Собирательное числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Урок изучения нового материала по теме «Собирательные числительные» проводится с использованием ИКТ. Урок направлен на развитие мышления обучающихся с использованием презентации. (Презентация прилагается).
Отсюда и обучающие цели моего урока:
Цели: 1.Личностные: формировать способность к самооценке.
2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.
УУД: 1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.
3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.
4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).
Медиапродукт:
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные».
Винокурова Наталия Миайловна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 32», город Саранск
Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Урок изучения нового материала по теме «Собирательные числительные» проводится с использованием ИКТ. Урок направлен на развитие мышления обучающихся с использованием презентации. (Презентация прилагается).
Отсюда и обучающие цели моего урока:
Цели: 1.Личностные: формировать способность к самооценке.
2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.
УУД: 1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.
3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.
4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).
Медиапродукт:
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга и гостей. Очень хочется, чтобы вы все почувствовали радость от совместной работы. Вам комфортно?
- А начнем мы его с загадки: «Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: лучше всех выступили трое спортсменов Назаренко, Париос
и Ким. Возникает вопрос: «Кто эти спортсмены? Мужчины или женщины?»
- Чего не хватает для правильного ответа? (Информации)
- Давайте ещё раз проговорим, какую часть речи мы сейчас изучаем?
II. Мобилизующий этап.
(Слайд)
ИЧ - часть речи.
Обозначает количество и порядок предметов при счёте.
ИЧ отвечает на вопрос какой, сколько?
ИЧ делятся на количественные и порядковые.
Простые ИЧ состоят из одного слова, составные из нескольких.
Слова полтора, полтораста относятся к количественным числительным.
III.Активизирующий этап.
- Как известно, числительные часто входят в состав пословиц или становятся названием сказок. Назовите пословицы с числительным 7, а теперь сказку с числом 7.
(Слайд Сказка «Волк и семеро козлят»)
(Слайд «Волк и семеро козлят» - немецкая сказка братьев Гримм, опубликованная в составе цикла сказок в 1812—1815 году. Получила распространение в России в XIX веке, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «русской народной сказки». Известно русских вариантов — 20, украинских — 4, белорусских — 3.)
(Слайд)
- Ребята, сколько козлят в сказке? А почему семеро, а не семь?
- Эти слова отвечают на один вопрос. И обозначают количество. То есть, мы имеем дело с количественными числительными.
(Слайд)
- Числительное семь обозначает целое число.
- Но что обозначает числительное семеро? Чем оно отличается?
- Когда мы говорим о семи предметах, то эти предметы мы можем представить как вместе, так и по отдельности.
- Мы, например, можем вообразить, что козлята живут в самых разных районах страны.
(Слайд)
- Но если мы говорим «семеро» − то предметы могут представляться нам только вместе.
(Слайд)
- Действительно, в русском языке есть числительные, представляющие собой несколько предметов вместе, как единое целое, т.е. предметы объединяются, группируются, собираются.
- Если к глаголу «собираются» подобрать однокоренное прилагательное, то мы получим тему нашего урока.
Формулируем тему.
Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.
(Слайд)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно…………. в речи………….
- Ребята, а как вы думаете, сколько всего собирательных числительных?
Это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро.
IV. Изучение нового материала.
- Рассмотрите таблицу.
(Слайд)
Задание по таблице
– Давайте заполним первую свободную колонку.
- Таким образом, мы образовали собирательные числительные. А теперь самостоятельно: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка.
- Проверка по рядам (по цепочке)
(Слайд)
– Какой же вывод мы можем сделать? В чем особенность этих числительных?
(в отличии от обычных количественных они сочетаются не со всеми существительными):
(Слайд)
- Ребята, следует хорошо запомнить, что с существительными женского рода собирательные числительные не сочетаются.
- Давайте вернёмся к нашему предложению в начале урока. Так, кто же наши спортсмены мужчины или женщины? (трое спортсменов – м.р.)
- И мужской род существительного и мужской пол – не одно и то же.
Существительное стол – мужского рода. Но сказать трое столов мы не можем.
Мы должны сказать три стола.
Потому что столы – не люди.
– Да, вот такие эти числительные: не только собирательные, но еще и очень избирательные. Они очень тщательно выбирают существительные, с которыми сочетаются.
