Написание -Не с прилагательными
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Открытый урок по теме: "Написание -Не с прилагательными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_pril._otkrytyy_urok.docx69.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание –НЕ- с прилагательными

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока

Образовательная: совершенствование навыков слитного и раздельного написания –НЕ- с существительными; формирование навыков написания –НЕ- с прилагательными.

Развивающая: развитие логического мышления, умений работать по алгоритму.

Воспитательная: соблюдение речевых литературных норм грамотного общения; воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе.

Задачи: создать условия для развития УУД, включая:

Личностные: строить отношения со сверстниками, учиться работать в паре, группах; пользоваться правилами поведения для всех людей.

Регулятивные: формулировать и словесно оформлять тему, цель урока; находить и исправлять ошибки, выдвигать версии.

Познавательные: извлекать информацию, приобретать опыт сравнения, анализа и построения самостоятельного вывода.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя и подтверждая его фактами.

Планируемые результаты

Предметные: освоение и первичное  закрепление новой орфограммы:

ученик будет учиться выбирать правильное написание –НЕ- с прилагательными.

Метапредметные: определение общей цели; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Основные понятия

Слитное и раздельное написание –НЕ- с прилагательными

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Доска, проектор, учебник

Организация пространства

Фронтальная, в парах, индивидуальная работа

Ход урока

Этапы урока и технология

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

I.  Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин)

Настраиваются на работу

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число. Тему урока пока не записываем.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Дело в том, что на протяжении всего урока вас поджидают самые разные ловушки. Ваша задача: не попадаться в них.

Мы с вами ежедневно плаваем по реке знаний. И сегодня поступим так же. Чтобы добраться до конечной станции, мы должны выполнить ряд заданий, преодолеть немало трудностей. Итак, в путь.

Будьте внимательны!

II. Актуализация опорных знаний (5 мин)

(фронтальная работа)

1.Устно выполняют задание, делают выводы

2.Слово невежа нужно писать слитно, т.к. данное слово без НЕ не употребляется.

3. В задании 2 представлены слова, которые без НЕ не употребляются. Но здесь все глаголы и только одно прилагательное.

Вывод: прилагательные, которые не употребляются без НЕ, как и глаголы, и существительные, пишутся слитно.

1.Для начала давайте, ребята, выполним с вами одно задание

 Проведём лингвистический эксперимент, по окончании  которого сделаем соответствующие выводы.

Кто попался в ловушку?!

2. Ребята, кто заметил ошибку в задании 1?

Вспомните правило «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

3. Чтение стихотворения.

Можно только удивиться:

Не – часть корня, НЕ – частица, НЕ – приставка. Как нам быть? Как всё это не забыть?

Если ты сказал сурово:

- Нет без НЕ такого слова!

Значит, твёрдо должен знать:

Нужно слитно НЕ писать.

Есть синонимы на месте-

Пишем слитно, пишем вместе.

Весело, без огорченья

Ищем новое значенье.

Если а союз ты вставил,

Значит противопоставил

 два предмета, два явленья,

признака.

Без сожаленья отрывай от слова

Не. Будет правильно вполне.

Сижу не весёлый, а грустный,

Суп был какой-то невкусный, сок

далеко был не сладкий.

В общем, всё мерзко и гадко.

Может, позвать докторов?

Кажется, я не здоров.

Или поесть шоколада?

Нет, ничего мне не надо.

Я почему невесёлый?

Вызвали папочку в школу.

Да, неизбежны невзгоды

В чудные школьные годы

Слайд 2

Не вежа тот, кто позволяет себе грубость.

Красивая незабудка.

Лихо тому, кто неправду творит кому.

Дурное слово друга делает недругом.

Не печь кормит, а руки.

Во всех её действиях была видна не решительность, а робость.

Слайд 3

Ненавидеть, недоумевать, нездоровится, недомогать, ненастный

III. Введение нового знания

(15 мин)

Создание проблемной ситуации

Это относительные и притяжательные прилагательные, с которыми частица НЕ пишется раздельно.

