Работа с высокомотивированными обучающимися
статья по русскому языку
Олимпиада — это интеллектуальный спорт. А, как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Это должна быть Системная подготовка к олимпиаде по русскому языку:
- решение отдельных заданий на уроке (например, анализ предложений с грамматическими и речевыми ошибками, анализ паронимов, свои примеры паронимов и так далее);
- разбор олимпиадных заданий прошлых лет школьного, муниципального и регионального , заключительных этапов – на индивидуальных консультациях по русскому языку;
- разбор заданий– «Русский медвежонок», «Ломоносовский турнир по русскому языку» прошлых лет;
- самоподготовка обучающихся;
- ежегодные занятия «Летней школы Интеллект » по русскому языку:
- занятия по проблеме «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_vysokomotivirovannymi_obuchayushchimisya.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Олимпиада — это интеллектуальный спорт. А, как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Это должна быть Системная подготовка к олимпиаде по русскому языку:
- решение отдельных заданий на уроке (например, анализ предложений с грамматическими и речевыми ошибками, анализ паронимов, свои примеры паронимов и так далее);
- разбор олимпиадных заданий прошлых лет школьного, муниципального и регионального , заключительных этапов – на индивидуальных консультациях по русскому языку;
- разбор заданий– «Русский медвежонок», «Ломоносовский турнир по русскому языку» прошлых лет;
- самоподготовка обучающихся;
- ежегодные занятия «Летней школы Интеллект » по русскому языку:
- занятия по проблеме «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку»;
Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Если ребенок искренне любит предмет, интересуется им и готов прикладывать максимум усилий, чтобы изучить все его нюансы, то он уже имеет все шансы на победу.
Все остальное, в том числе «натаскивание» на важные алгоритмы выполнения олимпиадных заданий, — задача учителя.
Также немаловажно, на мой взгляд, доносить до школьников, что в языке и речи нет ничего скучного, что на каждом шагу таятся языковые изюминки, загадки и сюрпризы, стоит только посмотреть повнимательнее. То же можно сказать не только о языке, но и о любом другом предмете.
Если ребенок научится видеть в языковом и любом другом материале необычные, интересные, дискуссионные явления на разных уровнях, то он постигнет самое главное правило.
Говоря о практическом применении знаний, следует отметить, что школьнику необходимо объяснить одну вещь:
олимпиадные задания — это почти всегда набор определенных алгоритмов.
С одной стороны, есть типовые задания, которые меняются год от года, но все же основываются они на каком-то определенном наборе ключевых понятий, принципов и идей.
Нужно привыкнуть к их формулировкам, к метаязыку, понимать, что конкретно от нас требуют в том или ином задании, за что начисляют баллы.
чтобы школьник стал лучшим из лучших, его нужно постоянно мотивировать именно на проникновение в суть предмета, а не просто на преимущества, которые ему это может дать.
Как же лучше это делать?
Во-первых, мотивация детей крепнет по мере того, как они вникают в логику и структуру олимпиадных заданий, ведь нас всегда воодушевляет собственный успех, когда мы начинаем понимать то, что прежде было «темным лесом».
Во-вторых, детям всегда полезно рассказывать как можно больше оригинальных, необычных, неоднозначных фактов. Нельзя не удивляться, например, тому, что в русском языке слова «чан» и «скатерть» являются исторически однокоренными и восходят к слову «доска», что слово «дважды» буквально означало «пройдя два раза», что слова «начало» и «конец» исторически однокоренные, что слова «бык» и «пчела» восходят к одному и тому же звукоподражанию.
С другой стороны, до него следует донести, что есть универсальные базовые навыки, необходимые для решения абсолютно любых задач. В случае с русским языком, например, это навыки анализа языкового материала на разных уровнях. Если их отрабатывать, начиная с самых основ, с простых заданий, ученики постепенно осмыслят язык как целостную и логичную систему, в которой все взаимосвязано. Тогда ребенок будет видеть любую задачу как набор определенных алгоритмов, которые при этом иногда могут применяться нестандартно.
Умение видеть одни и те же понятия, выраженные разными словами, смотреть на одно и то же явление под разными углами зрения — это и есть метаязыковые навыки.
И разгорается дискуссия, в ходе которой, выясняется, к примеру, что стол так назван вовсе не потому, что он стоит (данное существительное на самом деле мотивировано глаголом стелить), а вот стена как раз именно по этому признаку и получила свое имя, что слово «потолок» буквально означает предмет, находящийся напротив пола. В каком фразеологизме встречается устаревшее название пола или дна? Правильно, сгореть до тла! А слово «стул» заимствованное, но при этом содержит тот же индоевропейский корень, что исконно русские слова «стоять» и «ставить».
А дальше мы, отталкиваясь от этих примеров, переходим к общей логике, учимся доказывать родство слов регулярными чередованиями фонем, доказывать тождественность корня в исторически родственных словах, объясняя каждую фонему.
Совсем как теоремы в математике!
Такая работа с этимологией слов, а также работа в аналогичном ключе с другими разделами языка мотивирует учеников узнавать больше, учиться мыслить от частного к общему.
Распределение заданий по темам может выглядеть следующим образом:
1) фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения «буква / звук», особенностей произношения и др.; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания об истории русской письменности);
2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
4) лексикология, фразеология и семантика (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка — фразеологизмов);
5) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определѐнных типах словарей);
6) история языка, диалектология, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм и др.)
Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе.. Хотя, как сказал английский историк и философ, «не успех, а усилие заслуживает награды».
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, опираюсь на языковое чутье и смекалку школьника. Язык не существует отдельно от истории и культуры русского народа. Поэтому целесообразно познакомить учащихся с основами знаний в области истории языка и культуры русского народа.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа);
-знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку и литературе.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я свою роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с высокомотивированными детьми на уроках математики
В статье подробно описана организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики....
Специфика работы с высокомотивированными учащимися на уроках английского языка.
В данной статье описаны основные образовательные технологии, методы и приемы работы с высокомотивированными учащимися....
Методика работы с высокомотивированными учащимися.
Предлагаю вариант календарно-тематического планирования организации работы с высокомотивированными учащимися. в рамках введения и реализации ФГОС ООО....
Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повсе...
Система работы с высокомотивированными обучающимися. Подготовка к олимпиадам и конкурсам. Бурмистрова Елена Юрьевна, ШМО, 26.03.2021
Система работы с высокомотивированными обучающимися. Подготовка к олимпиадам и конкурсам. Бурмистрова Елена Юрьевна, ШМО, 26.03.2021...
Работа с высокомотивированными(одарёнными) обучающимися, подготовка к олимпиаде. Учитель математики: Обыскалова Г.В. ШМО, 26.03.2021
Работа с высокомотивированными(одарёнными) обучающимися, подготовка к олимпиаде. Учитель математики: Обыскалова Г.В. ШМО, 26.03.2021...
Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка
Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....