Материалы для подготовки к ЕГЭ. Задания №5 и №6
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Чернова Татьяна Сергеевна

Материалы для подготовки уч-ся 11 классов к ЕГЭ. Паронимы и нарушение лексических норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_blok.odt33.1 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКИЙ БЛОК

ПАРОНИМЫ (Задание №5)

АРТИСТИЧНЫЙ-АРТИСТИЧЕСКИЙ

ДИПЛОМАТИЧНЫЙ

ЭСТЕТИЧНЫЙ

МИКРОСКОПИЧНЫЙ

ДРАМАТИЧНЫЙ

ИРОНИЧНЫЙ

ДРУЖНЫЙ

ЗВЕРИНЫЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

ОРГАНИЧНЫЙ

ПОПУЛЯРНЫЙ

ПРАКТИЧНЫЙ

ТЕХНИЧНЫЙ

НАЛИЧИЕ-НАЛИЧНОСТЬ

ВЫГОДА

СОПРОТИВЛЕНИЕ

РАЗДРАЖЕНИЕ

ДОВЕРЧИВЫЙ-ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

БЛАГОТВОРНЫЙ

ЖЕЛАННЫЙ

ОБВИНЕННЫЙ

ПРИЗНАННЫЙ

ЭФФЕКТНЫЙ — ЭФФЕКТИВНЫЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЕДНЫЙ-БЕДСТВЕННЫЙ

БЕЗОТВЕТНЫЙ-

ПАМЯТНЫЙ-ПАМЯТЛИВЫЙ

НЕУДАЧНЫЙ

ДРУЖНЫЙ-ДРУЖЕСКИЙ

ОБРЫВОК-ОТРЫВОК

ОКЛИК

ОБХВАТИТЬ

ОТГОРОДИТЬ

ВДОХ

ДИКТАНТ-ДИКТАТ

ДИПЛОМАТ

АДРЕСАТ

НЕВЕЖА

СКРЫТЫЙ

КАМЕННЫЙ-КАМЕНИСТЫЙ

БОЛОТНЫЙ

ГЛИНЯНЫЙ

ЛЕСНОЙ

ПРЕТЕРПЕТЬ

ПРЕДСТАВИТЬ

ЖЕСТОКИЙ

                                                        ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (задание №6)

Моя автобиография

подниматься вверх

опускаться вниз

жестикулировать руками

прейскурант цен

совершенно мертвого

первая премьера

импортировались из-за рубежа

необычный феномен

богатая роскошь

основная суть

свободная вакансия

хронометраж времени

народный фольклор

рассказывать вслух

одно из двух альтернативных решений

коренные аборигены  

отступил назад 

 основным лейтмотивом  

отвлечённая абстракция

передовой авангард  

Дифференциация и разграничение 

с объемами сведений, информации 

площадь исследования, поиска 

 это основные, ключевые геометрические фигуры 

процесс анализа, разбора произведений 

Завоевать мировой рекорд 

звёзд с неба не ловил 

держал в грязном теле 

бóльшую половину  

спешил выразить ответ 

предпринял усилия

показывать им образец во всём

не уделяет значения 

Тренировочные упражнения 

Нарушение лексической сочетаемости

 

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов. 
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты. 2.Наши воины совершили много геройских подвигов. 3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов. 5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. 6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. 7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы. 8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. 9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной. 10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. 4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!» 5.Вся публика была уже в триумфе. 6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. 7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

 Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея. 2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы 3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. 4. Катерина оказала протест против темного царства. 5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой. 7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. 8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. 9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. 10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь. 11. Они работали как самые отъявленные специалисты. 12. В нашем коллективе надвигались радостные события. 13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят. 14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов. 

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. 2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями. 3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. 4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. 5. Успехами мы не блестим. 6. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам. 8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо. 9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. 11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках. 12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. 14. Девушка купила карие чулки. 15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. 17. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. 19. Это произошло глубокой весной. 20. В течение долговременного периода идет оформление документов. 21. Он был мне подлинным другом. 22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. 23. Он преклонил голову ей на плечо. 24. Сын склонил колени перед матерью. 25. Эта новость причинила ей удовольствие. 26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино. 27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем. 28. У нее были огромные каштановые глаза. 29. Он испытывал к нему крепкую ненависть. 30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ЕГЭ, задания типа В8

Данная презентация предназначена для устной работы по теме "Применение производной к исследованию функций" и составлена по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ, задания В8

Данная презентация предназначена для устной работы по теме "Применение производной к исследованию функций" и составлена по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике....

Материалы по подготовке к ЕГЭ, задания типа В8

Данная презентация предназначена для устной работы по теме "Применение производной к исследованию функций" и составлена по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ, задания 1-8

Материалы для подготовки к ЕГЭ, задания 1-8...

Готовимся К ЕГЭ по литературе. Материалы для подготовки к выполнению заданий 8, 9, 17. 1 часть

Представлены материалы для подготовки по следующим произведениям:«Слово о полку Игореве», А.С.Грибоедов  «Горе от ума», А.С.Пушкин «Дубровский», М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего в...

Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии

Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии позволит систематизировать знания и умения по разделам орфографии,  которые рассматриваются в  задания...