Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова (подготовка в ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_tropov.ppt | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий ЕГЭ /.
Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться
Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова : Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе .
Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней . А как же Пушкин ? Как ая непоправим ая и бессмысленн ая гибель!.. Да, непоправим ая ,но не бессмысленн ая . Да , «невольник чести », но ведь чести …Все остальное им не нужн о ,все остальное не важн о .
Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах : Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев
Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет ; Камням и порогам Не найден счет … Э.Багрицкий
Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….
Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях : День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него , суровая, ничего не прощающая , подавала она ему воду молча. Прямой порядок . Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.
Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах … А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа , нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий
Период - это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм . Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.
Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем . О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?
Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни . /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.
Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте . Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
Домашнее задание 1.Повторить материал по теме 2. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test496.xml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»
Цели урока: Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...
Урок в 11 классе."Виды тропов и стилистических фигур". Подготовка к ЕГЭ.
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
«Основные виды тропов и стилистических фигур. Проверка знаний»
Данный дидактический материал по русскому языку составлен для изучения, повторения, закрепления знаий учащихся по теме "Тропы. Стилистические фигуры!. Предназначен для учащихся 10-11 классов....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)
Цели урока: · образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки ...
Лексические средства выразительности и основные виды тропов
В данном материале дается объяснение лексических средств выразительности(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)...
Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...