успешно выполнить одновременно два дела; добиться осуществления двух целей.

Слайд 7

Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так, что нельзя понять. Маленький Саша был высмеян папой: "Что же ты ПИШЕШЬ, КАК КУРИЦА ЛАПОЙ?" Пискнул обиженно бедный ребенок: "Я ведь не курица, только цыпленок!"

Слайд 8

Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием .

Слайд 9

Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде). «Уважаемый Жираф! Зная Ваш добрейший нрав, Я надеюсь, что друзьями Непременно станем с Вами. Это в Африке жара, А у нас как из ведра Льют дожди в разгаре лета. Что Вы скажете на это? Мы нашли для Вас работу (Выходной один - в субботу) Тучи в небе разгонять. Разрешите Вас обнять. Каждый вечер под дождём Мы Вас очень-очень ждём»

Слайд 11

Откуда берутся фразеологизмы… Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

Слайд 12

ЗАДАНИЕ: «НАЙДИ ПАРУ» Как в воду опущенный. Воды не замутит. Набрал в рот воды. Как в воду глядел. Толочь воду в ступе. Седьмая вода на киселе. Прошли огонь и воду. Как две капли воды. Много воды утекло. Водой не разольешь. Очень похожи. Всё испытали. Неразлучные друзья Дальний родственник. Бесполезная работа. Долгое время. Угадал. Тихий человек. Молчаливый человек. Грустный человек.

Слайд 13

СИНОНИМЫ Синонимы используются в речи для: -более точного и верного выражения мысли; -придания эмоциональной окраски; -избегания тавтологии (повторений); - связи смежных предложений в тексте. Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное (одинаковое) или близкое лексическое значение. Пример: веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный.

Слайд 14

Как снег на голову - неожиданно. опытный. темно. Хоть глаз выколи - Стреляный воробей - Яблоку негде упасть - тесно. Замени синонимичным фразеологизмом! Держать язык за зубами - молчать.

Слайд 15

Возносить до небес- хвалить. исчезать. бить. Намять бока - Рассеивать как дым - Водить вокруг пальца- обманывать Замени синонимичным фразеологизмом! С гулькин нос - очень мало.

Слайд 16

Вариться в Закончи фразеологизм чистую воду. сыр в масле . Катается, как Выводить на Дрожит, как осиновый лист . Держать в ежовых рукавицах Поразить, как гром среди ясного неба. собственном соку. Сидеть сложа руки.

Слайд 17

ЗАКОНЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ… Голоден как … Здоров как … Хитёр как … Труслив как … Изворотлив как … Колючий как … Надут как … Нем как … Грязный как … Упрям как … Болтлив как …

Слайд 18

Угадай профессию…

Слайд 19

Узнай по иллюстрации… Волосы дыбом - так говорят, когда человек очень испугался.

Слайд 20

Узнай по иллюстрации… Вот где собака зарыта - вот в чем дело, именно в этом истинная причина.

Слайд 21

Узнай по иллюстрации… КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ – неискренние сожаления, притворное сочувствие.

Слайд 22

Узнай по иллюстрации… ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ – безоговорочно подчиняться кому-то.

Слайд 23

Узнай по иллюстрации… ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ – злословить, сплетничать.

Слайд 24

Узнай по иллюстрации… КАК С ГУСЯ ВОДА – не реагировать на замечания и упреки.

Слайд 25

Узнай по иллюстрации… ЗАБЛУДШАЯ ОВЕЧКА – человек, сбившийся с верного жизненного пути.

Слайд 26

Объясни смысл фразеологизмов

Слайд 27

Спасибо за внимание!!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Внеклассное мероприятие "Веселые фразеологизмы"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 классов. Прекрасный дополнительный материал к урокам, посвященным фразеологизмам, позволит учащимся расширить знания по данной теме....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

"Веселый словарь фразеологизмов". 5-6 класс

"Веселый словарь фразеологизмов" позволяет познакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами, проследить их употребление в художественной речи и речи учащихся. Также позволяет определить, что...