В.П.Астафьев
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Насибуллина Гульназ  Салиховна

Урок (5 класс; дистанционное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5_kl._v.p.astafev_.ppt930.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П.Астафьев (01.05.1924 -29.11.2001)

Слайд 2

Детство писателя Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска, в большой крестьянской семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.

Слайд 3

Участь сироты Мать мальчика, Лидия Ильинична, утонула в Енисее, когда Вите было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 4

Начало творчества После инцидента в школе, мальчик получил направление в детский дом. И все детство Витя Астафьев провел в детском доме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов, воспитатель в детдоме. Василий Иванович частенько твердил ему о его «природных данных», о «несомненной литературной одаренности».Впоследствии школьное сочинение стало биографическим рассказом «Васюткино озеро»

Слайд 5

Военные годы В 1942 году В.П. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в г. Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен.

Слайд 6

Послевоенная мирная жизнь В госпитале будущий писатель встретил Марию Семеновну Корякину, которая стала верной и надежной спутницей всей его неспокойной, яркой жизни. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В этом же году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной. У них было трое детей. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

Слайд 7

с женой Марией

Слайд 8

Рассказы о детстве Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства. Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».

Слайд 9

Родное село - Овсянка Овсянка - старинное сибирское село, основанное более 300 лет назад. Предназначением поселения было охранять город от набегов кочевников на подступах. Современная история села неразрывно связана с именем В.П. Астафьева, который жил и творил здесь. Полюбоваться сибирской природой, посетить малую родину знаменитого писателя приезжает множество людей, в том числе из-за рубежа. Это живописные и пропитанные историей места.

Слайд 10

Писатель в родной Овсянке Дом В . П . Астафьева

Слайд 11

В раздумьях на берегу Енисея

Слайд 12

«Человек и природа» в произведениях писателя Виктор Петрович каждый год совершал поездки по родным местам, по родному краю. Впечатления послужили для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 1976) жанр писатель обозначил как «повествование в рассказах». Это одно из самых значительных произведений писателя.

Слайд 13

Память о писателе В 2001 году на 78 году жизни В. П. Астафьев скончался от инсульта, похоронен в Овсянке. Память о нем живет в его произведениях, в его делах. Удостоен звания Героя Социалистического труда, он является Лауреатом Государственной премии СССР (1978,1991), удостоен Государственной премии России (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ,1997). Произведения В.П. Астафьева переведены на многие языки мира.

Слайд 14

Библиотека-музей В. П. Астафьева

Слайд 15

Просмотрите видеоурок по ссылке и выполните задания. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/main/245110/

Слайд 16

Задания Сюжет рассказа. Восстановите последовательность. Как развивались действия в первой части рассказа? __ Васютка отправился в тайгу за орехами. __ Васютка заблудился. __ Васютка погнался за раненым глухарём __ Васютка увидел кедровок на дереве. 2) Герои рассказа. Выберите правильный ответ. Чьи слова-приметы вспоминал часто Васютка? (например, «Вызвездило – к холоду!») а) дед б) бригадир в) мать г) отец 3) Сюжет рассказа. Выберите верные ответы. Как Васютка догадался, что рядом река? а) У реки была избушка. б) Вдалеке у реки рос лиственный лес. в) Он увидел лодку. г) Наткнулся на указатель с надписью. д) Не было ветра, но подбитую утку отнесло течением.

Слайд 17

4) Цитаты персонажей. Найдите соответствия. Сопоставьте реплики героев и их имена. 1. Васютка а) Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? 2. Мать Васютки б) Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое. 3. Дед Афанасий в) Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать. 4. Дядя Коляда г) Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука. 1 2 3 4 Ответы 5) Теория литературы. Заполните пропуски. Вставьте в определение термин, название художественного средства. _____________________-определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Слайд 18

6) Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова. В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась________ . Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного___________ , ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу ______________. И вот Васютка дома! В ______________ натоплено так, что дышать нечем. Накрыли его двумя стёгаными одеялами, оленьей дохой да ещё пуховой шалью повязали Слова для справок: Васютку; избушке; сыну; Васюткина мать . 7) Художественные средства. Найдите и выпишите из текста сравнение. «За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия».

Слайд 19

8) Сюжет рассказа. Выберите правильный вариант ответа. «Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! – хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: – Шагом арш! Эть, два!» Почему Васютка в лесу стал разговаривать сам с собой? а) Чтобы отпугивать диких зверей б) Чтобы самому не было так страшно в) Ему было скучно г) Чтобы не забыть план действий 9) История создания рассказа. Выберите правильный ответ. Под каким названием было напечатано сочинение В. П. Астафьева в школьном журнале? а) «Васюткино озеро» б) «Случай в тайге» в) «Спасся» г) «Жив» 10) Теория литературы. Допишите недостающее название. Произведение, в котором содержатся факты из жизни писателя называется ________________________.

Слайд 20

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Работу выполнить в тетрадях. Отправьте фото всех записей в тетради на почту учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.П. Астафьев. Жизнь и творчество.

Материал на урок литературы по творчеству В.П. Астафьева....

"ПЕВЕЦ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ"- писатель Виктор Астафьев

Материал к уроку литературы в 11 классе....

Виктор Астафьев и его рассказ "Людочка"

Урок посвящён проблеме раскрытия нравственных проблем, ставших определяющими в творчестве писателя. Это идейно-художественный анализ рассказа Виктора Астафьева "Людочка". Урок предназначен учителям-фи...

В.П.Астафьев Васюткино озеро-урок литературы 5 класс

Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев "Васюткино озеро"...

Презентация к уроку по теме "В.П.Астафьев. О писателе"

Презентацию к уроку по теме "В.В.Астафьев. О писателе" можно использовать на уроках в 5-8 классах. В презентации имеется следующая информация: детство писателя, информация о родителях, юношеские годы,...

К урокам литературы в старших классах. Современная проза. (В.П. Астафьев "Царь-рыба" и Л.Улицкая "Казус Кукоцкого")

Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев "Царь-рыба"), так и для обзорных, последних в ...