План-конспект урока русского языка. Обстоятельство. 5 класс. ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Христофорова Оксана Васильевна

 

Предмет: Русский язык

Класс: 5 «А»

Тема:  Обстоятельство.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obstoyatelstvo.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 5 «А»

Тема:  Обстоятельство.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).                                          

Учитель: Христофорова О. В.

Деятельностная цель: Создать  условия  для  усвоения  темы, развивать  готовность  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивать  мыслительные операции  школьников, навыки самоконтроля, схематичного  мышления, развивать  навыки  адекватной  самооценки.

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них,  уметь  графически  обозначать  однородные члены,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельств, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, виды обстоятельств; уметь находить обстоятельства в предложении, тексте, верно обозначать обстоятельство как член предложения, использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, К. Г. Лидман- Орлова; под ред. А. Ю. Купаловой.- М.: Дрофа, 2012.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Словарная работа.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Откройте тетради.

Запишите число.

Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему  урока.

Два слова ученик записывает у доски (медленно, безжалостно). Одно словарное слово новое. Запомнить. Отовсюду) Слайд 1.

Медле…о, безжалос..но (жалость),

Отовсюду (сл.слово),

Подготовка  класса  к  работе.

Отовсюду-прист.ото, корень всюду, сл.сл., медленно (от прил. медленный) корень - медл, суф. - енн, -о,безжалостно(жалость), без-прист.,жал- корень,

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Проверка домашней работы.

-Что такое определение?

-Что такое дополнение?

Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Проблемная ситуация.

Работа в паре Слайд 2

-Посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

-Учитель попросил Витю и Петю разобрать предложение по членам. Вот что у них получилось.

Витя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

Петя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

- Чем различаются эти предложения? Слайд 3.

- С кем из ребят вы согласны?

- Почему?

Медленно какая часть речи?

Какой это член предложения?

Предположите тему урока?

Запишите её в тетрадь. Слайд 4

Слушают, участвуют в беседе.

(тексты распечатаны каждому ученику)

- С Петей

- Задаём вопрос: приближалась (как?) медленно, значит это обстоятельство.

Наречие

Обстоятельство

Обстоятельство

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Предположите задачи урока, что должны узнать и чему научиться? Слайд 5.

                                 

                               

  Слайд 6

Слайд 6

УЗНАТЬ: Что такое обстоятельство, на какие вопросы отвечает, какова его роль в предложении.

НАУЧИТЬСЯ: Находить обстоятельство в предложении, ставить вопросы от главного слова к зависимому слову, составлять схему.

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) 

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Знакомство с теоретическим материалом. Слайд 7.

Возьмите Теорию, откройте стр. 29, параграф 18, прочитайте. Сделайте вывод.

Подумайте, что вам уже известно об обстоятельстве?

А что ново?

Возьмите карандаш, отметьте карандашом + и -

Я распечатала вам небольшую схему. Дома вклейте её в тетрадь для правил. Слайд 8

Виды обстоятельств

  • где? куда? откуда?
  • когда?

  • почему?

  • как?
  • зачем?
  • место действия

  • время действия

  • причина действия

  • образ действия
  • цель действия

О чем говорят эти вопросы обстоятельства?

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? как?

Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными с предлогами и чаще всего зависят от сказуемого.

(отмечают карандашом в учебнике: + известно, - неизвестно)

Делаю вывод.

Эти вопросы помогают уточнить, при каких обстоятельствах совершалось действие.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Физкультминутка

  • Слайд 9
  • Вновь у нас физкультминутка,
  • Наклонились, ну-ка, ну-ка!
  • Распрямились, потянулись,
  • А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
  •  Голова устала тоже.
  • Так давайте ей поможем!
  • Вправо-влево, раз и два.
  • Думай, думай, голова. (вращение головой)
  • Хоть зарядка коротка,
  • Отдохнули мы слегка.

Выполняют упражнение.

Первичное закрепление (4-5 минут) 

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Слайд 10

Используя опорный материал, вопросы, выполните следующее задание.

Выписать словосочетания с обстоятельствами, по вопросу определите значение обстоятельств.

