Конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка открытого урока по русскому языку для 5 класса. УМК: Ладыженская Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
урок русского языка в 5 классе.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
- Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
- Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
- Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Метапредметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Сформулировать цели своей учебной деятельности;
- Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
- Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.
Личностные:
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Наталья Алексеевна.(бейдж) Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок. Ждут нас приключения и развлечения. Сегодняшний урок - приключение по стране русского языка. Но для этого нам нужен ключ - откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд №1) (Слайд №2 Речевка) Я- Кто за приключения? Путешествовать мы будем с вами на кораблях. На столах у вас конверты, выньте содержимое и назовите мне название вашего корабля. (Надежда, Удача, Здоровье, Счастье, Дружба) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. (Класс разбит на группы. 5 групп по 6 человек) | Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ( ориентировка на позицию партнера, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5-7 мин.) Цель:
3.Изучение нового материала (5-6 мин) ФИЗМИНУТКА (1 мин) Цель: сменить вид деятельности. | Для начала выполним небольшое задание. Сейчас я буду называть начало фразы, а вы постарайтесь её закончить. За каждый правильный ответ знатоки будут получать жетоны и собирать их в сундучках знаний. В конце урока мы их посчитаем и самым активным поставим оценки. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопросы _____________? Имя существительное относится к одному из трёх родов: Изменяется по ____________ и ____________. К 1 склонению относятся имена существительные _____________________. Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________. К 3 склонению относятся имена существительные ______________________. В предложении существительное чаще всего является ______________или ______________. Молодцы, ребята. Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать на уроке? (Имя существительное) Верно. Первую часть темы мы с вами сформулировали, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить следующее задание. Прочитайте слова на доске. Машина, чаща, жизнь, Женя, щука, чудесный. - Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы правильно написать эти слова? - Какое тут слово лишнее? - На какие две группы мы можем поделить эти слова? (нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные) Правильно, ребята. Сформулируйте мне тему урока полностью. Записываем в тетрадях тему. Вот мы уже на острове «Имя существительное», чтобы на него ступить, мы должны знать простой пароль, на какие вопросы отвечает эта ч.р.? ЗАДАНИЕ №1 Так и запишем вопросы в тетради в 2 столбика Кто? Что? СЛАЙД 5 Рассмотрите внимательно рисунок (стр 50, п.90) СЛАЙД 6 Попробуйте теперь самостоятельно записать слова, которые вы видите на картинке, распределяя их в 2 столбика. Проверка. Выводы. - Перечислите живые существа (Дети перечисляют) - А теперь – все неживые существа. -Какие из названных вами слов отвечают на вопрос кто? -а какие – на вопрос что? --Какую часть речи они представляют? ( Все они –существительные) -Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет) -Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?(живые) Дайте определение понятия – что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные. ЗАДАНИЕ №2Прочитайте информацию в учебнике и проверьте себя, правильно ли вы ответили на мой вопрос. А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | Фронтальная работа. Учащиеся дают устные ответы на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Групповая работа: анализируют увиденное на картинке, отвечают на вопросы. Индивидуальная работа: делают самостоятельные выводы по теме урока, записывают слова в тетрадь. Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения) | Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Этап закрепления изученного материала (3-7 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что? Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учитель: а сейчас, ребята, посмотрите вокруг и найдите новые слова в нашем классе. Выбираем слово, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске. Кто? Бегемот, лиса, бабочка, попугай, медведь Что? Трактор, дом, лопата, телефон, гриб Запишем эти слова себе в тетрадь через запятую. Учитель: итак, ребята. Мы решили, что имена существительные одушевленные и неодушевленные можно определить по вопросу. Но, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь? СЛАЙД 7 В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери) Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы) Ребята, давайте просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам) Учитель вызывает к доске 2 учеников, остальные склоняют в тетради 1 ученик 2 ученик И.п. (кто?) лисички (что?) лисички Р.п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек Д.п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам В.п. (кого?) лисичек (что?) лисички Т.п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками П.п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках Учитель: Какую разницу вы заметили при склонении? Во множественном числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных Вин падеж совпадает с Именит. падежом. Запишем в тетрадях правило: СЛАЙД 8 Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п. Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = И.п. | Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них существительные Работают со словом. | Контроль ( учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка ( оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция ( внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач , построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия) Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Самоопределение ( самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения) |
5.Рефлексия. (5 -6 мин) Цель:
| Рефлексия Учитель: -Давайте вспомним все об имени существительном -Что нового вы узнали об имени существительном? -Дополните, пожалуйста, текст Имена существительные называют людей и отвечают на вопрос… (кто?) - растения (что?) - животных (кто?) - предметы (что) - явления действительности (что?) -Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну имени существительного. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем. Штормы и ветры нам не страшны. Будь смел и отважен - Выставление оценок. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, получают оценки за урок. | Умение выражать свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (структурирование знаний,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
Домашнее задание п.90 упр 486 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-614582-1427997089.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-614582-1427997089.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-723989-1449831857.jpg)
Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
Цель урока: формировние представления о лексическом и грамматическом богатстве имени существительном....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-877363-1484545700.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199883-1360417089.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ технологий. Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
урок в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372469-1387806697.jpg)
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....