Физкультминутка. (Слайд)
- Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы)
- Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
- Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)
- Вывод: с какими существительными нельзя согласовывать собирательные числительные?
(Слайд) «Проверь себя» (Устно)
- Ребята, следующая наша цель – выяснить, какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
- А для того чтобы на него правильно ответить на этот вопрос, нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном (работа у доски и в тетрадях)
Им.п. трое лучших друзей
Р.п. троих лучших друзей
Д.п. троим лучшим друзьям
В.п. троих лучших друзей
Т.п. троими лучшими друзьями
П.п. о троих лучших друзьях
(Слайд)
(Слайд) Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
- И все-таки, есть одно собирательное числительное, которое сочетается с существительными женского рода!
- Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе).
(СЛАЙД) «Оба, обе»
- И если слово оба – мужского рода, то обе – числительное женского рода!
Эти собирательные числительные совсем не так привередливы, как остальные. Они сочетаются с любыми существительными своего рода.
(Слайд) «Запомните»
- Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 58 и в соответствии с ней выполним задание:
(Слайд) «Склонение оба, обе»
Распределительный диктант.
ОБЕ (ж.р.) | ОБА (м.р., ср.р.) |
По обеим сторонам дороги росли стройные белоствольные берёзки.
Щенок был маленький, белой масти, на обоих ушах по пятнышку.
Ухватилась обеими ручонками за меня и не пускает.
Двое сыновей у меня. Обоими я горжусь.
В обоих случаях ответ был неверным.
(СЛАЙД «Проверь себя).
(Слайд) «Давайте подумаем».
(Слайд) «Запомнить».
Вывод: к каким числительным относятся слова оба (обе). (Собирательным)
- Когда следует употреблять числительное обе, оба?
V. Контроль знаний, умений и навыков.
(Слайд)
Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер.
- Как вы думаете, что объединяет эти слова?
- А какое отношение имеют эти профессии к теме, которую мы сейчас изучаем?
- А если вы никогда не сделаете выбор в пользу данных профессий, значит, вам не надо знать, как правильно употреблять числительные в речи?
- Для чего ученику 6 класса надо знать склонение числительных и правильно употреблять их в речи?
(Я считаю, что без умения правильно употреблять их в речи образованный человек обойтись не может. Ученику нужно знать правила употребления числительных, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ по русскому языку, сдать успешно экзамен, чтобы уметь употреблять числительные на других уроках: математики, химии, физики)
Упр.423
Синтаксическая функция собирательных числительных.
- В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.
Однако собирательные числительные могут использоваться и без существительного.
Приехала она домой через двое с половиной суток (А. Чехов).
Семеро одного не ждут.
В коляске сидели двое (А. Чехов).
Перед полуднем все трое садятся на берегу реки (А. Чехов).
VI. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Собирательные числительные обозначают количество предметов как единое целое.
Собирательных числительных немного: от двое до десятеро.
Собирательные числительные имеют окончания, как и прилагательные.
Собирательные числительные сочетаются с
1. с сущ., обозначающими лиц муж. пола
2. с сущ., обозначающими детёнышей животных
3. с сущ., употребляющимися только во мн.ч. или обозначающими парные предметы
4. с существительными дети, ребята, люди, лица: четверо детей, трое ребят, пятеро людей, трое лиц.
- Следует хорошо запомнить, что с существительными женского рода собирательные числительные не сочетаются.
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
Числительные оба – мужского рода, обе – женского рода.
В предложении собирательные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят, но могут использоваться и без существительного.
В устной и письменной речи следует правильно употреблять собирательные числительные.
(Слайд)
Домашнее задание:
? 74, упражнение 422
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Количественные и собирательные числительные"
Работка урока к учбнику Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М., 2011.Урок дается перед изучением порядковых числительных как урок обобщени...
Тест по теме «Морфологические ошибки в употреблении форм количественных и собирательных числительных»
10 заданий. Для 8-11 кл....
Интернет - урок Собирательные числительные
Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и коммуникативной компетенций. ...
Количественные собирательные числительные. Склонение, употребление.
Презентация к уроку 6 класс (образовательная программа "Школа 2100")...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"
Здесь используется технология опорного конспекта....
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...