презентация "Правописание гласной в корне слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Гукова Ольга Владимировна

данная презентация рассчитана на блок уроков, посвященных изучению темы "Правописание гласных в корне слова". Также презентация содержит 3 теста по данной теме, что может быть полезно при закреплении материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnyh_v_korne.pptx116.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание корней.

Слайд 2

безударная гласная в корне слова

Слайд 3

безударная гласная в корне слова Проверяемая (безударная гласная проверяется ударением) Непроверяемая (по орфографическому с ловарю) Чередующаяся (по правилу)

Слайд 4

Распределите слова по трем колонкам в зависимости от орфограммы 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела . Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела , картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча л_жало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию . 4. На б_рдовой _ тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели к_ртины , не терпящие прик_сновения . 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения . 7. Но в_сящее перед ним п_лотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении .

Слайд 5

Чередующиеся гласные в корне слова.

Слайд 6

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм . Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение , заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик , выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток , прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Слайд 7

Лес_ница ок_залась новой проч _ но ( з,с )битой и (не) скр_пела . Он взялся за верхнюю ступень осторожно по( т,д ) т_нулся и загл_нул в дверной проём . 2 . Утро зан_малось над посёлком роса бл_стела к_ртошка цвела и лес на склоне был тихий чуть по( т,д ) свечен_ый заревом из(за) хре ( п,б )та . 3 . П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч_ и м_няло к_нф_гурацию . 4 . На б_рдовой _ тласной др_пировке стен в дорогих рамах пол_жили картины . 5 . День выд_лся солнеч_ный ж_лтый вокруг г_рела лист( ъ,ь ) ями наб_рающая силу осень. 6.П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения . 7 . Но в_сящее перед ним полотно п_тр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким и( с,з )лучением тревоги. 8 . Он вышел в полном см_тении .

Слайд 8

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Слайд 9

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр .. сль , сокр .. щать , р.. скошный 2) предв .. рительно , ск .. кать , избирательная к.. мпания 3) благосл ..вить, безотл .. гательный , ди .. гональ 4) предпол .. жительно , прор ..стать, п.. норама

Слайд 10

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) д.. монстрация , зам.. реть , ж.. лтизна 2) выч ..тать, д.. сант , ч.. рстветь 3) д.. алог , зап ..рать, выл..ли 4) бл .. снуть , д.. серт , нагр .. вающий

Слайд 11

3.В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) инт ..нация, м.. ссажер , предл .. жение 2) б.. гаж , к.. мбинат , накл .. ниться 3) г.. лодание , соприк .. сновение , ох.. рактеризовать 4) погл .. тить , в.. лейбол , прил .. жение

Слайд 12

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? 1) неприм .. римый , кам .. ра , ном..р 2) прим.. рять туфли, отм ..рать, комм.. рсант 3) нам.. реваться , изм .. рять , м.. рцание 4) зам.. рли , зам.. рающий , сум .. рки

Слайд 13

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? 1) к.. лонна , водор .. сли , б.. калея 2) раздр.жать , нагр .. дной , ав .. нгард 3) сл .. гаемое , оз .. рять , дор.. сти 4) усл .. жнять , в.. робьиный , прил .. скать

Слайд 14

6. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. (15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички , которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

Слайд 15

7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне (1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

Слайд 16

8 . Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. (21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

Слайд 17

9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. (4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет . (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

Слайд 18

10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

Слайд 19

1. - 2) 2. - 3) 3. - 4) 4. - 3) 5. - 3) 6 . - растут, растений, выросшие 7. - растений, неразлагающихся 8. - коснуться, касаемся 9. - поклонялись, умирала 10. - загорелых (загорелые, загорелый )

Слайд 20

Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен . Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. Нас всегда учили см_рять чувства. Люди зам_рли , пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. В зар_слях травы прош_лестел ветер. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница . Т_мительный зной в _сел над г_рячим _ сфальтом . Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался , отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались , словно отр_женные в подернутой рябью воде. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа , выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление . 12 . Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13 . Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо . 14 . _ птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15 . В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге . 16 . Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

Слайд 21

Тест по теме: «Корни с чередованием»

Слайд 22

1: Выбери строчку, в которой на месте пропусков должна стоять буква И. А) выб .. ру , соб ..рательный, бл .. стящий . Б) соч ..тать, расст .. латься , зам..рать . В)проб.. раться , заж ..гать, прид .. раться . Г) выж .. чь , приб ..рать, зап .. реть .

