Рабочая программа "Русский язык 5 класс"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа "Русский язык 5 класс" Рыбченкова Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»

Руководитель МО

___________        Гуревич Н.О.

Протокол №__от «___»____2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по НМР

__________    Покорская Г.В.

«___»  ________    2019г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Ивотской СОШ

_____________Ефремова Л.В.

«___»      ________     2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для обучающихся 5 в класса

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Евдокимовой Анны Владимировны

                                                             

п.Ивот

2019

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются :

  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются :

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке;
  • освоение базовых понятий лингвистики;
  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
  • осознание эстетической функции родного языка.

Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Содержание учебного предмета

Введение -3 ч.

Знакомство с учебником. Роль языка в жизни человека. Язык как знаковая система. Лингвистика как наука. Язык как знаковая система. Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь. Особенности устной и письменной речи. Русский речевой этикет .Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). Рассуждение. Изложение. Монологическое высказывание. Повествование.

Фонетика, графика, орфография -12 ч. 

Фонетика как раздел лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Смыслоразличительная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог. Ударение. Корень слова, гласные ударные и безударные, правописание безударных гласных в корне слова, фонетический разбор слова, непроизносимые согласные.

Морфемика, словообразование, орфография -16 ч.

Морфемика, словообразование как разделы лингвистики, морфема, корень слова, родственные слова, окончание как формообразующая морфема, основа слова, основа слова, приставка и суффикс как словообразующие морфемы, сложные слова (сложение как способ словообразования).

Лексикология -41 ч.

Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Разговорная, книжная и нейтральная лексика, толковые словари. Орфограмма. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Понятие о лексической сочетаемости слова. Слова с ограниченной сочетаемостью. Тематическая группа, общее и частное в значении слов. Лексика. Синонимы. Роль синонимов в речи. Антонимы, роль антонимов в речи. Омонимы, паронимы. Понятие о чередовании, морфема. Понятие о чередовании. Чередование букв Е/И в корнях. Чередование букв А/О в корнях. Морфемы, суффиксы, правописание суффиксов – ЧИК и – ЩИК. Буквы И и Ы после приставок на согласные. Особенности написания приставок на З – С. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Крылатые слова.

 Морфология  -58 ч. 

Морфология как раздел лингвистики, части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, число, падеж имен существительных, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки имен прилагательных. Окончания имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные, синтаксическая роль полных и кратких прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимения. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Инфинитив. Личные формы глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Инфинитив. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий. Служебные части речи. Предлог. Союз.

Синтаксис и пунктуация -40 ч.

Синтаксис как раздел грамматики. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Словосочетание, отличие словосочетаний от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. Предложение, роль предложения в формировании и выражении мысли, отличие предложения от слова и словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, утвердительные и отрицательные предложения, интонационные и смысловые особенности предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске, интонационные и смысловые особенности предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определения. Дополнение как второстепенный член предложения, способы выражения дополнения. Обстоятельство как второстепенный член предложения, способы выражения обстоятельства. Однородные члены предложения, их роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении

Повторение  -5 ч.

Повторение фонетики и морфемики. Повторение изученного по лексике и морфологии. Повторение синтаксиса и пунктуации.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела(темы), тема урока

Кол-во час.

Дата проведения

план

факт

Введение

3

1

Язык и языкознание.

1

2.09

2

Язык и общение

1

3.09

3

Р.р. Текст

1

4.09

Фонетика, графика, орфография.

12

4

Буква и звук. Алфавит

1

5.09

5

Согласные звуки и  буквы. Глухие и звонкие согласные

1

6.09

6

Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные

1

9.09

7

Согласные звуки и буквы.Непроизносимые согласные

1

10.09

8

Гласные звуки и обозначающие их буквы

1

11.09

9

Слог и ударение

1

12.09

10

Р.р. Устный рассказ по картине

1

13.09

11

Правописание безударных гласных в корне слова. Гласные, проверяемые ударением

1

16.09

12

Правописание  безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные

1

17.09

13

Повторение по теме «Фонетика, графика»

1

18.09

14

Входной диктант

1

19.09

15

Работа над ошибками

1

20.09

Морфемика,  словообразование, орфография.