Как мы будем выполнять данное задание? (Образец выполнения у доски).

1. Листья летят отовсюду и падают на воду.

2. Осенью лес надевает самые дорогие наряды.

3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.

4. Из-за сильного ветра закружились разноцветные листья.

5. На ночлег мы остановились на берегу реки.

Работают в паре. Письменно записывают в тетради.

Слайд 11 (проверка)

летят (откуда?) отовсюду –  место

падают (куда?) на воду- место.

надевает (когда?) осенью – время

серебрятся (как?) ярко – образ

закружились (почему?) из-за ветра – причина

остановились (зачем?) на ночлег - цель

остановились (где?) на берегу - место

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5 минут)

Выполняют самостоятельно упр.262 ( если останется время) Слайд 12

Взаимопроверка

Самостоятельно работают в паре:

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Информация о домашнем задании

Параграф 18, выучить правило « обстоятельство» упр. 265.

Записывают задание в дневник  (Слайд № 11). Подают дневники для оценки учителю.

Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

 Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Придумайте в группе   и запишите кластер на тему «Обстоятельство». (Слайд № 12)

 (Прочтение  кластеров)  (Слайд № 13)

Организует рефлексию (Слайд № 14):

 -Оцените то, как вы усвоили материал:

  1. Сегодня на уроке я узнал….
  2. Сегодня на уроке я научился…..

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Дифференцированные задания

1 упражнение

Критерии оценивания

Задание выполнено верно – 5 баллов

Задание выполнено частично- 3 балла

Задание не выполнено  – 0 баллов

Устно

Посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

-Учитель попросил Витю и Петю разобрать предложение по членам. Вот что у них получилось.

Витя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

Петя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

- Чем различаются эти предложения? Слайд 3.

- С кем из ребят вы согласны?

- Почему?

- Какой это член предложения?

Оцените себя на листах самооценки!!!

2 упражнение

Критерии оценивания

Задание выполнено верно – 5 баллов

Задание выполнено частично- 3 балла

Задание не выполнено  – 0 баллов

Выписать словосочетания с обстоятельствами, по вопросу определите значение обстоятельств.

 (Образец выполнения у доски).

1. Листья летят отовсюду и падают на воду.

2. Осенью лес надевает самые дорогие наряды.

3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.

4. Из-за сильного ветра закружились разноцветные листья.

5. На ночлег мы остановились на берегу реки.

Оцените себя на листах самооценки!!!

3 упражнение

Критерии оценивания

Задание выполнено верно – 5 баллов

Задание выполнено частично- 3 балла

Задание не выполнено  – 0 баллов

Выполните самостоятельно упр.252 (1 часть- устно, 2 часть - письменно).

Не забудьте сделать разборы!!!

Лист самооценки

Ф.И. ______________________________________________

№ Задания:

Кол-во баллов

Упражнение  № 1

Упражнение № 2

Итоговое кол-во баллов за урок

Максимальное количество баллов-  10 баллов - МОЛОДЕЦ!!!

9 баллов - Хорошо, но есть к чему стремиться

Менее 9 баллов - стоит обратить внимание на изучение  данной темы

Лист самооценки

Ф.И. ______________________________________________

№ Задания:

Кол-во баллов

Упражнение  № 1

Упражнение № 2

Итоговое кол-во баллов за урок

Максимальное количество баллов-  10 баллов - МОЛОДЕЦ!!!

9 баллов - Хорошо, но есть к чему стремиться

Менее 9 баллов - стоит обратить внимание на изучение  данной темы

Лист самооценки

Ф.И. ______________________________________________

№ Задания:

Кол-во баллов

Упражнение  № 1

Упражнение № 2

Итоговое кол-во баллов за урок

Максимальное количество баллов-  10 баллов - МОЛОДЕЦ!!!

9 баллов - Хорошо, но есть к чему стремиться

Менее 9 баллов - стоит обратить внимание на изучение  данной темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Календарно- темтическое планирование уроков русского языка 5 класс ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...

План – конспект вводного урока английского языка 2 классы

План – конспект урока английского языка  2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...