Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное. Повторение изученного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок проводится после изучения темы "Имя существительное". Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить орфографические навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_povtorenie_izuchennogo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 5 классе по теме

«Имя существительное. Повторение изученного»

Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Масленникова Ю.Н., МБОУ «Тургеневская СОШ», Ардатовский муниципальный район, РМ

Цели и задачи:

1) познавательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения и существительные на -ий, - ия, -ие;

- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

2) развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

- развитие воображения;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор,  учебник Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс .

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.Работа по теме: На слайде слова:

Весна, небо, солнце, проталины, ручьи, птицы.

- Слова какой части речи дают название каждому предмету? (имена существительные)

 - Вспомните, что вы знаете об имени существительном.

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и

-явления природы (дождь, ветер),

-события (праздник),

- животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

-Почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные  имена  существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о грамматических признаках имен существительных?

 (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное.

Имеют мужской , женский и средний род, 1-е,2-е,3-е склонение,).

- Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

 (Имена существительные в предложении являются подлежащим, дополнением, обстоятельством, реже- сказуемым)

   

2 Целеполагание и мотивация

- Попробуем вместе сформулировать цель  нашего урока,

Дети предлагают цели:

- вспомнить, что такое имя существительное;

- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

- как изменяются имена существительные?

- каким членом предложения может быть?

- Запись числа и темы урока.

Составьте  предложения с данными словами. Прочитайте, что у вас получилось.

(Наступает весна. Небо стало прозрачным и нежно-голубым. Ярко светит солнце и отражается в лужах солнечными зайчиками. На пригорках появились первые проталины. Зашумели, зажурчали в оврагах ручьи. Огласили поля и леса звонкими криками первые перелетные птицы).

- Какова тема вашего текста? (Весна)

  • Какова самая главная примета весны, по вашему мнению?
  • Сегодня мы с вами представим, что мы пришли в весенний лес. Что мы там с вами можем увидеть и услышать весной?

  • Сегодня у нас необычный урок- урок-экскурсия, а совершим мы ее по нашему лесу.
  • Мне хочется вспомнить слова писателя –натуралиста  В. Бианки: «Сдаётся мне, жить на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! И как дух поднимает их лёгкий, свободный полёт! А волшебное их искусство гнёздостроения! Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц?»).

- А вы любите играть?  А теперь - загадки о птицах.

а)        Землю лечит, словно врач,

Чёрный, важный, птица - ...(грач).

б)        На дубу висит дворец,

В нём живёт жилец - ...(скворец).

в)        Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает.(Сова).

г)        Молод конь за морем бывал.

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце.   (Ласточка).

д)        Бела, как снег, черна, как жук,

Зелена, как луг,

Вертится, как бес,

И повертка в лес.  (Сорока).

е)        В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик).

ж)Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.(Грач).

 Задание Определите падеж  имен существительных.

 

   Встречать грачей

  Голосистый скворец ,

  О лесной сове ,

  Увидеть ласточку ,

  Любоваться сорокой ,  

  Спугнуть кулика .

  • Ребята, как называют учёных, которые изучают жизнь и повадки  птиц? (Орнитологи).Наука, изучающая птиц- орнитология.

Запишите слова в «Словарь трудных слов»

Составьте и запишите предложение сданным словом.

Орнитологи сообщили о местах гнездования  журавлей.

Орнитологи установили фотокамеры в местах  обитания лебедей .

  •  У нас в классе тоже есть ребята, которые увлечены жизнью птиц. Сейчас они нам о них расскажут.

Рассказ первого «орнитолога» о скворце.

        О скворцах говорят: «На крыльях весну принесли». Прилетают они с зимовки в конце марта. Зимуют в Западной и Южной Европе, на Северном Кавказе. Весной самцы прилетают первыми. Найдя подходящий скворечник, начинают петь. У их песни 2 цели: отпугнуть других самцов-скворцов и привлечь самок. Когда они прилетают, скворцы поют особенно вдохновенно: головка вздёрнута, опущенные крылышки трепещут, всё тельце вздрагивает. Эти песни продолжаются до самого вылупления птенцов, потом раздаются реже, ведь скворцы теперь кормят детей.

Скворцы — певцы-пародисты. Они запоминают и удачно пародируют голоса множества птиц:        дрозда, вертишейки, тетерева. Могут

передразнивать до 12 видов птиц. Слушаешь скворца - и разгадываешь своеобразный кроссворд: вот скворец «замяукал» иволгой, вот защебетал ласточкой, вот закричал пустельгой. Но даже тому, кто в птичьих голосах не разбирается, интересно: то раздастся «скрип колеса», то «кудахтанье курицы», то «кваканье лягушки». А один пернатый певец, живший в саду Дома писателей, научился воспроизводить... стук пишущей машинки!

Скворцы уничтожают до 92% беспозвоночных вредителей: жуков, щелкунов, гусениц. Всем этим они кормят птенцов. Они могут жить не только в скворечниках, но и в дуплах деревьев, в норах береговых ласточек, в нишах под крышами домов.

Прослушивание пения скворца в записи «Голоса птиц».

Цифровой диктант.

Задание: определите склонение имён существительных

Серый гусь          

 Гордая сова

Лесная кукушка

Смелый грач

Красивый снегирь

 Птичье гнездо

Белый лебедь

Лесная выпь

Ответы:  1)-2;  2)-1;  3)-1;  4)-2;  5)-2;  6)-2; 7)-2; 8)-3.         

Рассказ 2-го «орнитолога» о жаворонке.

       Жаворонки прилетают вместе со скворцами и на лету весело поют. Жаворонка называют полевой птицей, его дом - поля, пастбища, луга, опушки леса. С первых дней весны и до середины лета слышны здесь его песни. В них - журчание ручейка, перезвон колокольчика. Этими песнями восхищался И. С. Соколов-Микитов, С. Т. Аксаков признавался, что заслушивался ими до слёз, а писатели и поэты пытались словом передать очарование весеннего гимна жаворонка.

Это одна из немногих птиц, которые поют на лету. Он кругами поднимается всё выше и выше. До 10 - 12 минут длится песня жаворонка. Внешне это неприметная птичка: серенькая с тёмными крапинками. За лето чета жаворонков выводит птенцов дважды, а на юге даже трижды! Они очень полезны, т. к. уничтожают вредителей полей и склёвывают зёрна злаков только с земли, а не из колосьев.

  1. Практическое задание: выписать из «Этимологического словаря» историю слова «жаворонок», составив сложное предложение (или 2-3 предложения). Зачитать их. В какой праздник пекутся «жаворонки»?

Рассказ 3-го «орнитолога» о певчем дрозде.

      Слушать дрозда лучше всего на закате солнца, когда в лес придут сумерки. В это время, пожалуй, ни один дрозд в лесу не молчит, птицы как будто соревнуются в умении выводить голосом «коленца», причудливые, затейливые. Ведь пение самцов должно привлечь самок! Солисты обычно усаживаются на самую вершину сосны или ели. Увидеть их можно, а вот разглядеть трудно. Птицы эти очень осторожные, не подпускают человека близко, даже могут бросить своё гнездо, если им мешает человек. Птенцов у дрозда обычно пять. Дрозды кормят детей не только гусеницами, мокрицами, пауками, но и ягодами: малиной, ежевикой, калиной. Гнёзда дрозды строят в развилках деревьев, чаще всего на елях, так как густая хвоя надёжно их закрывает. Мягкой подстилки в гнезде нет, оно изнутри покрыто утрамбованной древесной трухой. Сам дрозд с тёмной спинкой, со светлой грудкой, покрытой треугольными коричневыми пятнами. Ростом он со скворца.

Тренировочное упражнение  (в группах)

          Разберите по составу названия лесных птиц :

  • Дрозды
  • Соловьиный
  • Скворушка
  • Мухоловка

Рассказ 4-го «орнитолога» о соловье.

(Прослушивание пения дрозда и соловья на записи «Голоса птиц»),

       Соловей - птица-невидимка. Все могут слышать его песню, но видят его лишь немногие. Соловей прилетает в I декаде мая, когда деревья уже покрыты молодой листвой.