Слайд 23

2. Выбери строчку, в которой на месте пропусков должна стоять буква А . А) кл .. няться , уг ..р, к.. саться . Б) заг .. релый , з.. ренька , г.. реть . В) пол..гать , к.. саться , р.. сла . Г) к.. сание , р.. стение , нам .. чить .

Слайд 24

3: Выбери строчку, в которой чередующаяся гласная буква в корне зависит от ударения . А)загар, поклон, выпирать. Б)прикоснуться, выращивать, заря. В)выбирать, обмакнуть, выстилать. Г)утварь, творение, творчество.

Слайд 25

4: Выбери строчку, в которой во всех словах орфограмма «Чередование гласных в корнях слов ». А)мирный, росток, растирать. Б)расстилать, вымирать, разгораться. В)очаровательный, полоскать, обежать. Г)водоросли, замереть, достижения.

Слайд 26

5.Укажите , в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву : а) г.. рела роща, интересное предл .. жение , немного подр .. сти ; б) обг .. реть на солнце, прик .. снуться к прекрасному, сл .. жение чисел ; в) зам.. реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст .. лать скатерть ;

Слайд 27

6. Укажите , в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву : а) ст..рать вещи, выт.. реть досуха, выб ..рать одежду ; б) бл ..стать на балу, отп ..рать дверь, проб.. раться через заросли малины ; в) оз .. рённый идеей, точка соприк .. сновения , сжатое изл .. жение .

Слайд 28

7. В каком ряду пропущены только чередующиеся безударные гласные корня ? а) к.. лонна , водор .. сли , б.. калея б) сл .. гаемое , оз .. рять , дор.. сти в) усл .. жнять , в.. робьиный , прил .. скать

Слайд 29

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква О ? а) инт ..нация, м.. ссажер , предл .. жение б) г.. лодание , соприк .. сновение , ох.. рактеризовать в) погл .. тить , в.. лейбол , прил .. жение г ) предпол .. жительно , прор ..стать, п.. норама

Слайд 30

9. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне . а) перег .. родка б) заг .. рать в) г.. рный г ) к.. солапый

Слайд 31

10. От чего зависит выбор чередующейся гласной в корне в слове ОЗАРЕНИЕ а) от суффикса, стоящего после корня; б) от ударения ; в) от проверочного слова

Слайд 32

Тест по теме: «Орфография»

Слайд 33

1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне? 1) Укр … шение , темн …та, пров …лился, док… зать . 2) Т… желый , выгл …деть, вып … тить , выт… нул . 3) Встр …чал, высв … тить , т… ория , согр … вать .

Слайд 34

2. В каком ряду пропущена одна и та же буква ? 1) Обн … вление , в… лнистый , изб… роздить , всп … хать . 2) Сп … сатель , м… лотить , ист … пник , пог … стить . 3) П… стреет , т… нистый , ст … клянный , см… ниться .

Слайд 35

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) Отр … сль , сокр … щать , р... скошный . 2) Предв … рительный , ск … кать , военная к… мпания . 3) Благосл …вить, безотл … гательный , ди … гональ . 4) Предпол … жительно , прор …стать, п… норама .

Слайд 36

4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О ? 1) Выск … чить , предпол … жение , к… снуться , пл … вучий . 2) Тв … рение , вск … чить , заг … релый , з… рница . 3) Оз … ренный , накл … нение , ур … вень , р… сла . 4) Вым … кнуть , р… стовщик , уг … реть , пл … вчиха .