Остальные прилагательные качественные

1.Работа с учебником. Делают вывод о написании НЕ с прилагательными

2.Обратить внимание нужно на то, что это правило касается только качественных имен прилагательных

Определить часть речи

Узнать разряд по значению.

Если относительное или притяжательное, то пиши раздельно.

Если качественное, то смотри:

1. если не употребляется без не, пиши слитно.

2. Если употребляется, то смотри противопоставление с союзом а или слова далеко не, вовсе не, отнюдь не. Если есть – пиши раздельно, нет - слитно

Ребята, глядя на примеры (слайд 5), рассказывают правило

1..Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?        

- Давайте запишем её в тетрадь.  

2. Сформулируйте цели и задачи нашего урока.

3. Кто попытается рассказать нам правило о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными, опираясь на примеры?

Почему некоторые примеры выделены красным?

4. Давайте поработаем с учебником.

А теперь на основе своих наблюдений сделайте вывод о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.

 

На что нужно обратить внимание в этом правиле?

Вспомнить, какие прилагательные называются  качественными.

Значит, мы с вами были правы насчёт качественных прилагательных.

Вывод: итак, ребята, когда мы видим перед собой слово с Не, что мы должны сделать в первую очередь? 

Если перед нами слово с частицей Не, что нужно узнать в первую очередь?

Ребята, у нас получился своего рода алгоритм.

Кто скажет, что это такое?

АЛГОРИТМ - набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения некоего результата.

5. Учащиеся по очереди объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом. Все пишут в тетрадях.

Комментированное письмо

Слайд 4 (тема)

Слайд 5

Какой нелепый у тебя вид.

По дну оврага протекал неширокий ручей.

Эта ошибка у тебя вовсе не случайная.

Этот мальчик был не вежливый, а грубый.

Река не глубока, а мелка.

 =мелкая

Некрупная, но сладкая ягода;

Эта ваза не хрустальная.

Не мамин шарф

                               

Слайд 6

(Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, (не)глубокий колодец, вовсе  (не)строгий учитель.

Образец выполнения:

 Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, неглубокий колодец, вовсе не строгий учитель.

IV. Физминутка

На доске прикреплены кружки разного цвета. По очереди ищут их

V. Закрепление нового материала (10 мин)

Работа в парах со взаимопроверкой

1. Работа с учебником. Объяснительный диктант

I группа выполняет упр. 355

Ловушки!

II группа – упр. 356

III группа – работа по карточкам.

Списать

Сампаев, Мурашов

Коровосов, Сайгаева

2. Ребята, а вот  к следующему  заключительному этапу нашего урока вы сможете добраться лишь на плоту, которого пока нет, его необходимо срочно построить. Сможете? Чтобы плот был прочным, надо составить его из «дощечек» с именами прилагательными, , которые пишутся правильно, тогда плот не развалится, а «дощечки» с ошибками брать нельзя (их нужно отложить в сторону): в самый неподходящий момент они могут сломаться, и вы все  утонете. В дорогу!

Работа в парах

Учащиеся выбирают только примеры без ошибок, объясняя свой выбор

Упр. 355

Невнимательный-рассеянный,

Неаккуратность-растрёпанность, неряшливость

Несерьёзный-весёлый

Не вечерний – относит.

Неглубокий-мелкий

Неширокий-узкий

Не зависть – слово-отрицание

Невысокий-низкий

Не кожаный-относит.

Нездоровый-больной

Невежливый-грубый

Не соломенный – относит.

Не лунный – относит.

Несмелый – трусливый

Не заячий – притяж.

Не дядин – притяж.

Нездоров-болен

Неумён – глуп

Несчастливый-многострадальный, злосчастный

Нездоровье-болезнь

Карточка

Сгруппируйте слова со слитным и раздельным написанием

1. Невежливый;  нездоровый; неглупый; невзрачный;  небрежный;  ничуть не лёгкая ноша; совсем не интересная книга; не широкая, а узкая речонка; неглубокая извилистая речонка; невесёлое настроение; ненастный день; не крупная, а мелкая рыба.

