Проект "Реализация НРК на уроках русского языка"
проект по русскому языку (7 класс)
Проект составлен для реализации на уроках русского языка с учётом НРК. В проект входят методические рекомендации, Презентации и "Рабочая тетрадь по русскому языку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekom-i.doc | 20.5 КБ |
rabochaya_tetrad.doc | 70 КБ |
lingvisticheskie_raskopki.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по использованию представленного материала
на уроках русского языка в 7 классе.
Уважаемые коллеги!
Мой проект «Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка» находится в начальной стадии. За период работы в 7 классе мной собран дидактический материал по НРК, часть которого я поместила в «Рабочую тетрадь», а часть – в презентации, использовать которые можно как часть уроков русского языка или, доработав, дополнив их своим материалом, проводить цельные уроки. Я желаю всем творческих успехов и жду откликов.
С уважением Иванова Е.Г.
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
по русскому языку
для 7 класса.
Методические рекомендации по использованию рабочей тетради.
Данная рабочая тетрадь может использоваться на уроках русского языка в 7 классе при реализации национально-регионального компонента. Целью использования данной тетради является, в первую очередь, обучающая – выполнение заданий по темам, изучающимся на уроках русского языка. Помимо этого, реализуются развивающая и воспитывающая цели – расширение кругозора учащихся, воспитание любви к родному краю, воспитание нравственных качеств учащихся. Структура пособия имеет свободную форму – задания могут быть использованы на усмотрение учителя. Тексты подобраны таким образом, чтобы можно было выполнять различные виды работ.
Дорогие ребята!
Перед вами необычное пособие по русскому языку. Выполняя упражнения, вы будете не только применять знания русского языка, но и узнаете немало интересного о нашей малой родине. Желаю успехов!
Упражнение 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы Спишите. Выполните синтаксический разбор 6 предложения. Выполнить морфемный разбор подчёркнутых слов.
Уральский перекрёсток - так можно кратко ск…зать о нашем крае. Перекрёсток географический и ист…рический, перекрёсток событий в пр…роде и обществе. Прим…ч…тельно географическое ра..п…л…жение Челябинской области – две пл…нетарные границы в меридиональном направлени… пересекли пр..сторы нашего края.
Первая планетарная гр…ница извес..на во всем мире. Это гр..ница между ч..стями света – Европой и Азией. Условная граница проводит…ся по в..дораздельным хребтам Уральских гор и по р..ке Урал. В основе совреме…ого Ра..д..ления евразийского м..т..рика лежат об..снования, сделанные выдающимся ученым и государстве..ым де..телем В.Н.Татищевым. «…За наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы полагаю», - писал он в 1736 году, будучи на Южном Урале.
Ныне там, где горный уч..сток пл..нетарной гр..ницы пересекают ж..лезная и автом..бильная м..гистрали, уст..новлены пам..тные знаки. Первый из них, об..лиск «Европа – Азия», был п..ставлен в 1892 году около ж..л..знод..рожного п..л..тна на самой высокой точке – перевал.. через Уральский хр..бет. Гр..нитный об..лиск, ра..п..л..же…ый нед..леко от г..ро..ской границы Златоуста, был установлен по инициативе и проекту известного инженера-путейца и писателя Н.Г.Гарина-Михайловского.
Упражнение 2. Спишите текст. Найдите причастия, выделите суффиксы и выполните морфологический разбор.
Помощь в поиске самого древнего поселения Челябинского Урала, означающего начало истории людей на нашей земле, археологам оказала… река Урал. Вода подмыла крутой берег излучины у села Богдановское (Кизильский район). Здесь, в приречной глинистой осыпи, археолог Владимир Николаевич Широков обнаружил под семиметровым слоем осыпавшегося грунта торчащие из земли кости неизвестных животных. Это были останки мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северного и благородного оленя и других животных, живших на Южном Урале десятки тысяч лет назад. Раскопки показали, что здесь находилась стоянка древнейших южноуральцев. Время стоянки Богдановка ( так её условно назвали археологи ) отделено от нас примерно восьмьюдесятью тысячами лет. Примерно в это время в северном полушарии началось оледенение. Климат стал прохладен настолько, что в северных широтах выпавшие снега не успевали растаять и намерзали новым слоем на выпавший в прошлом году снег…скорее всего, на стоянке Богдановка оставили следы жизни прямые предшественники людей современного вида – неандертальцы.
