Эссе "Учить нельзя воспитывать!"
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Эссе «Учить нельзя воспитывать!»
Учителя русского языка и литературы
Биче-оол Долааны Артуровны
МБОУ СОШ с. Ак-Тал
«Учить нельзя воспитывать!» трудно поставить запятую, не так ли? Но почему? Давайте рассмотрим все по порядку.
Что значит учить?
Различают два понятия: учение и обучение. Каждый может найти из словарей определения понятиям учение и обучение.
Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый, в ходе которого учитель преподносит знания, обучает методам и приемам осмысленного приобретения, закрепления и применения знаний на практике, проверяет качество знаний, умений, навыков.
Учение – одна из сторон процесса обучения – активная познавательная деятельность ученика в овладении знаниями и навыками, их применении в практической деятельности. То есть, учение – основная задача школьного образования. А учить – это основная задача учителя. Учитель дает ученикам знания по определенным предметам, формируя у них конкретные умения и навыки. Но ведь не просто – объяснить детям, да так, чтобы они запомнили и научились.
Поэтому личность, опыт и педагогические качества учителя играют важную роль, чтобы научить детей и дать им качественное образование. Учитель – это пример для учеников.
Для начала учителю необходимо мотивировать учащихся на обучение и изучение. Ученик должен понять, зачем ему учиться, зачем ему учить разные темы, предметы. Далее учитель должен построить таким образом, чтобы интерес и мотивация учения сохранялись на всем протяжении обучения.
Процесс обучения на сегодняшний день характеризуется, как известно, огромным разнообразием программ и учебников. К выбору программы учитель должен подходить осознанно, учитывая особенности детей и школы.
Как мы выяснили, учить – основная задача, то и вернее будет фраза – «Учить, нельзя воспитывать!»
Тогда давайте рассмотрим, что такое воспитание.
Хотя, у меня не так много педагогического опыта, но мне, как и каждому учителю, известно, что учить детей легче, чем воспитывать. А в чем же эта разница заключается?
Ведь обучение и воспитание – два взаимосвязанных и неразрывных процесса.
А помните, как нас всех учили – перед проведением урока всегда ставить цель и задачи урока, которые включали в себя развивающие, образовательные и воспитательные!
Что же мы воспитываем в учениках? Это может быть воспитание уважения к окружающим, окружающему – к людям, к Родине, к труду и т.д.
Воспитание – комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности. А ведь повлиять или изменить личность или отдельные ее черты очень трудно.
Если допустить ошибки в воспитании, то изменить это будет уже труднее, чем изменить ошибки при обучении ребенка. Если не получилось дать определенные знания ребенку, то это исправимо, к тому же, знания могут прийти с опытом. Если не получилось воспитывать в ребенке какое-то чувство или качество, то со временем будет труднее. Перевоспитывать или воспитывать. Ведь личность ребенка формируется, а не стоит на месте. А на сформированную личность трудно повлиять.
Воспитывать нужно с самого детства, в дошкольном и младшем школьном возрасте, ведь при переходе на среднюю ступень обучения, личность и мировоззрение ребенка практически сформированы. То есть дошкольный и младшешкольный возраст – это самые главные и важные этапы в развитии ребенка.
Согласитесь, что воспитанный человек, но малообразованный более приятный в общении, чем человек образованный, но не воспитанный! Ведь, как говорится, «век живи, век учись». Учиться мы можем в любое время, но изменить себя внутри нам представляется уже невозможным или очень трудным.
Таким образом, в этом плане воспитание становится важнее обучения! И фраза «Учить нельзя, воспитывать!» будет правильнее. Но!
Но я считаю, что нельзя сравнивать учение (обучение) с воспитанием, выводить на первый план что-то одно, а другое попросту не учитывать. К тому же это будет не педагогично.
Поэтому лучше слово «нельзя» просто убрать, а добавить другое слово – «Учить, воспитывать, любить!» Учитель может хорошо преподносить знания учащимся, но и это он должен делать с любовью к своему предмету, к своей работе и, конечно же, к своим ученикам. Озлобленный учитель куда менее приятный для ребенка, чем учитель, который проявляет уважение и любовь. Поэму учите, воспитывайте и любите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект собрания "Как правильно воспитывать ребенка"
Данный конспект поможет педагогу детского сада грамотно провести собрание для родителей по проблеме воспитания ребенка в зависимости от типа его темперамента. Правда, требуется предварительная работа ...
родительское собрание "Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?"
родительское собрание подготовлено для родителей десятиклассников, но может быть проведено и в других классах. В современном обществе все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Что так...
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Эссе "Воспитывая - воспитываем своим примером"
Эссе о воспитании...
Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".
Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай». Существует легенда….. Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...
Эссе "Учить нельзя воспитывать"
Эссе "Учить нельзя воспитывать"...
Эссе на тему: "Учить нельзя воспитывать. Где поставить запятую?"
В рамках участия в районном конкурсе профессионального мастерства "Педагог года - 2020" первым конкурсным испытанием было написание эссе...