16

16

Корень слова, родственные слова

1

23.09

17

Окончание и основа слова

1

24.09

18

Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. Подготовка

1

25.09

19

Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. Написание

1

26.09

20

Приставки

1

27.09

21

Суффиксы

1

30.09

22

Приставки и суффиксы. Повторение

1

1.10

23

Р.р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста

1

2.10

24

Сложные слова

1

3.10

25

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

4.10

26

Подготовка к контрольной работе по теме«Морфемика,словообразование,

орфография»

1

7.10

27

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

8.10

28

Работа над ошибками

1

9.10

29

Р.р Изложение с продолжением. Подготовка

1

10.10

30

Р.р  Изложение с продолжением. Написание

1

11.10

31

Анализ изложения

1

14.11

Лексикология

41

32

Лексическое значение слова

1

15.10

33

Лексическое значение слова. Закрепление

1

16.10

34

Р.р. Устная и письменная речь

1

17.10

35

Разговорная, книжная, нейтральная лексика

1

18.10

36

Толковые словари

1

21.10

37

Правописание букв о-ё после шипящих в корне слова

1

22.10

38

Сложные случаи правописания о-ё в корне после шипящих

1

23.10

39

Однозначные и многозначные слова

1

24.10

40

Прямое и переносное значения слов

1

25.10

41

Понятие о лексической сочетаемости

1

28.10

42

Тематическая группа

1

29.10

43

Синонимы

1

7.11

44

Синонимы.Закрепление

1

8.11

45

Антонимы

1

11.11

46

Антонимы.Закрепление

1

12.11

47

Омонимы

1

13.11

48

Паронимы

1

14.11

49

Понятие о чередовании

1

15.11

50

Чередование букв е//и в корнях

1

18.11

51

Чередование букв е//и в корнях.Закрепление

1

19.11

52

Чередование о-а в корнях кос//кас

1

20.11

53

Чередование о-а в корнях лаг//лож

1

21.11

54

Проверочная работа по теме «Чередование гласных в корне слова»

1

22.11

55

Р.р. Изложение с продолжением

1

25.11

56

Р.р. Написание изложения с продолжением

1

26.11

57

Суффиксы чик-щик

1

27.11

58

Правописание ь знака перед суффиксами чик-щик

1

28.11

59

Буквы и-ы после приставок

1

29.11

60

Правописание и-ы после приставок на согласный

1

2.12

61

Р.р. Сочинение « Как я первый раз…»

1

3.12

62

Р.р. Написание сочинения

1

4.12

63

Особенности написания приставок на –з,-с

1

5.12

64

Трудные случаи правописания приставок на –з,с

1

6.12

65

  Фразеологизмы

1

9.12

66

 Крылатые слова

1

10.12

67

Р.р. Изложение прочитанного текста

1

11.12

68

Р.р. Написание изложения прочитанного текста

1

12.12

69

Повторение по теме «Лексикология»

1

13.12

70

Подготовка к контрольной работе по теме «Лексикология»

1

16.12

71

Контрольная работа по теме «Лексикология»

1

17.12

72

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

18.12

Морфология.

58

73

Части речи

1

19.12

74

Имя существительное как часть речи

1

20.12

75

Род имен существительных

1

23.12

76

Р.р. Выборочное изложение

1

24.12

77

Р.р. Написание выборочного изложения

1

25.12

78

Склонение имен существительных

1

26.12

79

Падеж. Число имен существительных

1

9.01

80

Морфологический разбор имени существительного

1

10.01

81

Буквы е-и в падежных окончаниях имен существительных

1

13.01

82

Правописание падежных окончаний существительных

1

14.01

83

Падежные окончания у существительных на –ия, -ие, -ий

1

15.01

84

Буквы о-ё  после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

1

16.01

85

Буквы о-ё  после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.Закрепление

1

17.01

86

Правописание не с именами существительными

1

20.01

87

Правописание не с именами существительными. Закрепление

1

21.01

88

Повторение по теме «Имя существительное»