Упражнение 3. Прочитайте отрывки из текстов и определите стили литературного языка.
- Это случилось очень давно. В самых дальних лесах горной страны Урал жил охотник по имени Таганай. Много лет ходил он по лесам, но так же крепок и силён был, как в дни своей молодости, не зная позорного промаха на охоте, гибельной ненависти врагов. Жена его, Ай, погибла от рук злой шаманки, успев подарить Таганаю двух сыновей. Так и жил охотник с сыновьями в доме, срубленном ещё предками среди бесконечной тайги.
- Таганай – хребет. Широко распространено толкование названия от башкирских слов: таган – «тренога», «подставка», ай – «луна», т.е. в переводе означает «треножник луны» или «лунная подставка». Таган – необходимый предмет в быту у древних башкир, ему уподабливается хребет Таганай, увенчанный тремя резко очерченными вершинами, которые действительно как бы подпирают поднявшуюся в ясные дни луну. Но, возможно, «луна» здесь имеет переносное значение, как священный образ у башкир, даривший красоту и радость людям.
- На моём жизненном пути было много замечательных людей, кто мопог мне крепче стоять на земле, кто без назидания и лишних упреков вел меня к намеченным целям. И одним из таких ярких и любимых учителей был Виктор Петрович Поляничко. Я работала с ним в советнической группе в ДРА с марта 1986 года по сентябрь 1987 года…. Теперь, когда прошло много лет после командировки и 10 лет после гибели Виктора Петровича, могу сказать, что это был очень Большой человек, доступный, щедрый и очень надёжный. Он никогда не боялся брать ответственность за нас на себя. И, в свою очередь, его нельзя было подвести. Таким образом строились наши отношения. ( В.И.Курлова, советник демократической организации женщин Афганистана )
- Александровская сопка – одна из самых известных вершин центрального хребта Урал-Тау в районе Златоуста. С вершины сопки открывается прекрасная панорама: на западе – близлежащие районы Златоуста с прудом на переднем плане, чуть севернее – Уральская сопка и простирающийся за ней хребет Ицыл, на востоке – Ильменские горы. Рядом, близ станции Уржумка, стоит столб «Европа-Азия», установленный в честь приезда Александра II в 1837 году.
Выпишите причастия и выполните их морфологический разбор. От 2-3 глаголов образуйте все возможные формы причастий.
Упражнение 4. Спишите, расставляя пропущенные запятые и выделяя графически причастные и деепричастные обороты.
Виктор Поляничко принадлежит к той категории людей, которые оставили в нашей памяти след обязывающий не только к бережному отношению, но и к внимательному изучению опыта оставленного потомкам. В.Поляничко принадлежал к политикам понимающим многонациональность России как величайшее богатство. Виктор Поляничко любил своё Отечество, родную землю. Пройдя по всему Уралу от его истоков он в своей книге «Река весны» с восхищением и благоговением сына своего Отечества говорит о красоте и богатстве природы России и таланте людей живущих на реке Урал. Он был тонкий лирик воспринимающий всё происходящее через своё сердце, через тонкие струны души. Известный композитор Григорий Пономаренко на стихи В.Поляничко написал прекрасный романс, который нельзя слушать без слёз:
Сегодня с юга облака плывут
И над землёю путь проделав дальний
На белых крыльях каждый раз несут
О крае дорогом воспоминанье.
Для Виктора Поляничко жившего всегда согласно правилам совести ничего не было выше и дороже собственной совести.
Упражнение 5. Спишите текст ,вставляя пропущенные буквы; подчеркните наречия и устно определите их разряд. Выполните морфемный разбор подчёркнутых слов.
День клонился к концу, и идти в горы уже было поз..но. пока мои спутники зап..сали дров на ноч.., я остаток дня пр..вёл в с..б..рании гр..бов, которые находились ..десь в таком обилии, что и не требовали особенных поисков, - и зн..комился с мес..ностью. вп..р..ди нас, в нескольких шагах, открывалось (не)прох..димое б..лото, где-то д..леко перерезанное Тесьмой; сзади возвышался Таганай, а кругом ра(с,сс)т…лалась глухая тайга. Заходящее солнце окрасило красным цветом контуры зубчатой стены и скрылось за г..рой; (в) т..йге сразу стало темно и как-то зл..веще: исполинская ст..на бросила на неё свою густую тень, хотя там, позади этой ст..ны, может быть было ещё светло. Наступала ночь. И чем сильнее темнело, тем ярче, краснее становился огонь нашего к..стра. ( М.Круковский)
Упражнение 6. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. Укажите все части речи. Выполните морфологический разбор подчёркнутых слов.
Книга о благотворительности не может состояться без осмысления нашего прошлого. Вера и сострадание православное сознание порождает благотворительность. Рано или поздно в нас просыпается совесть просыпается память предков и приходит сознание, что правильный мир – тот, где торжествует сотрудничество, а не борьба гармония, а не подавление. Нашими предками были люди живущие ради спасения своей души. И потому они не задумываясь помогали голодающим будучи сами небогатыми и отдавая из последнего. Истинная благотворительность бескорыстна. На, сегодняшним, трудно, почти невозможно, понять наших предков творивших дела милосердия так же естественно и просто, как мы дышим. Это были люди понимавшие, что ближний – тот, кому ты помог: не по принадлежности к нации, а по душе… Мы должны ценить время, в котором живём. Это время нашего духовного взросления, время свободы и сознательного выбора. Свобода – лучший учитель. Первое, чему она учит нас – это ответственности за свои мысли и поступки. (из кн. «Летопись добра»).
Упражнение 6. Прочитайте высказывания из книги «Летопись добра». Обсудите с одноклассниками, какие проблемы подняты в них. Выскажите свою точку зрения по данным проблемам, написав сочинение – рассуждение.
- «Когда даешь, давай щедро…не делай различия между богатым и бедным. Не доискивайся, достоин он или недостоин. Пусть для тебя люди будут равны, тогда и недостойных ты можешь привлечь к добру…» (И.Сирин)
- Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
- «Тот, кто только берёт и ничего не даёт, подобен стоячей воде пруда: всё, что в него втекает, остаётся, а всё, что остаётся, становится затхлым». (Джон Джеймс)
- «Благотворительность – это долг каждого человека». ( И.Кант)
- «Всё лучшее стремились отдать другим, за подвиг это вовсе не считая…». (Савва Печерский)
- «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду». (Д.С.Лихачёв)
- «Я считаю, что такие качества, как благородство, милосердие, совесть и честь, спасут человечество от уничтожения». ( из сочинения студентки)
- «Желание служить общему благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья, если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то».(А.П.Чехов)
- Хорошо тому, кто добро делает; ещё лучше тому, кто добро помнит. (народная мудрость)
Упражнение 7. Прочитайте стихотворение Сергея Масасина «Таганай, Таганайчик…». Какова особенность использования глаголов в данном поэтическом тексте? Спишите. Выполните морфологический разбор подчёркнутых слов.
Таганай, Таганай, о котором
Накануне вели разговор…
На окно наплывают с укором
Темно-синие линии гор.
Проплывает по кромке Европы
Облаков дождевой караван.
И поэтому горные тропы
Променял я на старый диван.
Променял…И смотрю на вершины
Из окна: Таганай, Таганай!..
И диван, напрягая пружины,
Проклинает меня, так и знай!..
Проклинает…А мне не поехать,
Никуда не пойти всё равно:
Небеса, как не выжатый вехоть,
На моё наплывают окно.
А ведь было же: солнечный зайчик
Целый день танцевал на стене…
Таганай, Таганай, Таганайчик! –
Может, сам пришагаешь ко мне?
Упражнение 8. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Укажите все служебные части речи.
Я сижу у костра. Головёшка лениво дымится;
Небосвод надо мной нависает тяжёлым ковром,
И шальной Киалим всё журчит и куда-то стремится…
Я сижу у костра и мечтаю о чём-то своём.
Золотистыми змейками искорки тьму прорезают,
Извиваясь, летят, затухая и снова кружа…
Так и мысли мои только вспыхнут и вдруг затихают,
И от них, как от искр, немного теплеет душа.
Над Ицылом звезда голубая, холодная Вега,
То за тучами скроется, то заблестит серебром.
