Презентация. БСП
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бессоюзное сложное предложение (БСП) Ч асти соединены по смыслу и с помощью интонации, без союзов и союзных слов .
ЦЕЛИ: УЗНАТЬ основные признаки БСП УЧИТЬСЯ определять смысловые отношения между частями БСП ТРЕНИРОВАТЬСЯ интонировать БСП
Типы интонации в БСП 1.Перечислительная [ ] , [ ] [ ] ; [ ] 1)Танк загорелся, раненый Игнат из последних сил вел машину на неприятеля. 2)Пулеметы, казалось, ни на секунду не умолкают; вдали, взрывая землю, показались танки.
2.Объяснительная [ ] : [ ] . 1)Сержант Юрьев не сдавался: смело, мужественно и толково действовал в обороне гвардии. 2)Он явственно чувствовал: плацдарм для наступления наших войск нужно удержать. 3)Иван почувствовал: кто-то дёрнул его за рукав. 4) Иван оглянулся: к нему бежал гитлеровец.
3. Сопоставительная [ ] - [ ] . 1.Смелые побеждают – трусливые погибают. (пословица) 2.Смолкал один – подхватывал напарник. (А.Гай «Наступление) 3.Пришла и к нам на фронт весна - солдатам стало не до сна. (А.Фатьянов «Соловьи») 4.Поднесли спичку – огонь запылал. 5. Посмотрит – рублём подарит. (Н.Некрасов)
Проверьте! 1 . Я вас любил – меня вы не любили. 3 .В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. 4. Впереди текла темная речка ; она ворчала , хлюпала о берег и быстро неслась дальше. 8 . Я понял : долго не смогу притворяться .
ТЕСТ 1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. 1)На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё вынести, если к этому нужда позвала. 2) Только не пришлось мне и года повоевать... 3)Два раза за это время был ранен, но оба раза по лёгкости… 4) Бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идёт, впереди стрельба, и уже начало попахивать жаренным…5)Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет ещё смотришь… 6) Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти…7) Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! 8) Ночью-то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя. (М. Шолохов «Судьба человека») 2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. 1)На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. 2)В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. 3)Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверёнки. 4)Шел май 1942 года. 5) На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград. (Б.Васильев «А зори здесь тихие») 3. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. 1) На следующее утро все разъяснилось: на Западном фронте был убит единственный сын Василия Васильевича, тоже Василий Васильевич, тоже медик, молодой, подававший надежды ученый, гордость и радость отца. 2) В положенные часы весь госпиталь, затаившись, ждал, придет или не придет профессор с традиционным своим обходом. 3) В сорок второй с напряжением следили за медленным, почти незаметным движением солнечного луча по полу. 4) Наконец луч коснулся выщербленной паркетины – все переглянулись: не придет. 5)Но как раз в это время раздались в коридоре знакомые тяжелые шаги и топот ног многочисленной свиты. 6)Профессор выглядел даже несколько лучше, чем вчера. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)
ПРОВЕРКА Ответы: 1) 4. 2) 5. 3) 1,4.
Основные признаки бессоюзных сложных предложений Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов. Имеют характерную интонацию. Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой̆ с запятой̆, двоеточием, тире.
ЦЕЛИ: УЗНАТЬ основные признаки БСП УЧИТЬСЯ определять смысловые отношения между частями БСП ТРЕНИРОВАТЬСЯ интонировать БСП
Домашнее задание – §30, упр.286( 1,2,3).
Наша память должна быть вечной: подвиги, совершенные дедами и прадедами, - это сегодняшняя, мирная жизнь, доставшаяся так непросто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...