Слайд 37

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е? 1) уб … ру , заст …лить, соч …тать, зап … реть . 2) уб …раю, отп … реть , выч … сть , зам… реть . 3) бл … стеть , выб … решь , прост… ралось , оп… реться .

Слайд 38

6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И? 1) выч ...т, взб … раться , отт ….рать, переб …рать. 2) оп… раться , разж …гать, бл … стательный , перест … лать . 3) соб … ратель , уд…рая, вым …рать, зап … ртый .

Слайд 39

7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О : 1) Понч …, расч … сывать , ж..г , реш … тка 2) Печ … нка , пч … лы , ш… лковый , чащ…ба 3) Щ… лка , ч… рствый , ж… нглер , уч …ба 4) Ш… колад , обж .. ра , ш… ры , ч… порный .

Слайд 40

8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё: 1) Ш… тландка , капюш …н, сч …т, маж … рный 2) Ш…рты, пощ …чина, обж … ра , Печ … ра 3) Крыж...вник. ш…к, ш…пот, ш… фер 4) Ож …г (руку), веч … рка , ж… лудь , ж.. сткий .

Слайд 41

9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Ё? 1) Ш… мпол , изж …га, ч… лн , стаж…р 2) Ч… рт , ж… лтый , ж… рнов , чеч … тка 3) Дириж …р, ш… ссе , кош... лка , уч … ный

Слайд 42

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ц…трус, ц ….тата, ц…. корий 2) ц… вилизация , отц …, жрец…., позиц …..я 3) певц …м, жрец…м, птиц…й, наглец…м

Слайд 43

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? 1) р... зрастаться , р… сстановка , р… зрыв , р... ссказ 2) … тозвать , в… зглавить , д... поздна , пр...бабушка 3) пр …звание, пр...годиться, пр... способить , пр … датель

Слайд 44

12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ? 1) об... емный , пред... явитель , п... еса , раз… яснение 2) ад... ютант , раз...яренный, раз... езд , двух…ярусный 3) в...южная, пред…обеденная, с…язвить

Слайд 45

13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь? 1) красный кирпич…, песок сыпуч… 2) выйти замуж…, уйти проч … 3) серая мыш …, пробить бреш …

Слайд 46

14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь? 1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивает… ся похвалой защитникам России. 2) Скотинины ничему не могут научит… ся и тем гордятся. 3) Недаром говорит… ся , что дело мастера боит … ся .

Слайд 47

15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О . 1) молодож …н, туш… нка , затуш … вывать , свеж… 2) нож… вка , друж …к, меш…чек, увлеч ... нный 3) старич ...к, сач …к, холщ ...вый, испеч … нный 4) алыч …вый, парч …вый, кумач…вый, толч …к

Слайд 48

16. В каких словах пропущена буква О? 1) ож … говый 2) ноч … вка 3) перч … ный 4) волч ...нок

Слайд 49

17. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? По приказу дивизио (1) го командира войска были сосредоточе (2)ы на левом фланге и искусно замаскирова (3)ы.

Слайд 50

18. Укажите цифры, на месте которых пишется две буквы Н? Здесь есть хорошая гости(1) ица , особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3) ыми в пря(4)остях.

Слайд 51

19. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е? 1) о дальн …м путешестви … 2) на бушующ …м простор… 3) в бодрящ ... йся свежест …

Слайд 52

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ? Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.

Слайд 53

ответы 1. - 2 2. - 3 3. - 2 4. - 4 5. - 1 6. - 2 7. - 4 8. - 4 9. - 2 10. - 1 11. - 1 12. - 2 13. - 3 14. - 2 15. - 4 16. – 1,4 17. - 2,3 18. -2, 3 19. - 2 20. - -1,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Чередование гласных в корне слова

Урок-презентация для 10 класса...

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"

Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"

Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...