Я сижу у костра, и счастливее нет человека;
И никто не мешает мне думать о чём-то своём…(В.Макаров)
Упражнение 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя знаки препинания. Выполните морфемный разбор подчёркнутых слов.
На пе(р, рр)оне электрички
Зат..вают переклички.
(На) м..розе задубели г..лоса.
И м..ршруты от во(к,г)зала
Разлиновывают шпалы,
Приглашая в заповедные л..са.
Кто-то дальше, кто-то ближе
В..друзит себя (на)лыж…,
Вознесясь над прозаической судьбой.
Кто-то ближе, кто-то дальше
(с,з)бросит маску лжи и фальши,
Чтоб остат…ся хоть на миг самим собой.
Ну а нас, тайком стеная,
Гонят ветры Таганная.
Нагулялись, записали адреса.
И бредём к себе понуро
С ледя(н, нн)ого Байконура,
Там, где ели целят прямо в н..беса.
Что же в пам..ти осталось?
Холл..(д,т), сумерки, усталость,
И брезента замороже(н,нн)ого хруст.
Но сегодня нам присни(тся, ться)
Уд..вительною птицей
Оперившийся сн..гами Златоуст. (Ю.Зыков)
Упражнение 10. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по данному тексту, ответив на вопрос: почему так назван рассказ?
Глубокий след.
Виктор Петрович Поляничко оставил в моей жизни глубокий след. Жил такой человек! И мне довелось встречаться с ним – добрым, умным, всегда спокойным, уравновешенным. И каждая наша встреча запомнилась мне во всех подробностях.
Я не могу себе представить, чтобы он на кого-то повысил голос. От его крупной фигуры веяло теплом. Я бы сказал, уютом сердечности. Он обладал редкой притягательной силой, которая как-то сразу располагала к нему, внушала доверие, желание общаться с ним как с близким другом.
Я познакомился с ним, когда он работал секретарём Оренбургского обкома партии. Человек он был неугомонный, и сразу же, на следующий день, повёз меня в колхозы, на полевые станы, где я выступал с чтением стихов.
Была уборочная страда.
Шел большой оренбургский хлеб, настолько большой, что, как говорил Виктор Петрович, если бы можно было погрузить его в один эшелон, то этот эшелон протянулся бы от Оренбурга до Москвы.
Не успел я приехать в Москву – звонит Поляничко. Хотя я не видел его лица, но чувствовал даже по телефону его добрую улыбку. Говорил он всегда тихо, неторопливо.
У него ко мне просьба: комбайнёр такого-то колхоза – он называл его имя, отчество, фамилию, - вышел на первое место в своём районе по уборке урожая, и Виктор Петрович просит меня послать ему, незнакомому мне человеку, из Москвы поздравительную телеграмму. Комбайнеру будет приятно такое сердечное внимание к его успеху…
В этом небольшом эпизоде – весь характер Поляничко. Для него человек труда прежде всего был человеком, к которому он относился с уважением.
Виктор Петрович был очень пытливым человеком. Он не расставался с тайной записной книжкой, в которую записывал заинтересовавшие его в разговоре мысли. Он неустанно читал. Читал классику. Годами вёл дневник….
Была у него одна тайна. С юных лет он писал стихи, но нигде их не печатал и никому не читал….Так жил на земле этот светлый человек.
Упражнение 11. Выполните анализ текста по плану, данному после текста.
В толщу веков уходят истоки истории Южного Урала. Будучи географической границей Европы и Азии, этот край соединил в своем прошлом судьбы многих племен и народов, отразил сложное развитие человеческого общества по ступеням прогресса.
В истории Южного Урала есть страницы, доказывающие, что этот край явился колыбелью важнейших достижений человечества на заре его истории. На Южном Урале открыты пещеры на берегу реки Белой, Игнатиевская на реке Сим с древнейшими изображениями животных эпохи позднего палеолита. Подобные рисунки до сих пор известны лишь во Франции и Испании и считаются памятниками культуры мирового значения. Южноуральская пещерная живопись тем более интересна, что традиция наскальных изображений продолжает бытовать вплоть до позднего железного века и связывается с местным финно-угорским населением.
Об уникальности истории Южного Урала свидетельствуют многие археологические раскопки на местах стоянок первобытных людей: стоянка Мысовая в 40 километрах от города Магнитогорска, древний город Аркаим на реке Коганка Брединского района и другие.
Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся к античному времени.
( В.Пятков)
План анализа текста:
- Выпишите из текста слова с безударными гласными и подберите проверочные слова.
- Выпишите 2-3 слова с орфограммой «Правописание согласных в корне слова», подберите проверочные слова.
- Приведите примеры слов с орфограммой «Н и НН в разных частях речи», объясните графически орфограмму.
- Выполните морфемный разбор следующих слов: археологические, уникальности, южноуральская.
- Выполните фонетический разбор слов: город, стоянка, интересна.
- Выполните морфологический разбор следующих слов: границей, доказывающие, считаются.
- Выпишите из текста все служебные части речи, указывая их.
- Объясните знаки препинания во 2 предложении.
- Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
- Укажите предложения с однородными членами, подчеркивая их.
- Объясните значение слов, используя словари: уникальность, прогресс, археология.
Упражнение 12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Все числительные запишите прописью.
(В) пределах области б…рут начало многочисле(н,нн)ые реки принадлежащие к ба(с,сс)ейнам Камы, Тобола и Урала. Так как (з,с)десь, в основном, их верхов(ъ,ь)я, поэтому они маловодны. Рек дли(н,нн)ой более 10 километров насчитывается в области 348. Прот..же(н,нн)ость свыше 100 километров имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка – имеют (в)пределах области длину более 200 километров.
Большая часть те(р,рр)итории области относи(тся, ться) к Обскому ба(с, сс)ейну. На восток, в Тобол и его левые притоки, течет большинство рек Челябинского Зауралья: Синара Теча Миасс Увелька Уй Тогузак Карталы-Аят Синташта и другие. Река Миасс б..рёт св..ё начало на восточном склон… хребта Нурали течёт сначал(о,а) между гор на север а затем пов..рнув на восток у Карабаша перес..кает лесостепную зону и впадает в Исеть за границами области.
Упражнение 13. В предложенном стихотворении объяснить все изученные орфограммы; списать, выделяя грамматические основы предложений. Указать служебные части речи. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Шумят серебряные травы.
Село на много верст одно.
Уже вниманье всей державы
На эту степь обращено.
От злых ветров темнеют лица.
Штурмует юность целину.
И степь, стремясь омолодиться,
Под плуг склоняет седину. (Я.Вохменцев)
!!!- какое отношение к нашей области имеет событие, о котором идёт речь в стихотворении? Составьте несколько предложений, просмотрев презентацию о Целине.
Упражнение 14. Просмотрев материал презентации о посёлке, напишите сочинение «Моя малая родина».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Выполнять морфологический разбор причастий Находить в предложениях причастные обороты Расставлять запятые в предложениях с причастными оборотами Составлять предложения с причастиями и причастными оборотами
Двадцатый век с полным основанием можно считать веком археологических открытий. К последним – крайне редким событиям науки – относится открытие Аркаима и «Страны городов» в Южном Зауралье, на самом пограничье Азии и Европы. Одним из наиболее изученных остаётся поселение Аркаим, где археологическими раскопками вскрыта почти половина жилой площади .
Составьте предложения по фото: Укрепленное поселение Аркаим Укрепленное поселение Куйсак
Выделить графически и расставить знаки препинания в предложении: Жилище каменного века- макет-реконструкция воссозданное в историческом парке музея-заповедника Аркаим.
В предложениях найти причастия и причастные обороты, выделить; выполнить морфологический разбор причастий. Каменное изваяние эпохи раннего средневековья находящееся в историческом парке изображено с оконту- ренной головой. Черты лица переданы углублениями.
Составьте предложения по фото, используя причастия и причастные обороты: Ветряная мельница Курган Темир
Составить предложения с причастиями и причастными оборотами: Чекинская степь. Вид с самой высокой горы юга области. Памятник природы. Лучший по сохранности участок степной зоны Челябинской области.
Списать предложения, расставляя знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложений. Орёл-могильник хищник из отряда соколообразных занесённый в Международную Красную Книгу. Размах крыльев птиц гнездящихся на территории Аркаима составляет более двух метров.
Музей – заповедник Аркаим Музей печей Дом Долгополовых
Рефлексия Чем вам запомнился урок? Попробуйте выразить свои мысли об увиденном в поэтической форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...