Сгруппируйте слова, в которых НЕ – часть корня, НЕ – приставка, НЕ - частица

Нелепый; некрасивый; совсем не глупый ребёнок; невежественный человек;  ненавистный; невзрачный;  небрежный вид; невысокий стул; неряшливый; не узкий, а широкий ремень; совсем не длинное платье; несладкий чай; не мелкая, а глубокая река.

I группа

Выписать слова: нездоровится, отнюдь не интересный рассказ, неглупый, не высокий, а низкий, не каменный дом, не писать, ничуть не трудное задание, недорогая игрушка, не низок, а высок.

Ошибки: нелепый, не ученик, не лисья шуба

II группа

Выписать слова: ненастный, не умён, а глуп, нисколько не глубокая река, несладкий, неряшливый, ничуть  не красивая игрушка, не мамино платье, невежливый.

Ошибки: небрежный, нездоровый, невзлюбить, не деревянная ложка.

III группа

Выписать слова: ненастный, не понять, вовсе не глубокая река, неряшливый, невысокий, не узкий, а широкий, невесёлый.

Ошибки: небрежный, нелепый.

VI. Домашнее задание

(5 мин)

1. п. 62

2. Уметь пользоваться инструкцией

3. I группа: сочинение-миниатюра «Зимний лес» с использованием прилагательных с НЕ

II – III  группа: упражнение 357

Слайд 7

Домашнее задание

1. п. 62

2. Уметь пользоваться инструкцией

3. I группа: сочинение-миниатюра «Зимний лес» с использованием прилагательных с НЕ

II – III  группа: упражнение 357

VII. Рефлексия (5 мин)

1.Приближается к концу наш урок. Нужно сделать выводы о том, какие знания мы получили.

   С какой орфограммой мы сегодня познакомились на уроке?

- Когда не с прилагательными пишется слитно?

- Когда раздельно?

- Молодцы! Поработали сегодня хорошо.

- Теперь, ребята, давайте дадим оценку нашему уроку.

- Все ли мы сегодня соблюдали правила общения поведения? Все ли были тактичны, доброжелательны, толерантны?

- Найдите в нашей памятке слова с изученной орфограммой.

2.Отметки

Слайд 8

Памятка для говорящего

1.  Осторожно обращайтесь со словом. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

2.  Когда не согласен с кем-то, будь тактичен в споре, будь толерантен, следи за интонацией. Помни, что недоброжелательный ( враждебный, агрессивный) тон может обидеть человека. Не забывай, что твое недоброе (злое), отнюдь не корректное  слово больше огня жжет.

3. Такт - умение вести себя пристойно, уважая других; чувство меры в поведении, в поступках.

4. Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.

5. Толерантный – терпимый, снисходительный к чему-либо.

Не согласна -  это прилагательное в краткой форме. В современном языке оно уже не употребляется в полной форме. Существует целый ряд прилагательных, которые не употребляются в полной форме или имеют в краткой форме другое значение, например:

согласен, должен, нужен, рад, горазд и пр.

Такие слова с отрицательной частицей не пишутся, как правило, раздельно:

Я не согласна с вашим мнением.

Дед не рад нашему внезапному появлению.

Никто не должен ничего скрывать от меня.

Таким образом, краткие формы прилагательного "не согласен", "не согласна", "не согласно", "не согласны" пишутся раздельно. К тому же они выполняют синтаксическую функцию сказуемого или части его, из-за чего эти формы прилагательного часто путают с глаголом.

VIII. Исключения

1. Слитно с наречиями меры и степени: почти, совершенно, очень, в высшей степени, крайне, абсолютно.

Крайне неуютная комната

очень несмелый зверёк

абсолютно неважная заметка

2. Раздельно:

 не готов

не горазд

не должен

не намерен

не нужен

не обязан

не прав

не похож

не рад

не согласен

не способен

I группа

II группа

III группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных.

Цели урока:1. Познакомиться с орфограммой «Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных»;2. Учиться применять полученные знания на практике....

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис...

Урок русского языка в 6 классе "Написание сложных имен прилагательных"

Урок "Написание сложных имен прилагательных" направлен на формирование  навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл...