Имя числительное. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект повторительно-обощающего урока русского чзыка в 6 классе по теме "Имя числтельное". Форма проведения: деловая игра "Круглый стол". Ученики проходят пять кругов повторения имени числительного: морфологические признаки, разряды, правописание мягкого знака, склонение числительных и употребление собирательных числительных. Каждый круг имеет три уровня: теоретический, практический и взаимопроверка. В паузах между кругами - интересная и полезная информация об имени числительном. Каждый из кругов, представленных на уроке, можно развернуть в самостоятельный урок или элемент на уроке "открытия нового знания" для закрепления материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Бондаренко А.Н.
МКОУ «Алеховщинская СОШ»
Лодейнопольского района
Ленинградской области
Тема: имя числительное
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: Деловая игра «Круглый стол»
Цель: закрепление и расширение знаний уч-ся об имени числительном.
Задачи:
- повторить и закрепить материал по теме "Имя числительное":
- закрепить понятие о числительном как части речи,
- повторить деление числительных на разряды по значению и по составу
- обобщить знания об особенностях изменения числительных,
- повторить сведения о морфологических и синтаксических особенностях данной части речи
- развить умений отличать числительные от других частей речи,
- использовать числительные в своей речи (устной и письменной);
- развивать навыки работы в группах, парах;
- продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы и приёмы:
1) исследовательский
2) репродуктивный
3) КСО
- задания исследовательского характера
- работа со схемами и таблицами
- задания на развитие речи
- нетрадиционная форма работы
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: знают теоретический материал и осуществляют правильный выбор написания изученных орфограмм
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
ХОД УРОКА
Доброе утро, ребята! Садитесь. Я рада приветствовать вас сегодня на нашем необычном уроке. Это урок-праздник. Сегодня у нас гости. А послезавтра начинаются каникулы. Вот как много радости. Да и весна за окном. А что делают люди, когда у них праздник и хорошее настроение? Правильно, поют…
Песня «Дважды два – четыре»
Ну я почти уверена, что вы догадались, почему мы сегодняшний урок начали с этой задорной песни. Догадались? Почему?
- Хорошее настроение… И будем говорить о числительных…
- А что о них говорить? Мы же уже всё изучили…
- Правильно – необходимо все повторить, обобщить и закрепить.
- А что именно, на ваш взгляд, мы будем повторять? Спланируем нашу работу…
Верно: морфологические признаки, разряды или группы по значению и составу, правописание Ь знака, склонение числительных и употребление собирательных числительных. Молодцы!
Повторение пройдет в форме игры «Круглый стол». Перед нами 4 группы-команды. В каждой группе капитан, который руководит работой команды. Игра состоит из 5 тематических кругов, которые мы с вами запланировали. Не забудьте, что круг должен замкнуться не позднее чем через 6 минут. Берегите свое ВРЕМЯ и время своих товарищей.
Помните, что команда, которая БЫСТРЕЕ ВСЕХ подготовит теоретический вопрос, получает БОНУС. Кроме того бонусы будут получать команды, которые покажут свою активность и слаженность в работе.
Ученики, выступающие от команды, за полный ответ получают два ЖЕТОНА, за неполный один. Каждое дополнение тоже оценивается жетоном. По результатам игры все жетоны суммируются и превратятся в оценку.
Все участники КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ получает пятерки.
Сегодня вообще можно получить много оценок.
Вы получите также оценки за работу на карточках…
Ну а наши гости сегодня будут и нашими уважаемыми экспертами. Они будут заведовать ФОНДОМ БОНУСОВ и ОЦЕНИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ работы.
Итак, запускаем 1 круг. Он посвящен МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
1 теоретический уровень. Для повторения морфологических признаков числительных воспользуемся моделью Фрейера. Возьмите ваши модели, которые вы делали дома. Проанализируйте их. И решите, какая модель, по-вашему, самая лучшая в вашей команде. И кто ее будет защищать. Кто готов? Ответ
А теперь все модели передайте нашим уважаемым экспертам на оценку. Самая активная команда получит бонус.
2 уровень – практический. Достаньте из конверта белые карточки. Приготовьтесь к игре «Верно – неверно»
1 круг. 2 уровень.
Карточка №
Если вы согласны с утверждением, поставьте + под номером вопроса, если не согласны, поставьте - | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
- Имена числительные делятся на количественные и порядковые
- Слово «двойка» - это имя существительное
- Имена числительные используются в разных стилях речи
- Составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями
- Мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать
- Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения
- У количественных числительных есть разряды, обозначающие дробные числа
- При склонении дробных числительных первая часть склоняется как количественное числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе
- В составных порядковых числительных склоняются все слова
3 уровень – взаимопроверка. Достаньте зеленые карточки.
1 круг. 2 уровень.
КЛЮЧ
Если вы согласны с утверждением, поставьте + под номером вопроса, если не согласны, поставьте - | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- | + | - | + | - | + | - | + | + | - |
Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ОРАНЖЕВЫХ карточках-табло ваш результат.
А сейчас немного отдохнем. У нас пауза – минутка интересной информации.
ПАУЗА
Приглашаем Арину и Настю. Арина расскажет о необычной цифре – 7, а Настя - о цифре 1000
2 круг посвящен РАЗРЯДАМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1 уровень: Расскажите о группах числительных по значению и по составу. Приведите примеры.
2 уровень: Достаньте белые карточки.
2 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного | |||||
количественное | порядковое | простое | составное | ||
Пример: четырнадцать | + | + | |||
1 | Двенадцать | ||||
2 | Тридцать семь | ||||
3 | Сто шестнадцать | ||||
4 | Пятнадцатый | ||||
5 | Сто второй | ||||
6 | Триста тридцать пять | ||||
7 | Пятьсот двадцатый | ||||
8 | Шесть | ||||
9 | Двести одиннадцать | ||||
10 | Девятьсот три |
3 уровень: взаимопроверка. Достаньте зеленые карточки
2 круг 3 уровень
КЛЮЧ
Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного | |||||
количественное | порядковое | простое | составное | ||
Пример: четырнадцать | + | + | |||
1 | Двенадцать | + | + | ||
2 | Тридцать семь | + | + | ||
3 | Сто шестнадцать | + | + | ||
4 | Пятнадцатый | + | + | ||
5 | Сто второй | + | + | ||
6 | Триста тридцать пять | + | + | ||
7 | Пятьсот двадцатый | + | + | ||
8 | Шесть | + | + | ||
9 | Двести одиннадцать | + | + | ||
10 | Девятьсот три | + | + |
Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ЖЕЛТЫХ карточках-табло ваш результат.
ПАУЗА И вновь минутка интересной информации.
С историей числительных 40, миллион и сказочного расстояния «тридевять земель» нас познакомят Коля, Оля и Герман.
3 круг. ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1 уровень. Расскажите о правильном правописании Ь в числительных. Приведите примеры.
2-й уровень: Заполните таблицу, поставив крестик в колонке, где нужно писать Ь в середине числительного или в конце.
3 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в колонке справа, указав, где нужно писать Ь | |||
В середине | На конце | ||
Образец: Сем..надцат.. | + | ||
1 | Восем..надцат.. | ||
2 | Шест..надцат.. | ||
3 | Сем..сот.. | ||
4 | Девят..надцат.. | ||
5 | Пят..надцат.. | ||
6 | Девят..сот.. | ||
7 | Шест..десят.. | ||
8 | Сем..десят.. | ||
9 | Восем..сот.. | ||
10 | Пят..десят.. |
3-й уровень - взаимопроверка.
Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ЗЕЛЕНЫХ карточках-табло ваш результат.
ПАУЗА И снова пауза. На этот раз минутка движения. Ее для нас подготовила Диана. Будьте внимательны – зарядка на внимание.
4 круг. Склонение имен числительных. ХОРОВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.
1-й уровень: Расскажите об особенностях склонения имен числительных (количественных, порядковых, простых и составных)
2-й уровень: Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ОШИБКА
4 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка | ||
Образец: 1. Р.п. пятидесятью, | + | |
1 | Д.п. - тремстам двадцати пяти | |
2 | П.п. - о двухстах шестидесяти семи | |
3 | Т.п. - девяноста шести | |
4 | Р.п. - четырехста пятидесяти трех | |
5 | Т.п. - шестистами восемнадцатью | |
6 | П.п. - о восьмистах девяноста двух | |
7 | Р.п. - пятиста семьюдесятью трех | |
8 | П.п. – о ста двадцати восьми | |
9 | Д.п. – к сорока девяти | |
10 | Т.п. - семьюстами восьмьюдесятью одним |
3-й уровень - взаимопроверка.
4 круг 3 уровень
КЛЮЧ
Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка | ||
Образец: 1. Р.п. пятидесятью, | + | |
1 | Д.п. - тремстам двадцати пяти | |
2 | П.п. - о двухстах шестидесяти семи | |
3 | Т.п. - девяноста шести | + |
4 | Р.п. - четырехста пятидесяти трех | + |
5 | Т.п. - шестистами восемнадцатью | + |
6 | П.п. - о восьмистах девяноста двух | |
7 | Р.п. - пятиста семьюдесятью трех | + |
8 | П.п. – о ста двадцати восьми | |
9 | Д.п. – к сорока девяти | |
10 | Т.п. - семьюстами восьмьюдесятью одним |
Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ГОЛУБЫХ карточках-табло ваш результат.
ПАУЗА.
И снова пауза. Сейчас игра «Я диктор» Всем известно как много делают наши дикторы ошибок при произношении числительных. А наши дикторы? Кто сегодня смелый?
5 круг. Собирательные числительные
1-й уровень: Расскажите об особенностях употребления собирательных числительных. Приведите примеры.
2-й уровень: Заполните таблицу, поставив крестик только напротив правильных вариантов использования собирательных числительных.
5 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные | ||
Образец: Семеро одного не ждут. | + | |
1 | Шестеро девочек великолепно исполнили танец. | |
2 | Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге. | |
3 | Двое лошадей скакали по лугу. | |
4 | За лошадьми едва поспевали трое жеребят. | |
5 | Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы. | |
6 | На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова | |
7 | На столе стояло четверо стаканов. | |
8 | По обоим сторонам дороги двигались машины | |
9 | Трое котят забрались в папину шляпу. | |
10 | Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди. |
3-й уровень - взаимопроверка.
5 круг 3 уровень
КЛЮЧ
Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные | ||
Образец: Семеро одного не ждут. | + | |
1 | Шестеро девочек великолепно исполнили танец. | |
2 | Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге. | + |
3 | Двое лошадей скакали по лугу. | |
4 | За лошадьми едва поспевали трое жеребят. | + |
5 | Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы. | + |
6 | На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова | + |
7 | На столе стояло четверо стаканов. | |
8 | По обоим сторонам дороги двигались машины | |
9 | Трое котят забрались в папину шляпу. | + |
10 | Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди. |
Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на СИНИХ карточках-табло ваш результат.
ПАУЗА.
А сейчас аукцион пословиц и поговорок. Одна пословиц – один жетон. А в это время мы попросим наших экспертов посчитать наши результаты. Бонусные баллы добавляем к заработанным.
Определяем победителей.
Теперь каждый считает свои жетоны, складывает их в конверт. Конверт подписать и указать к-во жетонов.
Ну а теперь скажите, чем был полезен наш урок? Что вы для себя вынесли с этого урока. Какие знания, умения или впечатления?
Всем на память – КАЛЕНДАРИК.
Перед тем, как уйти не забудьте прицепить смайлик к нашим любимым солнышку, деревцу или тучке.
А экспертов попросим оценить наши иллюстрации пословиц и поговорок, в которых есть числительные.
Спасибо за работу. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
обобщение и повторение изученного Цель: закрепление и расширение знаний об имени числительном. Задачи: повторить и закрепить материал по теме "Имя числительное": закрепить понятие о числительном как части речи, повторить деление числительных на разряды по значению и по составу обобщить знания об особенностях изменения числительных, повторить сведения о морфологических и синтаксических особенностях данной части речи развить умений отличать числительные от других частей речи, использовать числительные в своей речи ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 2
Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты с числительным будь дружен.
Круглый стол 1 уровень: Защита модели Фрейера 2 уровень: Игра «ВЕРНО - НЕВЕРНО» 3 уровень: Взаимопроверка. 4 1 круг: Морфологические признаки числительного
Пауза 1000 = ТЬМА!!! 5
Круглый стол 6 2 круг: РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ И ПО СОСТАВУ
Пауза 7 ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МИЛЛИОН!!!
Круглый стол 8 3 круг: ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
9
4 круг: СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Круглый стол 645 593 879 10
Игра «Я диктор» Пауза Из 545 килограммов макулатуры можно получить около 375 килограммов новой бумаги и изготовить около 12000 ученических тетрадей. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. 11
Круглый стол 12 5 круг: СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Пауза Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живет замками, И зовут его Семён. 13 АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
14
15
Предварительный просмотр:
1 круг. 2 уровень.
Карточка №
Если вы согласны с утверждением, поставьте + под номером вопроса, если не согласны, поставьте - | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
- Имена числительные делятся на количественные и порядковые
- Слово «двойка» - это имя существительное
- Имена числительные используются в разных стилях речи
- Составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями
- Мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать
- Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения
- У количественных числительных есть разряды, обозначающие дробные числа
- При склонении дробных числительных первая часть склоняется как количественное числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе
- В составных порядковых числительных склоняются все слова
2 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного | |||||
количественное | порядковое | простое | составное | ||
Пример: четырнадцать | + | + | |||
1 | Двенадцать | ||||
2 | Тридцать семь | ||||
3 | Сто шестнадцать | ||||
4 | Пятнадцатый | ||||
5 | Сто второй | ||||
6 | Триста тридцать пять | ||||
7 | Пятьсот двадцатый | ||||
8 | Шесть | ||||
9 | Двести одиннадцать | ||||
10 | Девятьсот три |
3 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в колонке справа, указав, где нужно писать Ь | |||
В середине | На конце | ||
Образец: Сем..надцат.. | + | ||
1 | Восем..надцат.. | ||
2 | Шест..надцат.. | ||
3 | Сем..сот.. | ||
4 | Девят..надцат.. | ||
5 | Пят..надцат.. | ||
6 | Девят..сот.. | ||
7 | Шест..десят.. | ||
8 | Сем..десят.. | ||
9 | Восем..сот.. | ||
10 | Пят..десят.. |
4 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка | ||
Образец: 1. Р.п. пятидесятью, | + | |
1 | Д.п. - тремстам двадцати пяти | |
2 | П.п. - о двухстах шестидесяти семи | |
3 | Т.п. - девяноста шести | |
4 | Р.п. - четырехста пятидесяти трех | |
5 | Т.п. - шестистами восемнадцатью | |
6 | П.п. - о восьмистах девяноста двух | |
7 | Р.п. - пятиста семьюдесятью трех | |
8 | П.п. – о ста двадцати восьми | |
9 | Д.п. – к сорока девяти | |
10 | Т.п. - семьюстами восьмьюдесятью одним |
5 круг 2 уровень
Карточка №
Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные | ||
Образец: Семеро одного не ждут. | + | |
1 | Шестеро девочек великолепно исполнили танец. | |
2 | Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге. | |
3 | Двое лошадей скакали по лугу. | |
4 | За лошадьми едва поспевали трое жеребят. | |
5 | Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы. | |
6 | На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова | |
7 | На столе стояло четверо стаканов. | |
8 | По обоим сторонам дороги двигались машины | |
9 | Трое котят забрались в папину шляпу. | |
10 | Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди. |
ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЕЛ
ЧИСЛО 7
У многих древних народов число 7 считалось особым числом. Жители Египта и Вавилона рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел 3 и 4. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребенок, а четыре – это число сторон света.
Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признают 7 смертных грехов. Известны семь чудес света, семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и так алее
Отразилось это число и в русских пословицах и поговорках.
1.Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2. У семи нянек дитя без глазу. 3. Семи пядей во лбу. 4. Семь бед – один ответ. 5. За семью печатями.
ТЫСЯЧА
На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма, которое сейчас осталось только во фразеологизмах: тьма народу, людей тьма-тьмущая.
ТРИДЕВЯТЬ
В сказках мы встречаем фразу «За тридевять земель». Возникает вопрос: это за сколько? За тридевять земель - это значит очень далеко. В старину цифровое значение трИдевять равнялось двадцати семи, то есть три раза по девять.
МИЛЛИОН
У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится ТЫСЯЧИЩА. Так мир получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.
СОРОК
Слово СОРОК в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
урок русского языка 6 класс "Имя числительное" по здоровьсберегающим технологиям
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»Цель:· предметные: ознак...
Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе
Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...
Урок русского языка 6 класс "Имя числительное"
В уроке применен исследовательский метод, где учащиеся сами находят ответы на проблемные вопросы...