По красивой народной примете, соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа. Соловей неприметен: чуть крупнее воробья, серо-бурого цвета. Он неярок и очень осторожен. Но на вечерних и утренних зорях, а также ночью, когда он так удивительно поёт, теряет свою неосторожность, а увидеть его невозможно из-за темноты.

Прежде чем стать хорошим певцом, соловей, как и человек, долго учится. Лишь на третий год жизни он становится достойным певцом. Существуют даже «соловьиные школы»: старые соловьи поют, а рядом сидят молодые птички и учатся пению. Вот такая соловьиная «консерватория».

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули , кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Рассказ 5-го «орнитолога» о зяблике

          Зяблики прилетает вслед за скворцами. Зимует в Италии, Испании, Франции (на юге). Говорят: «Зяблик поёт с росчерком», то есть вначале короткая трель, а за ней энергичный «росчерк». Его нельзя ни с кем спутать. Он так громко поёт в лесу, что заглушает всех птиц. Это самая многочисленная и голосистая птица в лесу. Песня у зяблика короткая, но он часто её повторяет. Натуралист О. Хейнрот насчитал, что за 2 часа зяблик пропевает её 824 раза! Самец очень красив - у него яркое оперение и белые полоски на крыльях.

Гнездо зяблика - произведение птичьего искусства: толстое, прочное, глубокое, очень аккуратное, а снаружи облицованное берестой и лишайником. Если зяблик «рюмит» (поёт «рю-рю-рю»), значит, он в опасности; а если опасность велика, то он «пинькает». Зяблики питаются насекомыми, семенами деревьев, кустарников.

На юге зяблики выводят за лето 2 выводка.

Задание к тексту:

Зяблик - это самая многочисленная и голосистая птица в нашем лесу.

Произвести морфологический разбор  имени существительного: в лесу

 

Рассказ 6-го «орнитолога»

Мухоловка - пеструшка

         Мухоловку сразу можно узнать по одной особенности поведения. Она беспрестанно потряхивает своими крылышками, как будто хочет взлететь, а не может.

Ест мухоловка не только мух, главный её корм - гусеницы и пауки. Самый красивый из мухоловок - самец, его чёрно-белый наряд похож на наряд сороки. А самка - бурая, брюшко беловатое. Прилетают в конце апреля на те же места, где гнездились и раньше. В лесу они селятся в дуплах, в разных трещинах деревьев, в старых дуплах дятлов, с которыми «дружат». Улетают мухоловки на зимовку в Испанию в конце августа. Или зимуют на берегах Нила в Египте.

Игра  «Конструктор». Соберите пословицы.

Человек без Родины -           которой своё гнездо не мило.

Глупа та птица,                      своё гнездо любит.      

Всякая птица                          соловей без песни.

- Какова основная тема пословиц ?  (Родина)

(Как птица любит свое гнездо, так и человек любит свою Родину.)

В природе столько красоты–
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
 

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
 

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
 

                                             В. Чижов

Итог урока:

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали?

Куда ещё хотели бы совершить экскурсию?

Домашнее задание:

1. составить письменный рассказ о любой лесной птице (кроме тех, с кем знакомились на экскурсии).

2. Решить кроссворд.

Кроссворд «Наши птицы».

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

2

 

 

ш

 

 

 

 

5

 

 

 

3

 

 

з

 

ч

 

 

к

 

 

 

 

ж

 

 

 

с

 

 

я

 

а

7

з

а

р

я

н

к

а

 

1

в

о

р

о

б

е

й

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

й

 

 

л

 

к

 

 

 

4

м

у

х

о

л

о

в

к

а

 

и

 

а

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

а

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наша дворовая птица.
  2. Птица, живущая у моря.
  3. Крикливая лесная птица - пересмешница.
  4. Птица - истребитель мух.
  5. Лучший певец русских полей.
  6. Имя птицы говорит о том, что она боится холода.
  7. Птица, своим пением разбудившая зарю.
  8. Птица, живущая в часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе школы глухих по теме "Имя существительное. Повторение изученного".

Презентация содержит задания и упражненияигрового характера, доступные для глухих учащихся,  по теме "Имя существительное"...