1

22.01

89

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

23.01

90

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

24.01

91

Имя прилагательное как часть речи

1

27.01

92

Р.р. Повествование с элементами описания

1

28.01

93

Правописание окончаний имен прилагательных

1

29.01

94

Практическая работа по написанию падежных окончаний имен прилагательных

1

30.01

95

Краткие прилагательные

1

31.01

96

Правописание не с прилагательными

1

3.02

97

Правописаниене с   прилагательными. Закрепление

1

4.02

98

Морфологический разбор имени прилагательного

1

5.02

99

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»

1

6.02

100

Р.р.Написание сочинения по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»

1

7.02

101

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

10.02

102

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1

11.02

103

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

12.02

104

Имя числительное как часть речи

1

13.02

105

Морфологические и грамматические признаки числительных

1

14.02

106

Местоимение как часть речи

1

17.02

107

Морфологические признаки местоимений

1

18.02

108

Глагол как часть речи

1

19.02

109

Инфинитив

1

20.02

110

Правописание глаголов в неопределенной форме

1

21.02

111

Р.р. Средства связи предложений в тексте

1

24.02

112

Время глагола

1

25.02

113

Определение времени у глаголов

1

26.02

114

Р.р. Тип речи текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте

1

27.02

115

Р.р. Сочинение-описание.Подготовка к написанию

1

28.02

116

Р.р. Написание сочинения-описания

1

2.03

117

Спряжение глаголов

1

3.03

118

Морфологический разбор глагола

1

4.03

119

Правописание окончаний глаголов

1

5.03

120

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

6.03

121

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

9.03

122

Наречие как часть речи

1

10.03

123

Правописание о(е) после шипящих в суффиксах наречий

1

11.03

124

Ь после шипящих на конце наречий

1

12.03

125

Служебные части речи

1

13.03

126

Р.р. Сочинение по картине Подготовка к написанию

1

16.03

127

Р.р. Написание сочинения  по картине

1

17.03

128

Повторение по теме «Морфология»

1

18.03

129

Контрольная работа по теме «Морфология»

1

19.03

130

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

20.03

Синтаксис и пунктуация

40

131

Что изучает синтаксис

1

1.04

132

Словосочетание

1

2.04

133

Предложение – основная единица речевого общения

1

3.04

134

Главные и второстепенные члены предложений

1

4.04

135

Р.р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

1

6.04

136

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

1

7.04

137

 Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1

8.04

138

 Наши эмоции и их отражение в предложении

1

9.04

139

Р.р. Как писать отзыв

1

10.04

140

Что такое грамматическая основа предложения

1

13.04

141

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1

14.04

142

Выделение грамматической основы в предложении

1

15.04

143

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

1

16.04

144

Определение

1

16.04

145

Дополнение

1

20.04

146

Р,р.  Подготовка к сочинению на основе картины

1

21.04

147

Р.р. Написание сочинения

1

22.04

148

Обстоятельство

1

23.04

149

Контрольная работа по теме «Синтаксис»

1

24.04

150

Анализ контрольной работы

1

27.04

151

Р.р. Подготовка к подробному изложению

1

28.04

152

Р.р. Написание изложения

1

29.04

153

Однородные члены предложения

1

30.04

154

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

4.05

155

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

1

4.05

156

Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах»

1

5.05

157

Р.р. Вопросный план текста

1

6.05

158

Обращение

1

6.05

159

Р.р. План текста. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

7.05

160

Р.р. Написание изложения с элементами сочинения

1

8.05

161

Прямая речь

1

11.05

162

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

12.05

163

Контрольная работа по теме « Прямая речь»

1

13.05

164

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

14.05

165

Сложное предложение

1

15.05

166

Постановка запятых в сложных предложениях

1

15.05

167

Синтаксический разбор сложного предложения

1

18.05

168

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Тест

1

19.05

169

 Итоговый тест за курс 5 класса

1

20.05

170

 Анализ итогового теста. Работа над ошибками

1

21.05

Повторение

5

171

Повторение. Фонетика

1

22.05

172

Повторение.Морфемика и словообразование

1

25.05

173

Повторение. Лексика и фразеология

1

26.05

174

Повторение. Морфология

1

27.05

175

Повторение Синтаксис

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...