Наблюдение за звуковой плотностью текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
На основе лингвистического анализа сделаем вывод о связи смысла художественного произведения с его звуковым оформлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_fonetika.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за звуковой плотностью текста. (Урок–исследование)
Наблюдение за звуковой плотностью текста.
Цель: на основе лингвистического анализа сделать вывод о связи смысла художественного произведения с его звуковым оформлением.
Ход урока:
- Знакомство с терминами:
Звуковая организация речи – целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонаций, повторов и др. Применяется для художественной выразительности речи. Звуковая организация речи включает в себя: звуковые повторы (в том числе рифмы), звукопись(аллитерация, ассонанс), звукоподражание.
Аллитерация (от латинского слова ad – к, при и lit(t)era– буква)– повторение в стихотворной речи (реже–в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
- Сегодня мы понаблюдаем, как смысл стихотворения связан с его звуковой системой. Ученый-лингвист А. М. Пешковский в книге «Наш язык» писал, что нужно изучать речь звучащую. Этим мы и займемся.
- Записать в тетради:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
К. Бальмонт.
Из первой строки выпишите согласные звуки, дайте характеристику им. [j`в л`н j`в`т`j`в`ч`н вj`]
Вывод: в строке 14 согласных звуков. Из них: шумных звонких 4, шумных глухих 3, соноров 7; в звучании строки больше тона
Выпишите согласные из 4 строки [л`л`j`трвл`л`j`н`в] Самостоятельно сделайте анализ, подобный анализу 1-ой строки. Вывод: согласных 11, соноров 8, шумных звонких 2, шумных глухих 1. В звучании строки больше тона, чем шума.
Внимательно посмотрите текст. Какие согласные звуки преобладают? ([в] [л]) Сделайте вывод о звуковом оформлении текста.
Вывод: скопление соноров и шумных звонких помогают автору нарисовать звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего. Этому помогает и чередование [в], [л]. Мы будто чувствуем его ласковое дуновение, приятное прикосновение.
Итог урока.
На уроке мы познакомились с одним из видов поэтической фонетики – аллитерацией и сделали вывод о связи смысла худ. произведения с его звуковым оформлением.
Д/з: Доказать, что В. А. Жуковский в стихотворении «Море» при описании бури использует аллитерацию.
Разработка дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовые основы аттестации работников системы образования.
Кредитно-зачетная система в организации непрерывного профессионального образования педагогических работников.
Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к песне "jingle bells" с текстом и звуковым сопровождением Бони М
Эта яркая презентация подарит всем ребятам, начинающим изучать английский язык, рождественнское настроение и возможность самим исполнить самую популярную рождественскую песню....
Звуковой анализ текста
Тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а в ожидании встречи с тем явлением, которое наз...
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....
Конспект урока "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте" 10 класс
Урок "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте"...
Практическое занятие № 28. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Закрепление знаний о морфологии...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...